СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе»

МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа»











Урок русского языка в 4 классе

( УМК "Школа России")

по теме

«Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам » .













Учитель начальных классов

Меренкова Валентина Ивановна

2024-2025 уч.год

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять

Образовательные задачи:

  • развивать умение правильно писать окончания глаголов в

прошедшем времени в зависимости от рода и числа.

  • совершенствовать умения делать синтаксический разбор

предложения

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес, мышление обучающихся;

  • развивать умения и способности обучающихся работать самостоятельно, в парах, с карточками;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей;

  • воспитывать нравственные качества личности: ответственность, трудолюбие



Оборудование:

компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, карточки




Прогнозируемые результаты



Личностные:

  • ценностное отношение к процессу изменения глаголов прошедшего времени по родам и числам;

  • осознание практической важности определения морфологических признаков глагола прошедшего времени;

  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

  • осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.



Метапреметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;

  • умение находить способы решения поставленной цели по определению различения временных форм глагола;

  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.



Предметные:

  • умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа;


  • умение применять знания в жизненных ситуациях

  • совершенствовать умения делать синтаксический разбор

предложения

УМК: Школа России

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс/ М., Просвещение,

2018 г.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Ход урока


I. Организационный момент

Девиз урока: Хочешь альпинистом стать – иди в горы. Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить, наблюдать.

Сегодня на уроке мы будем исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, способствующий получению новых знаний)

Карточка:  ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

– Где можно узнать значение этого слова? (Толковый словарь)
– Сколько слогов в этом слове?  Почему? Ударный? Проговорим слово.

II. Каллиграфическая минутка

Я пишу это слово на доске, а вы пишите в воздухе и проговариваете.
Запишите слово в тетрадях 1 раз.
– На какой вопрос отвечает слово  ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? (Кто?)
– Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос Что делать(Исследовать)

Карточка:  ИССЛЕДОВАТЬ

– Что можно сказать об этих словах? Почему? (Родственные)
– Проговорим и запишем дату нашего исследования.

III.Формулировка цели урока и постановка учебных задач.  

-Ребята, перед нами отрывок К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

(чтение учащимися) (слайд)

 Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии летали;
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.


-Какие образные средства использует автор?

(олицетворение : ревела буря, ветры бушевали)

- Какими словами автор передает состояние природы?

(Ревела, шумел, летали, гремел, бушевали).

-Что объединяет эти слова?

(Это глаголы прошедшего времени, единственного числа).

-Докажите.(Во всех глаголах есть суффикс л).

-Прочтите первое предложение


Ревела буря, дождь шумел. 

Запишите предложение

Назовите глаголы.


-В каком времени употребляются глаголы?

-Ребята, сформулируйте тему нашего урока?

« Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 

-Какие поставим цели? (Определять род глагола, писать правильно окончание)

- Можете ли вы сделать вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени? (по родам)

- Что меняется у глаголов прошедшего времени? (окончание)

-Назовите окончание. (Ревела- ж.р. ед.ч., окончание а; шумел- м.р. ,ед.ч., окончание нулевое).

-Все глаголы назвали? Найдите и дайте характеристику глаголу в предложении

(Глаголы– летали, бушевали прошедшего времени, множественного числа).-

-Назовите окончание глаголов.

-Определяется род во множественном числе?  (Во множественном числе все глаголы имеют окончание -и, род глагола не определятся).

-Ребята, а теперь прочитаем следующие строки из стихотворения А.С.Пушкина.


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.


-Запишем первое предложение

- Что вы можете о нём сказать?(Глаголы дышало, блистало стоят в прошедшем времени, имеют окончание -о. Связано с существительным небо, солнышко с.род,)

Вывод:

-Продолжите предложения: В результате наблюдений за изменением глаголов прошедшего времени, я знаю, как пишутся ….(окончания глаголов м.р., ж.р., ср.р., мн.ч.)

IV. Работа над решением поставленных задач  

1.Работа в парах.- У вас на столе лежат таблица для исследования. Заполните её.

- Выделите окончания глаголов.

Глагол

Прошедшее время


Мужской род

он

Женский род

она

Средний род

оно


Петь

Играть

Рисовать

Убежать





Зачитывают столбики ответов.

Самопроверка (Плюс +)

- Сделайте вывод.

2.Работа с таблицей в учебнике.

- Давайте сравним результаты нашего исследования с данными таблицы в учебнике на стр. 110. (упражнение 231)

– Прочитайте таблицу. Поставьте вопрос к каждому глаголу. Сравните окончания в вопросах и в глаголах. - Почему глаголы изменили свои окончания?

– Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?
– В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

Делают вывод: формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива или прошедшего времени с помощью суффикса -л- и окончаний рода и числа. В формах мужского рода единственного числа показателем рода и числа является нулевое окончание. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Форм лица у них нет

- Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?


Физкультминутка "Замок" 

На двери висит замок, (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок")
Кто открыть его бы смог? (повторение движений)
Потянули, (пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону)
Покрутили, (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе)


3.Работа по учебнику (упражнение 232).

– Прочитайте. Какие формы глаголов прошедшего времени образованы от неопределенной формы?
– Запишите глаголы в прошедшем времени в мужском, женском и среднем роде и во множественном числе.
– Обозначьте ударение. Запомните произношение глаголов в этих формах. Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. 


4.Самостоятельная работа (в парах) (слайд )

-Ребята, а сейчас работаем с текстом. Первый ряд – находит предложения с глаголами прошедшего времени среднего рода, второй ряд- с глаголами прошедшего времени женского рода, третий ряд-с глаголами прошедшего времени множественного числа. Подчеркните предложения. Выделите окончания.


Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка.

VI Рефлексия

-О чём расскажете своим родителям?

У глаголов какого времени и в каком числе можно определить род?

- Как определить род у глаголов в прошедшего времени в единственном числе? Что можете сказать о своей работе? 

-В начале урока мы ставили перед собой цель: систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.

-Как вы думаете, мы выполнили свою цель?



















.