СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Воспитание словом» в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Воспитание словом» в 8 классе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Курукальская средняя общеобразовательная школа















Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

«Воспитание словом» в 8 классе



Подготовила: Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Курукальская СОШ»

Ризаханова В. М.






Цель мероприятия:  пробудить у учащихся интерес к звучащему слову и желание почувствовать его истинное назначение.

Задачи мероприятия:

1) практические:

а) усвоение и закрепление умения всесторонне работать над словом как средством для выражения идей, понятий, суждений и чувств;

б) формирование навыков  правильного употребления слов;»

2. Роль слова в жизни человека.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В. Шефнер

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. «Слова прочнее бронзы и древних пирамид», - говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад.

Софист Горгий, живший в Древней Греции, писал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить… Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет». Это высказывание актуально и сегодня. Академик РАН П. П. Горяев экспериментальным путем доказал, что слова, несущие негативную информацию, разрушают живую клетку, а слова, полные любви и добра, оздоравливают ее.

Изучив разные взгляды философов и ученых, я стала размышлять, а в чем же заключается могущество слова?

Мы говорим: человеческий язык – удивительное, неповторимое чудо! Язык нужен людям, чтобы говорить, сообщать друг другу мысли, чувства, желания. Но для того чтобы говорить, нужны слова. Язык начинается со слов. Слова не изобретаются академиями: они рождаются вместе с мыслями.

Слово - глубокий колодец-источник. А из него можно зачерпнуть воды чуть-чуть, можно - побольше, целое ведро, можно много ведер воды достать, и все равно не вычерпать. Вот и мне хочется донести до детей понимание всей глубины слова, всех его значений, всех его оттенков.

Да, трудно. Но мне есть у кого учиться! У поэтов и писателей - хранителей нетленного русского слова.

Когда я размышляю о великой силе слова, у меня рифмуются строки:

«Оттенков множество в себе тая, звучание не больше, чем одежда.

У каждого из слов душа своя, на душу говорящего похожа».

3. Поэтическое творчество – высшая ступень речевой культуры.

1)У каждого возраста свой Пушкин.

Для маленьких читателей - это сказки.

Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать - тринадцать лет нам открываются

пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и

лирика.

А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические

произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже

навсегда!

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в

зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности,

прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем

детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем,

как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

Постичь величавую простоту пушкинского стиля не так-то просто.

Ведь не только страницы книг, но и самые простые явления жизни дети

начинают понимать не сразу и не целиком.

Как известно, далеко не все современники поэта оценили его сказки по достоинству. Были

2)Лев Николаевич Толстой о художественной ценности слова.

У Льва Николаевича Толстого есть одно произведение, в высшей степени

замечательное, хоть и не очень известное, на ту же тему, что и "Война и мир",

- об Отечественной войне 1812 года.

Толстой рассказал как-то деревенским школьникам, своим ученикам, всю эпопею войны с Наполеоном .

По уговору со школьным учителем он рассказывал им русскую историю "с конца", то есть с новейших времен, а учитель - "с начала", с древнейших.

История "с конца" занимала слушателей гораздо больше, чем история "с начала", - может быть, именно потому, что рассказчиком был Лев Толстой.

Он начал свою историю с Французской революции, рассказал об успехах Наполеона, о завладении им властью и о войне.

Толстому удалось труднейшее дело - превратить в сказку повесть об Отечественной войне и в то же время сохранить правду истории. Для того чтобы это сделать, нужно было не только владеть материалом "Войны и мира", но и отлично понимать особенности читателя-ребенка.

Сердцу и сознанию этого читателя больше всего говорит сказка - и волшебная сказка, и сказка-быль.

И та и другая может рассказать обо всем на свете - о краях и народах, о морях и звездах, о том, что близко, и о том, что за тридевять земель, о временах нынешних и давно минувших.

3)Сатирическая горечь рассказов А.П. Чехова.

У Чехова есть рассказ "На святках". Старуха Василиса пришла в трактир к хозяйкиному брату Егору, про которого "говорили, что он может хорошо писать письма, ежели ему заплатить как следует".

"- Что писать?" - спрашивает Егор.

"- Не гони!" - отвечает Василиса. - "Небось, не задаром пишешь, за деньги! Ну, пиши. Любезному нашему зятю Андрею Хрисанфычу и единственной нашей любимой дочери Ефимье Петровне с любовью низкий поклон и благословение родительское навеки нерушимо.

- Есть. Стреляй дальше".

"- ...мы живы и здоровы, чего и вам желаем от господа... царя небесного...

...царя небесного... - повторила она и заплакала.

Больше ничего она не могла сказать. А раньше, когда она по ночам думала, то ей казалось, что всего не поместить и в десяти письмах... сколько

за это время было в деревне всяких происшествий, сколько свадеб, смертей.

Но все же чеховский рассказ не утерял своей действенности, своей сатирической горечи и до сих пор.

Доныне еще многие мысли и чувства народа не ложатся на бумагу, не входят в литературную строку. У нас и сейчас еще не совсем вышли из моды каллиграфические завитушки.

4) Поэтичные стихи Н.А. Некрасова.

Некрасов, честный и трудолюбивый литератор, получивший звание порта от самого народа, не слишком заботился на своем веку о чистоте поэтических риз, бывал в самых глухих закоулках жизни, среди самого разнообразного люда.

И в наши дни есть еще немало людей, которые не считают поэтичными стихи старика Некрасова и родственных ему наших современников, то есть стихи, где нашли себе место многие житейские происшествия: и смерти, и свадьбы, и длинные зимы, и длинные ночи.

Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у него!

Но ведь и чеховский Егор стряпал свое письмо из ничего - вернее, из той "словесности", которою начинили ему голову в казарме. Поэтому-то его ровная и "гладкая" писарская строка не вмещала никакого подлинного материала, была глуха к живому голосу живых людей.

Мы хорошо помним имена популярных в то время и даже любимых тогдашними читателями поэтов. Но разве ложно сравнить их идейное влияние с влиянием современных им прозаиков - Льва Толстого, Короленко, Чехова, Горького?

А ведь еще в некрасовские времена, когда жили и работали такие гиганты русской прозы, как тот же Лев Толстой, Тургенев, Гончаров, Достоевский,

4. Творческие задания.

1. - Что вы думаете о словах в вашей жизни, когда они доставляли вам радость, а когда – неприятности?

Приведите примеры.

(Уч-ся приводят примеры из жизни)

2. - Найдите антонимы в отрывках стих.:

1) И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

( М.Ю. Лермонтов. «Дума»)

  1. Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную,

Золотой – полушку медную.

( М. Цветаева)

5. Значение слов в жизни людей – подведение итогов.  

Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.

Слово — самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев. 

 Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи. Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок — предательство. Бывает и наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнение и повергнуть в уныние, сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и зародить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. 

Есть слова хилые и уродливые, как кретины. Есть слова немощные и бескровные, как тень засыхающего стебелька. Есть слова яркие и неугасающие, как вечные звёзды, указывающие человеку путь. Стремитесь к тому, чтобы ваши слова были путеводными звёздами. 

Не будет огонька у вас — вам никогда не зажечь его у других. 


Каждое наше слово должно нести в себе добро, справедливость,  красоту!