Влияние физической культуры
на психологическое состояние студентов
Маркова Ульяна Александровна –
студент факультета психологии и педагогики,
СурГПУ, Рф, г. Сургут, u.a.markova2003@gmail.com
Муштай Кристина Александровна –
научный руководитель, кафедра физического воспитания,
СурГПУ, Рф, г. Сургут, kris4450@mail.ru
Аннотация: Данная статья анализирует влияние физической активности студентов высших учебных заведений на их психологическое здоровье. Показана взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием студентов и положительный эффект занятий спортом на их здоровье. В статье также упоминается полезность физических упражнений для улучшения учебной деятельности студентов.
Ключевые слова: физическая культура, психологическое здоровье,
тревога, учебная деятельность.
В последнее время взаимосвязь между спортивной деятельностью и психологическим благополучием привлекла внимание научного общества. Многочисленные исследования показали, что между обеими переменными существует прямая связь. Кроме того, было установлено, что все виды физкультурно-спортивной деятельности способствуют положительному психологическому благополучию независимо от среды, в которой они выполняются. В частности, регулярно выполняемая физическая активность связана с высоким уровнем удовлетворенности жизнью, качеством жизни и счастья, а также развитием структур и ресурсов для получения удовольствия от стабильной и сбалансированной жизни. В свою очередь, выполнение физической активности посредством частых и регулярных спортивных программ или самостоятельных занятий связано с улучшением не только самочувствия, но и психического здоровья, автономии, памяти, образа тела, оптимизма, эмоциональной ясности и умственной гибкости.
Исследования показывают, что во время физической активности происходит увеличение кровотока и поступление кислорода в мозг, что способствует его лучшему функционированию. Также при выполнении физических упражнений организм вырабатывает эндорфин - гормон счастья, который повышает настроение и снижает стресс. Кроме того, регулярные тренировки способствуют нормализации уровня серотонина - вещества, ответственного за эмоциональное состояние человека. В результате физических нагрузок человек становится более энергичным, концентрированным и способным к лучшей работе мозга, что приводит к повышению настроения и созданию ощущения приятного расслабления после тренировки. Это помогает справиться со стрессом, а также улучшает самооценку и повышает уверенность в себе. Поэтому физические упражнения являются не только отличной профилактикой различных психологических расстройств, но и помогают поддерживать психическое здоровье в хорошей форме.
Также физическая культура способствует улучшению социальной адаптации студентов. Занимаясь спортом или участвуя в командных играх, они получают возможность общаться с другими людьми, работать в команде и развивать навыки лидерства. Это помогает им лучше интегрироваться в учебную среду и общество в целом. Более того, занятия спортом способствуют развитию таких качеств как целеустремленность, выносливость и командный дух. В процессе тренировок студентам приходится работать в команде или соперничать друг с другом. Это помогает развить навыки работы в коллективе, адаптивности к новым условиям и лучше понимать значимость сотрудничества.
В 1970 году было проведено первое исследование, которое изучало влияние физической активности на настроение. В рамках этого исследования две группы мужчин были задействованы: одна группа участвовала в шестинедельной программе интенсивных тренировок, включающих бег, плавание и езду на велосипеде, в то время как другая группа продолжала свой обычный сидячий образ жизни. Результаты показали, что участники, занимающиеся физическими упражнениями, быстрее преодолевали депрессию. С течением времени депрессия среди студентов становится все более серьезной проблемой из-за давления успеваемости, социальных взаимодействий и личных проблем. Однако существует много данных, подтверждающих, что физическая активность может помочь предотвратить и лечить депрессию. Регулярные занятия спортом приносят пользу не только физическому здоровью, но и улучшают психологическое состояние, особенно у студентов. По данным недавнего исследования Гарвардской школы общественного здравоохранения, всего 15 минут бега или час ходьбы в день могут снизить риск глубокой депрессии на 26%. Кроме того, регулярные физические упражнения могут помочь снизить вероятность рецидивов.
Польза физической активности для психологического благополучия зависит от отношения и поведения людей к физической активности и спорту. Позитивное отношение и поведение к физической активности определяют восприятие людьми собственного здоровья и психологического благополучия. Физическая культура, бесспорно, оказывает благоприятное влияние на психологическое состояние студентов. Регулярные занятия спортом снижают уровень стресса и тревожности, что повышает эффективность учебы и улучшает настроение. Физическая активность также помогает студентам бороться с депрессией и улучшает самооценку. Кроме того, занятия физической культурой способствуют выработке дисциплины, настойчивости и целеустремленности, что важно для развития личности студента.
Исследования отечественных авторов подтверждают положительное влияние физической культуры на психологическое состояние студентов. Например, Миндубаева Ф.А. и Харисова Н.М. (2019) выявили, что регулярные занятия физической культурой улучшают психологическое состояние студентов и снижают уровень тревожности и депрессии. Также было отмечено, что студенты, занимающиеся спортом, имеют более высокий уровень самооценки и уверенности в себе. Другие исследования, проведенные Мельниковой О. А (2015), показали, что занятия физической культурой способствуют развитию лидерских качеств и формированию целеустремленности у студентов. Также было отмечено, что физическая активность помогает справляться со стрессом и повышает уровень работоспособности. Исследование таких авторов, как Карнаухова Я. В., Слепова Л. Н., Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б. (2019) подтвердило, что занятия физической культурой улучшают настроение и способствуют формированию позитивного отношения к жизни у студентов.
Мировые исследования также подтверждают позитивные аспекты физической культуры и спорта. Например, исследование, проведенное в США (Abbott, R., Ploubidis, G., Huppert, F., Kuh, D, 2018), показало, что занятия йогой и медитацией улучшают психическое здоровье студентов и помогают справляться со стрессом. Исследование, проведенное в Канаде (Berzonsky M.D., 2018), выявило, что занятия физической культурой улучшают самооценку и уверенность в себе у студентов, а также способствуют формированию социальных навыков и укреплению социальных связей. В европейском исследовании было показано, что физическая активность улучшает психологическое здоровье студентов и помогает снизить уровень тревожности и депрессии.
Физическая активность является наиболее популярной из всех видов деятельности, которым молодые люди посвящают свое свободное время. Более того, это практика, которую молодые люди связывают с восприятием самоопределения и высоким уровнем удовлетворенности. Они считают физкультурно-спортивную деятельность положительным аспектом своей жизни из-за ее способности продвигать ценности, связанные с их психологическим благополучием, наряду с расслаблением, ответственностью, приверженностью делу и личным удовлетворением.
Цель исследования – определить влияние физической культуры на уровень психологического состояния студентов.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 37 студентов Сургутского государственного педагогического университета в возрасте от 18 до 21 года.
Задачи исследования:
1.Оценить уровень физической активности у студентов
2.Изучить уровень стресса и тревожности у студентов.
3.Определить связь между уровнем физической активности и психологическим состоянием.
4.Определить предпочтения в выборе видов физических упражнений и их влияние на эмоциональное состояние.
5. Проанализировать общее отношение студентов к занятиям физической культурой и их восприятие этой деятельности.
Для того чтобы определить влияние физической культуры на уровень психологического состояния студентов мы провели опрос, благодаря которому мы смогли узнать, что у 92,9% физические нагрузки влияют на психологическое состояние. 71,4% физические упражнения помогают преодолеть стресс, которому они подвергаются во время учебы. Также 57% студентов стараются систематически заниматься физической культурой.
Таким образом, мы поняли, что занятия физической культурой и спортом являются полезными для психологического здоровья студентов. Они помогают справиться со стрессом, повысить настроение и самооценку, а также улучшить когнитивные функции.
В заключении следует отметить, что важно правильно выбирать занятия, так как занятия спортом помогут сохранить физическое и психологическое здоровье, а также развить личностные качества, о которых мечтает каждый человек. Студентам рекомендуется регулярно заниматься физическими упражнениями как способом снятия нервного напряжения и поддержания психического здоровья. Систематическое тренирование мышечной системы через физическую активность оказывает положительное воздействие на организм, стимулирует интеллектуальную деятельность и повышает продуктивность умственного труда. Введение оптимальных физических нагрузок в учебный процесс создает благоприятные условия для смягчения негативного влияния внешней среды на психологическое состояние студентов.
Источники
Бичев В.Г. Влияние физических нагрузок на эмоциональное состояние студента // Международный журнал гуманитарных и специальных наук. 2019. №41. С.87-94.
Карнаухова Я. В., Слепова Л. Н., Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 7-2. С. 78-91.
Миндубаева Ф.А., Харисова Н.М. Влияние физической культуры и спорта на личностные особенности студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-2. С. 244-248.
Физическая активность среди студентов // Всемирная организация здравоохранения. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity
Ильин, Е.П. Психология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1987. – 654 с.
Радионова Екатерина Николаевна. Влияние физической культуры на психологическое состояние студентов // Наука через призму времени.-2023.-№11