Научно – исследовательская работа на тему:
«Влияние интернет – ресурсов
на современного подростка»
Выполнила: Качагова Умусалимат Гусейновна- педагог-психолог
Глаза устали от экрана, Но снова пялюсь в монитор. Спроси, зачем мне это надо, Да, понимаю, перебор… Но оторваться нету силы, Я словно зомби у ПК… Мы в НЕТЕ все как пассажиры Застряли, дать бы нам пинка. Неизлечимая зараза, Проклятый этот Интернет. Мы в предвкушении экстаза, Нам ничего милее нет. Но продолжаться так не может, Ведь должен быть всему предел. Здоровье нам, друзья, дороже, Еще есть куча разных дел.
Цель проекта.
Выявить и изучить особенности интернет – зависимости у подростков, установить влияние отдельных составляющих Интернета на их психику.
Интернет - зависимость.
Задачи проекта.
1. Провести изучение и теоретический анализ литературы по данной проблеме.
2. Проанализировать результаты исследования, определить наличие проблемы - интернет - зависимости у подростков нашего учреждения.
3. Выявить причины возникновения интернет - зависимости.
4. Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета на подрастающее поколение.
5. Выработать практические рекомендации по профилактике и предупреждению интернет - зависимости у подростков.
Вступление к теме.
Многие поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации - устным словом. С появлением бумаги, изобретением наборного шрифта и печатного станка, а затем типографской машины, распространение печатного слова приобрело массовый характер. С возникновением в 20 веке электронных средств связи характер СМИ - а фактически жизни в целом - изменился коренным образом. Немалую роль здесь играет такое явление, как глобальная сеть Интернет.
Глобальная сеть Интернет.
Проблемное обоснование.
В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных подростков вообще не представляют себе без него ни учёбу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном. Хорошо это или плохо? Проблема использования подростками интернета, особенно использование его в качестве коммуникационной среды для образования, самообразования и проведения досуга становится все более острой. Именно эту проблему я считаю № 1 в среде молодежи, особенно в среде подростков.
Актуальность.
Интернет , несмотря на все величие, несет обществу множество проблем, одной из которых является его влияние на психику человека. До сих пор ученые – психологи не могут до конца выяснить влияние виртуального мира на нашу психику. Поэтому, я считаю эту тему актуальной и в свете современного времени она заслуживает особого внимания , т.к. наиболее подвержены Интернет - зависимости и влиянию новых компьютерных технологий подростки.
Это актуально!!!
Гипотеза исследования.
Интернет - зависимости патологически подвержено все молодое поколение, но среди молодежи существуют определенные группы риска – подростки , в большей степени подверженные интернет - зависимости, которые предпочитают виртуальную жизнь реальной.
Практическая направленность.
- Объект исследования: интернет – зависимость подростков (12 -18 лет).
- Предмет исследования: особенности интернет – зависимости у подростков.
- Область исследования: психология и социология.
- *Теоретический анализ научных источников.
- *Метод анкетирования.
- *Метод социологического опроса.
- *Метод статистической обработки результатов.
Этапы работы.
- Подготовительный (поисковый)- определение темы, цели и задач исследовательской работы.
- Планирование работы (аналитический)-
определение источников, сбор и анализ информации.
- Исследовательский (практический)-
сбор информационных данных (работа с воспитанниками и работниками учреждения: анкетирование, соц.опрос).
- Презентационный- подготовка и проведение презентации исследовательской работы.
«Интернет-зависимость».
У подростков возникает тенденция засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует Интернет до двух, трех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. Бессонные ночи, употребление кофе и других тонизирующих средств способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы подростка.
Выборка исследования.
Мною проводились исследования на базе «Каргатского СУВУ».
1) В эксперименте принимали участие воспитанники 1 – 7 отделений в количестве 59 человек.
2) В социологическом опросе приняли участие учителя, воспитатели, соц. педагоги в количестве 22 человек.
Какой из 3 предметов наиболее необходим для вашей жизни? (ПК, Мобильный телефон, Телевизор)
Знакомы ли вы с Интернетом? (Да, Нет)
Сколько времени вы проводите в сети – Интернет? (30 мин., 1 час, 2 часа, 3 часа, более 4 часов )
Как часто вы используете Интернет? (Редко, Обычно, Чрезмерно)
Результаты исследования показали.
- В зону риска среди подростков 12 -18 лет нашего учреждения попадают 33 % опрошенных.
- Гипотеза оказалось верной : у подростков среднего и старшего возраста существует Интернет-зависимость и игровая зависимость.
- Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека.
- Я считаю, что говорить о синдроме Интернет – зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.
- На мой взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя.
- Зачастую Интернет–зависимость – это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Мне кажется, что в таких случаях Интернет хотя бы частично помогает человеку.
- Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие Интернет – зависимости.
- Говорят, что Интернет – благо «нового поколения», я согласен с этим и надеюсь, что новое поколение воспользуется Интернетом во благо.
Результаты анкетирования показывают.
- Воспитанники достаточно адекватно воспринимают возможности Интернета как источника информации в первую очередь. Но, однако, непринятия подростками отрицательных сторон Интернета и компьютера могут привести к негативному влиянию на психическое и физическое здоровье личности.
- Можно ли помочь этим молодым людям? Лечение компьютерной и интернет - зависимости разной степени может проводиться различными методами. Но, перед тем как принять окончательное решение о лечении человека от компьютерной зависимости, надо понять, почему он предпочитает жить в придуманном мире, а не в реальном, что заставляет его так поступать. А когда причины известны, то и методы должны выбираться в соответствии с ними, для того чтобы эти причины устранить. Чаще всего это неуверенность в себе и своих возможностях, неумение общаться с другими людьми, внутренние и внешние конфликты, которые подросток не может или не хочет решать.
Проблема молодого поколения.
Практические рекомендации.
Исходя из этого, я разработал практические рекомендации:
- Установить предел времени, которое можно проводить в Интернете.
- Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете.
- Программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета.
- Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься своим хобби.
- Вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение.