ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
6 КЛАСС
на 2016-2017 учебный год
Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией: В.А. Лобашкина, Д.Е.Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов (под редакцией П.В.Ижевского). Москва «Просвещение» 2009г., Л.И. Тошева Москва «ВАКО» 2011г. Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге.
Учитель Чепелева Ю.В.
Симферополь 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………….
Требования к уровню подготовки………………………………………..……….
Содержание курса…………………………………………………………………..
Тематический план………………………………….…………………….………..
Список литературы……………………………………………..…………..………
Приложение №1Календарно-тематическое планирование. 6 класс
1. Пояснительная записка
Рабочая программа “В жизнь по безопасной дороге” разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией: В.А.Лобашкина, Д.Е.Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов (под редакцией П.В.Ижевского). Москва «Просвещение» 2009г., Л.И Тошева Москва «ВАКО» 2011г. Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге.
В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета и регионального компонента.
Основная цель программы:
Формирование знаний у учащихся закона «О безопасности дорожного движения» и ПДД, способных обеспечить ребенку привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения на дороге. Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Основные задачи программы:
Образовательными задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:
формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
формирование культуры поведения в общественном транспорте;
формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
Общая характеристика курса
Автомобилизация страны, развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.
Основными причинами ДТП, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков. ПДД являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований ПДД создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Программа «Безопасность дорожного движения» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться школьнику в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Место курса в учебном плане.
Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Срок реализации программы 1 год. Группа комплектуется из учащихся: первый год обучения: 6 класс. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.
2. Требования к уровню подготовки
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
В результате освоения программы факультатива «В жизнь по безопасной дороге» формируются следующие предметные умения:
Личностные результаты:
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Регулятивные результаты:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Познавательные универсальные учебные действия:
научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевые высказывания в устной форме;
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
включаться в познавательную деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
3. Содержание курса
Содержание курса: Раздел I. Вводное занятие.
Введение в образовательную программу кружка (1 час).
Теория.
Цели, задачи кружка. Организационные вопросы.
Раздел II История правил дорожного движения (1 час).
Теория.
История Правил дорожного движения. Развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.
Раздел IIIИзучение правил дорожного движения (15 часов).
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
ПДД для пешеходов – правосторонее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков.
4. Тематический план
№ | Наименование тем | Всего час |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | История ПДД | 1 |
3. | Изучение ПДД | 15 |
Итого: | 17 |
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности | Компетенция | Дата |
План | Факт |
Вводное занятие |
1 | Цели , задачи курса ПДД. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа | Выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения | Личностная | 08.09 | |
История ПДД |
2 | История ПДД. Развитие ПДД. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа | Строить речевые высказывания в устной форме | Личностная | 22.09 | |
Изучение ПДД |
3 | ПДД в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов, пассажиров. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа | Оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Личностная | 06.10 | |
4 | Проблемы безопасности движения и причины ДТП. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа | Формирование способности оценивать свое поведение со стороны | Личностная | 20.10 | |
5 | ПДД для пешеходов. Правостороннее движение, места и правила перехода проезжей части дороги. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа. Сообщения учащихся. | Выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения | Личностная | 10.11 | |
6 | Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа. Сообщения учащихся. | Выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения | Личностная | 24.11 | |
7 | Дорожные знаки и их назначение. Места установки, международный язык знаков. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа. Сообщения учащихся. | Выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения | Личностная | 08.12 | |
8 | ПДД для пассажиров. Виды общественного транспорта. Посадочные площадки и дорожные знаки. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа. Сообщения учащихся. | Выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения | Личностная | 22.12 | |
9 | Правила поведения в салоне транспорта. Взаимовежливое отношение пассажиров и водителя. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа. Сообщения учащихся. | Разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации | Личностная | 19.01 | |
10 | ПДД для велосипедистов. Дорожные знаки. Техническое состояние велосипеда. Движение групп велосипедистов. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа. Сообщения учащихся. | Формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке | Личностная | 02.02 | |
11 | Влияние погодных условий на движение транспортных средств. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа. Сообщения учащихся. | Формирование способности оценивать свое поведение со стороны | Личностная | 16.02 | |
12 | Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа. Сообщения учащихся. | Объяснять значение и функции конкретного знака | Личностная | 09.03 | |
13 | Предписывающие и информационно-указательные знаки. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Практическое занятие | Находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций | Личностная | 23.03 | |
14 | Знаки сервиса ,приоритета и дополнительной информации. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа. Сообщения учащихся. | Раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения | Личностная | 13.04 | |
15 | Основы оказания доврачебной помощи. Первая помощь при ДТП. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Практическое занятие. | Умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; | Личностная | 27.04 | |
16 | Раны, их виды.Виды повязок и способы их наложения. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа. Сообщения учащихся. | Формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке | Личностная | 11.05 | |
17 | Выбор наиболее безопасного маршрута в школу и домой. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Лекция-беседа. Сообщения учащихся. | Формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения | Личностная | 25.05 | |
5. Список литературы
1. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
2. Л.И. Тошева «Основы безопасного дорожного движения» подробные сцинарии занятий, тематическое планирование, материалы для тестирования, 1-4 классы
3. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
4. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 2007.
5.Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. М. Просвещение, 2008
7.Правила дорожного движения Российской Федерации.