СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние культуры на различные аспекты жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура является основой для мирного сосуществования.

Без нее человечество не будет существовать. Культура также говорит о качестве жизни. Она создает ощущение доверия и солидарности между людьми. В данной презентации изучается вляние культуры на разные аспекты жизни человека. 

Просмотр содержимого документа
«Влияние культуры на различные аспекты жизни»

Влияние культуры на различные аспекты жизни

Влияние культуры на различные аспекты жизни

Культура в различных сферах жизни человека: Культура и здоровье Культура, мораль и нравственность Культура и неравенство половых ролей Культура как регулятор социального поведения Культура и образование

Культура в различных сферах жизни человека:

  • Культура и здоровье
  • Культура, мораль и нравственность
  • Культура и неравенство половых ролей
  • Культура как регулятор социального поведения
  • Культура и образование
Культура и здоровье Культура влияет на здоровье (через экологию, диету, физическую активность и др.). Культуры различаются и по уровню стрессогенности. Чем больше приходится принимать решений человеку, тем выше риск сердечно-сосудистых заболеваний. В традиционных обществах гипертония встречается гораздо реже, чем в современных (быстрые социальные изменения и недостаточность социальной поддержки). Чем выше требования культуры к индивидуальным достижениям ребенка, тем ниже эмоциональная зависимость взрослого от других людей, тем выше частота потребления алкоголя. В итоге это выражается в том, что, например, в США ежегодно подвергаются госпитализации 10 тыс. чел. с психическими нарушениями, в Панаме – только 121, в Финляндии – 99 в Бирме и Танзании – 1 чел в год.

Культура и здоровье

Культура влияет на здоровье (через экологию, диету, физическую активность и др.).

Культуры различаются и по уровню стрессогенности. Чем больше приходится принимать решений человеку, тем выше риск сердечно-сосудистых заболеваний. В традиционных обществах гипертония встречается гораздо реже, чем в современных (быстрые социальные изменения и недостаточность социальной поддержки).

Чем выше требования культуры к индивидуальным достижениям ребенка, тем ниже эмоциональная зависимость взрослого от других людей, тем выше частота потребления алкоголя. В итоге это выражается в том, что, например, в США ежегодно подвергаются госпитализации 10 тыс. чел. с психическими нарушениями, в Панаме – только 121, в Финляндии – 99 в Бирме и Танзании – 1 чел в год.

Негативные жизненные события являются более или менее стрессогенными в зависимости от того, как культура учит личность относиться к ним. Например, безработица более стрессогенна, когда человек знает, что она – следствие его собственного поведения чем, если она является результатом социальных переустройств и может коснуться каждого. Особенно острым является стресс, если человек должен выживать только на основе своих собственных ресурсов, в отличие от тех случаев, когда он может рассчитывать на помощь родственников и друзей в ситуации кризиса. Таким образом, стресс безработицы в коллективистических культурах переживается легче, чем в индивидуалистических. z

Негативные жизненные события являются более или менее стрессогенными в зависимости от того, как культура учит личность относиться к ним. Например, безработица более стрессогенна, когда человек знает, что она – следствие его собственного поведения чем, если она является результатом социальных переустройств и может коснуться каждого. Особенно острым является стресс, если человек должен выживать только на основе своих собственных ресурсов, в отличие от тех случаев, когда он может рассчитывать на помощь родственников и друзей в ситуации кризиса. Таким образом, стресс безработицы в коллективистических культурах переживается легче, чем в индивидуалистических.

z

Культура, мораль и нравственность В коллективистических культурах моральным считается то, что хорошо для сообщества, в индивидуалистических главное – права отдельного человека. В коллективистических культурах конфликт между индивидом и группой разрешается моральным подчинением индивида ожиданиям коллектива. Такой конфликт в индивидуалистических обществах с абстрактных позиций типа «прав человека», «наибольшая польза для большинства». В таких культурах люди могут преследовать индивидуальные цели, не боясь быть отвергнутыми обществом, тогда как в индивидуалистических культурах люди за это нередко подвергаются остракизму. Например, индийцы осуждают отказ в помощи другому человеку в любой ситуации, а американцы – только в условиях опасности для жизни этого человека.

Культура, мораль и нравственность

В коллективистических культурах моральным считается то, что хорошо для сообщества, в индивидуалистических главное – права отдельного человека. В коллективистических культурах конфликт между индивидом и группой разрешается моральным подчинением индивида ожиданиям коллектива. Такой конфликт в индивидуалистических обществах с абстрактных позиций типа «прав человека», «наибольшая польза для большинства». В таких культурах люди могут преследовать индивидуальные цели, не боясь быть отвергнутыми обществом, тогда как в индивидуалистических культурах люди за это нередко подвергаются остракизму.

Например, индийцы осуждают отказ в помощи другому человеку в любой ситуации, а американцы – только в условиях опасности для жизни этого человека.

Культура и неравенство половых ролей Общее для всех культур - то, что мужчины имеют более высокий статус и власть, чем женщины. Женщины составляют ½ населения Земли, работают 2/3 общего рабочего времени, получают 1/10 мирового дохода и владеют 1/100 мировой собственности. Наибольше неравенство мужчин и женщин проявляется в сфере образования: процент неграмотности в мире значительно выше среди женщин, чем среди мужчин. Однако в России, например, общий уровень образования среди женщин выше, чем среди мужчин, но на управляющих должностях женщин значительно меньше. Значит, большее влияние оказывают существующие стереотипы в отношении феминности-маскулинности и модели полоролевой социализации.

Культура и неравенство половых ролей

Общее для всех культур - то, что мужчины имеют более высокий статус и власть, чем женщины. Женщины составляют ½ населения Земли, работают 2/3 общего рабочего времени, получают 1/10 мирового дохода и владеют 1/100 мировой собственности.

Наибольше неравенство мужчин и женщин проявляется в сфере образования: процент неграмотности в мире значительно выше среди женщин, чем среди мужчин. Однако в России, например, общий уровень образования среди женщин выше, чем среди мужчин, но на управляющих должностях женщин значительно меньше. Значит, большее влияние оказывают существующие стереотипы в отношении феминности-маскулинности и модели полоролевой социализации.

Культура как регулятор социального поведения Одной из важнейших функций культуры является регулятивная, т. е. приписывающая определенные способы поведения в стандартных ситуациях. Все регуляторы социотипического поведения, определяемого культурой, можно объединить понятием «традиция». Культура вырабатывает определенные модели поведения – обычаи, непосредственно проявляющиеся в поведении отдельных членов того или иного сообщества. Например, обычай может предписывать есть руками или многочисленными столовыми приборами, жевать бесшумно или чавкать (в Китае так показывают, что пища вкусна), можно не есть определенные виды пищи (свинину – мусульмане и иудаисты), и т. д.

Культура как регулятор социального поведения

Одной из важнейших функций культуры является регулятивная, т. е. приписывающая определенные способы поведения в стандартных ситуациях. Все регуляторы социотипического поведения, определяемого культурой, можно объединить понятием «традиция». Культура вырабатывает определенные модели поведения – обычаи, непосредственно проявляющиеся в поведении отдельных членов того или иного сообщества. Например, обычай может предписывать есть руками или многочисленными столовыми приборами, жевать бесшумно или чавкать (в Китае так показывают, что пища вкусна), можно не есть определенные виды пищи (свинину – мусульмане и иудаисты), и т. д.

Важным регулятором социального поведения и ожиданий от личности является социальная роль, как ожидаемое поведение человека в зависимости от его места в социальной структуре группы, а также как вид деятельности, представление, стереотип, социальная функция, набор норм и правил. Любая социальная роль имеет два аспекта: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определенная согласованность ролевого ожидания и ролевого исполнения служит гарантией оптимального социального взаимодействия. Культуры различаются как по степени жесткости социальных ролей, так и способам их реализации. Так, например роль матери в дворянской культуре XIX в. предполагала передачу ребенка для воспитания кормилице, минимизацию материнской заботы о ребенке, тогда как традиционная патриархальная культура требует полного подчинения матери воспитанию ребенка. Важным регулятором поведения становятся нравственные нормы, задаваемые культурой, и в частности, механизмы социального контроля: страх, чувство долга, ответственность, честь, «сохранение лица, чувство вины или стыда, и т. д.

Важным регулятором социального поведения и ожиданий от личности является социальная роль, как ожидаемое поведение человека в зависимости от его места в социальной структуре группы, а также как вид деятельности, представление, стереотип, социальная функция, набор норм и правил. Любая социальная роль имеет два аспекта: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определенная согласованность ролевого ожидания и ролевого исполнения служит гарантией оптимального социального взаимодействия. Культуры различаются как по степени жесткости социальных ролей, так и способам их реализации. Так, например роль матери в дворянской культуре XIX в. предполагала передачу ребенка для воспитания кормилице, минимизацию материнской заботы о ребенке, тогда как традиционная патриархальная культура требует полного подчинения матери воспитанию ребенка.

Важным регулятором поведения становятся нравственные нормы, задаваемые культурой, и в частности, механизмы социального контроля: страх, чувство долга, ответственность, честь, «сохранение лица, чувство вины или стыда, и т. д.

Культура и образование Культурные особенности влияют и на отношение к образованию, и успешность детей в образовании. Например, иудаисты высоко ценят образованность, поэтому еврейские дети обычно хорошо учатся получают поддержку семьи в получении образования. Дети же из низших социальных слоев, не видя прямой пользы от образования, и не получая семейной поддержки, учатся значительно хуже.

Культура и образование

Культурные особенности влияют и на отношение к образованию, и успешность детей в образовании. Например, иудаисты высоко ценят образованность, поэтому еврейские дети обычно хорошо учатся получают поддержку семьи в получении образования. Дети же из низших социальных слоев, не видя прямой пользы от образования, и не получая семейной поддержки, учатся значительно хуже.

У каждого ученика есть потребность в том, чтобы его принимали и уважали в школе таким, какой он есть. Если эта потребность удовлетворяется, он чувствует себя комфортно, уверенно и ведет себя с чувством достоинства; его самооценка и самовосприятие повышаются, что создает благоприятные психологические условия для его учебы и социализации. Если его идентичность, не идущая, конечно, в разрез с законом и правилами школы, не воспринимается учителями и учениками, то это может вызвать несогласие, возмуще­ние и даже агрессивность со стороны ученика, пробудить или усилить его нежелание учиться, а то и ходить в школу. Отсутствие у школьника разумных свобод ведет к психологическому и физическому подавлению и угнетению его другими школьниками и учителями, а также — что еще печальнее — к самоподавлению и самоугнетению. Несвободное развитие, как известно, ведет к формированию либо рабской, либо бунтарской, взрывной, но никак не демократической личности.

У каждого ученика есть потребность в том, чтобы его принимали и уважали в школе таким, какой он есть. Если эта потребность удовлетворяется, он чувствует себя комфортно, уверенно и ведет себя с чувством достоинства; его самооценка и самовосприятие повышаются, что создает благоприятные психологические условия для его учебы и социализации. Если его идентичность, не идущая, конечно, в разрез с законом и правилами школы, не воспринимается учителями и учениками, то это может вызвать несогласие, возмуще­ние и даже агрессивность со стороны ученика, пробудить или усилить его нежелание учиться, а то и ходить в школу. Отсутствие у школьника разумных свобод ведет к психологическому и физическому подавлению и угнетению его другими школьниками и учителями, а также — что еще печальнее — к самоподавлению и самоугнетению. Несвободное развитие, как известно, ведет к формированию либо рабской, либо бунтарской, взрывной, но никак не демократической личности.

В 1982 г. Ф. Эриксон и Дж. Шульц исследовали, в какой манере школьные психологи дают советы и делают замечания ученикам из разных этнокультурных групп в школах США. В результате они выявили, что дети из неевропейских культур­ных групп не кивали головой и не произносили «угу» или «ага» в знак согласия, не проявляли никаких эмоций на лице и смотрели прямо в лицо разговаривавшим с ними психологам европейского происхождения. Не встречая привычной для европейца реакции, психологи допустили, что эти школьники не понимают, о чем идет речь, и тогда они стали вновь повторять то же самое. И опять не следо­вало никакой реакции. Психологи вновь повторяли сказанное.

Когда Ф. Эриксон и Дж. Шульц интервьюировали этих школьников, то те недоумевали, зачем повторять то, что они уже давно поняли. Их обижало, что с ними разговаривают, как с ненормальными. Психологи же в свою очередь были убеждены, что у этих школьников замедлено интеллектуальное развитие или вовсе отсутствует. Ни психологи, ни ученики в данном случае не отдавали себе отчета в том, что конфликт между ними происходит из-за этнокультурных различий: у многих народов мира принято слушать собеседника, глядя ему в глаза, но, не выражая при этом особых эмоций. Когда ученикам рассказали о том, что учителя ожидают от них, а психологам — о том, какова культура слушания у этих детей, то конфликт был разрешен, и общение между ними стало более продуктивным. Кроме того, сами дети стали «угукать», а психологи перестали придавать большое значение эмоциональной нейтральности детей.

Культурные различия сами по себе не носят отрицательного заряда, наоборот, их ценность в том, что они ведут к обогащению человеческого интеллекта и поведения. Однако они могут осознанно использоваться неко­торыми людьми для получения власти и превосходства над другими, для оказания психологического давления. Это порой происходит неосознанно, в силу отсутствия достаточных знаний об этикете, в силу культурных традиций или неумения противостоять давлению. Так, могучего телосложения человек, вплотную приближаясь к невысокому собеседнику со скромными физическими данными, психологически подавляет его. Другой пример: тот, кто лучше знает язык, может иметь власть (ментально, не по закону) над теми, кто говорит с ак­центом или на каком-либо диалекте. Такой человек получает больше возможностей продвигаться вверх по социальной лестнице, что ведет к нарушению принципа равенства и социальной справедливости.

Культурные различия сами по себе не носят отрицательного заряда, наоборот, их ценность в том, что они ведут к обогащению человеческого интеллекта и поведения. Однако они могут осознанно использоваться неко­торыми людьми для получения власти и превосходства над другими, для оказания психологического давления. Это порой происходит неосознанно, в силу отсутствия достаточных знаний об этикете, в силу культурных традиций или неумения противостоять давлению. Так, могучего телосложения человек, вплотную приближаясь к невысокому собеседнику со скромными физическими данными, психологически подавляет его. Другой пример: тот, кто лучше знает язык, может иметь власть (ментально, не по закону) над теми, кто говорит с ак­центом или на каком-либо диалекте. Такой человек получает больше возможностей продвигаться вверх по социальной лестнице, что ведет к нарушению принципа равенства и социальной справедливости.

Поликультурное образование исходит из того принципа, что людей есть собственная культура как преобладающий стиль жизни, совокупность традиций, языка, кухни, фольклора, символов, нравственных и эстетических ценностей, образования, трудовых навыков и т. д. Различные группы имеют различные культуры, не похожие одна на другую, имеющие свои достоинства и недостатки, плюсы и минусы, сильные и слабые стороны. И эти различия необходимо учитывать при организации образовательного процесса.

Поликультурное образование исходит из того принципа, что людей есть собственная культура как преобладающий стиль жизни, совокупность традиций, языка, кухни, фольклора, символов, нравственных и эстетических ценностей, образования, трудовых навыков и т. д. Различные группы имеют различные культуры, не похожие одна на другую, имеющие свои достоинства и недостатки, плюсы и минусы, сильные и слабые стороны. И эти различия необходимо учитывать при организации образовательного процесса.

Литература 1. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. – М., 1999. 2. Кон, И. С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М., 1988. 3. Сыродеева, А. А. Поликультурное образование: учебно-метод. пособие / А. А. Сыродеева. – М.: Мирос, 2001. – 192

Литература

1. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. – М., 1999.

2. Кон, И. С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М., 1988.

3. Сыродеева, А. А. Поликультурное образование: учебно-метод. пособие / А. А. Сыродеева. – М.: Мирос, 2001. – 192