СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды и приемы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды и приемы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ.



При работе с математическим планшетом развивается мелкая моторика, фантазия, пространственное восприятие, усидчивость. Ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, учится действовать по образу и самостоятельно конструировать.

Р астягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребёнок может «нарисовать» самые разные предметы. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребёнку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т.д. В качестве подсказки вы можете нарисовать простенький чертёж, но не спешите показывать его ребёнку – дайте ему время попробовать самостоятельно справиться с заданием.



Математический планшет прост в использовании и очень функционален. Такой тренажёр легко изготовить своими руками. Для этого понадобятся:

- прямоугольный кусок фанеры или обычная разделочная доска;

- цветные силовые кнопки;

- карандаш и линейка для разметки доски;

- молоток;

- разноцветные резиночки.

Уникальная методика «рисования резиночками» даст ребёнку возможность почувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, наладит связь с живым объектом и его схематичным изображением, развивая абстрактное мышление, воображение, а также поспособствует развитию таких качеств как внимание, образное мышление, воображение.



ШНУРОВАЛЬНЫЙ ПЛАНШЕТ.



Игры со шнуровальным планшетом развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

Шнуровальные планшеты являются очень эффективными тренажерами для мелкой моторики пальцев рук, помогают развитию речи и умственных способностей. Они обладают большим потенциалом, позволяют вышнуровывать на плоскости контурные изображения различной тематики и степени сложности, что делает игрушку занимательной и полезной. По сути, шнуровальный планшет - это полноценный конструктор, возможности которого неисчерпаемы.

Сделать шнуровальный планшет совсем

несложно. Для этого можно использовать пластиковую доску для работы с пластилином или непрозрачную крышку от пластикового пищевого контейнера.

Для создания сюжетных контурных рисунков можно использовать два различных приема закрепления шнурка.


Стежки, соединяющие два отверстия, находятся на любом расстоянии друг от друга. Этот привычный прием позволяет создавать только прямые линии.


Закрепление одного шнурка на поверхности планшета с помощью другого. Закрепляющий шнурок продевается в отверстие, обхватывает закрепляемый и снова продевается в то же самое отверстие (так шьет швейная машинка). Этот прием позволяет создавать не только прямые, но и изогнутые линии, что значительно расширяет возможности для творчества.

Несмотря на простоту приемов, возможности шнуровального планшета очень велики и разнообразны. С помощью шнурков можно вышивать растения, животных, предметы, технику, архитектурные сооружения и многое другое.



ИГРА «БУСЫ».



Нанизывание, как и шнуровка, — отличный способ развития координации движений, ловкости, меткости и конечно мелкой моторики рук. Такая игра развивает сообразительность и усидчивость, помогает показать ребенку, как можно самостоятельно создать интересную игрушку. Нанизывать можно все что нанизывается: разрезанные на части трубочки, пуговицы, бусы и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябин.

С помощью этой игры также можно изучать цвета, учиться счету, если сделать бусины различного размера можно изучать понятия «большой-маленький», «короткий-длинный» и т.п.

Обыграть это пособие можно следующим образом: расскажите ребенку, как его маме нравятся бусы, объясните, что он сам сможет сделать бусы в подарок и покажите как. Можно сделать бусы для куклы и тут же примерить на модель.

Другой вариант: веревочка — это поезд, длинный состав с вагонами, который необходимо провести через туннели — бусины, проводя веревку через бусину можно проговаривать «Поезд едет через туннель, ту-ту, чух-чух-чух»

А также можно придумать несколько игр с применением считалок, учиться прибавлять и вычитать, нанизывая и снимая бусины с веревки.

Сделать бусы ребята могут сами.

Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых при обучении письму.

СУХОЙ БАССЕЙН.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:

- нормализации мышечного тонуса;

- стимуляции тактильных ощущений;

- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Многие дети с ОВЗ испытывают специфические трудности формирования графических навыков: они неправильно держат карандаш или ручку, не могут плавно прослеживать глазами за движениями своей руки.

Для коррекции этих трудностей необходимо, прежде всего, научить ребенка правильному захвату карандаша, для чего требуются специальные коррекционные упражнения. Изначально необходимо развить дифференцированные движения пальцев рук, умения складывать большой палец «в щепотку» и захватывать крупу. Перекладывать её в миску, прослеживая глазами за движениями руки. Для этой цели идеально подойдут упражнения в «сухом бассейне».

Золушка.

Насыпать в миску красную и белую фасоль. Помните, как в сказке злая мачеха заставила Золушку перебирать крупу, чтобы отделить рис от чечевицы? Так это замечательная тренировка для пальчиков! Позвольте ребенку перебирать крупу и раскладывать её по баночкам, красную в одну баночку – правой рукой, а белую в другую, левой рукой.

Можно усложнить задание и перебирать фасоль пинцетом или китайскими палочками.



Фасоль.

На дне «бассейна» спрятать геометрические фигуры или объёмные буквы. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем с закрытыми глазами найти и достать фигуру, не открывая глаз назвать форму или отгадать букву.

Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.



Тесто.

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто, перебирая пальцами фасоль.



М есим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Стираем платочки.

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка

стирают платочки.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.





Цветочная полянка.





Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук. Закрепление цвета.

Ребенок откручивает пробки от пластиковых бутылок по часовой стрелке.





ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМи.



Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие творческого воображения.

Игры с обычными бельевыми прищепками учат детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию. Способствуют расширению и активизации словаря ребёнка, а также развитию памяти и мышления. Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков.

Вложите прищепку в руку ребёнку и помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.  

 

Лиса

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, зайчика пугает.



Гусь

«Га-га-га, - гогочет гусь,-

Я семьёй своей горжусь».



Птичка

Водить прищепкой вправо-влево. Руку с открытой прищепкой наклонить к поверхности стола и закрыть (несколько раз).

Птичка клювом повела,

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,

Птичка песенку запела.



Далее поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:



«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».



Если ребёнок научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему смастерить что-нибудь из прищепок. Проявив немного фантазии, из прищепок можно сделать интересные игрушки, к примеру, самолёт.





Самолёт, самолёт

Отправляется в полёт.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда.





Сделайте различные заготовки из цветной бумаги и картона с недостающими деталями, которые можно дополнить прищепками, это могут быть: ёлочка, берёзка, стебелёк цветка, солнышко, облачко, животные, овощи и т.д. Предложите ребёнку прищепить к ним разноцветные прищепки. Так у вас получатся васильки, ромашки, у солнышка появятся лучики, у облачка дождик, у ёжика иголки и т.д. И параллельно будете обучать ребёнка цветам. Для развития речи используйте детские потешки и стихи.

Береза.

Белоствольная берёза

В холода весну ждала.

В мае листья распустила,

Ветки к солнцу подняла.

Ёжик

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.



ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК.



В мешочек складываются различные предметы, буквы, цифры. Ребёнок запускает руку в мешочек и опознаёт предметы, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ.



Цель: определение развития точности движений, подготовка руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля над собственными действиями.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо аккуратно выкладывать камешками, пуговицами, фасолью, вырезанными из картона кружочками и т.п. параллельные линии в определенном направлении или различные узоры. Для развития речи, лучше всего объяснить, что это за дорожка, куда он ведет, и кто по ней должен пройти. («Эта дорожка от домика Красной шапочки к домику её бабушки». «Эта дорожка - в замке Снежной Королевы, она изо льда. Герда должна пройти по ней, чтобы спасти Кая».)





ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ.



Дети любят играть с пластилином. Из него можно создать все, что захочется:

-скатать самый маленький шарик;

-скатать самый большой шарик;

-скатать короткую "колбаску";

-скатать длинную "колбаску";

-скатать высокий столбик;

-скатать низкий столбик;

-разделить столбик на две (три, четыре) равные части;

-раскатать лепешку, "попрыгать" по ней пальцами (кулачками) - на что это стало похоже?

-скатать длинные "веревочки", а из них сплести косички;

-накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек) и т.д.


ИГРЫ С БУМАГОЙ, КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ,

БУСАМИ, ОРЕХАМИ.



Цель: научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Предложить ребенку катать между большим и указательным пальцами горошину, затем придавливать поочередно каждым пальчиком обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

При выполнении этих упражнений ребенок проговаривает стихотворения:



Карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Орехи.

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ.


Этот комплекс упражнений поможет ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки.


ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СНЕЖИНКИ».


Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

УПРАЖНЕНИЯ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.


В этих упражнениях хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

На ровной поверхности из палочек очень интересно и полезно выкладывать рисунки различных предметов. Начинать лучше с простых геометрических фигур. В процессе упражнения необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Ребенок может проявить свою фантазию и выложить из палочек свою картинку.


ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.

С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.

В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки. Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.


Игры-занятия следует начинать со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.



Такие упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с особыми потребностями в развитии. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.


После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании, развивается пространственная ориентация.

Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

РИСОВАНИЕ ПО КРУПЕ.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу (манку). Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем предложите ему нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.


4