СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Спасибо нашим матерям...»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

-ознакомить учащихся с историей создания романа,

фильма, с содержанием  фрагментов картины:

-побудить учеников к высказыванию собственной точки

зрения о войне, о жизненных принципах героев;

-содействовать формированию собственной точки зрения учащихся к увиденному;

-показать общенародный патриотический подъём и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками;

-формировать умения отстаивать свою точку зрения;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Спасибо нашим матерям...»»

Министерство образования РД




План-проект

предварительного показа

фрагментов фильма

«Война и мир», приуроченный

к 200-летию Бородинского

сражения.




Учитель

русского языка

и литературы

Заманова.А.А.











Дербент 2012-2013 уч. год.


Программа показа фрагментов фильма.


Война.


Кадр 1. Серия 2. 01.32.16. – 01.33.09. Начало войны.

Кадр 2. Серия 1. 00.09.08. – 00.10.53. Пьер-Андрей о войне.

Кадр 3. Серия 1. 01.01.20. – 01.01.44. Шенграбенское

01.06.15 – 01.17.55. сражение.

01.14.15. – 01.21.09.


Кадр 4. Серия 1. 01.32.53. – 01.37.20. Аустерлицкое

сражение.


Кадр 5. Серия 3. 00.03.15. – 00.04.50. Бал. Война.

00.28.57. – 00.32.15.

Кадр 6. Серия 3. 00.37.45. - 00.41.23. Андрей-Пьер перед

сражением.

Кадр 7. Серия 3. 00.46.07. – 01.68.07. Бородино.

Кадр 8. Серия 4. 01.12.57. - 01.14.35. Партизанская война

01.19.36. – 01.22.24. Дубина народной

войны.

Кадр 9. Серия 4. 00.24.14. – 00.29.41. Пожар Москвы.


Мир.


Кадр 1. Серия 3. 00.07.11. – 00.07.53. Князь Василий о Куту-

зове.

Кадр 2. Серия 1. 02.12.33. – 02.20.02. Лунная ночь.

Кадр 3. Серия 2. 00.07.30. – 01.19.40. Первый бал Наташи.


Кадр 4. Серия 2. 00.24.10. – 00.30.46. Помолвка.


Кадр 5. Серия 4. 00.25. 04. – 01.26.43. Поражение французов.







Лев Толстой.


К нам Лев Толстой приходит в раннем детстве.

И с той незабываемой поры

Живут вокруг меня с реальностью в соседстве

Его необычайные миры.




Я в них вхожу,их тайны открываю.

То как Болконский на войну иду,

То как Наташа первый бал танцую

И вместе с ней я луну ночь не сплю.




Сквозь годы вновь и вновь передо мною

Сраженье Бородинское встаёт.

То падает Андрей, смертельно раненный,

То Пьер снаряды в ящиках несёт,




То груды тел, убитых и израненных,

И бегство Бонапарта из Москвы.

Россию на колени не поставили,

Позорный крест с собою унесли.




Я за полночь от книги отрываюсь,

Сквозь сон шепчу героев имена.

Всей жизни мне отпущенной не хватит,

Чтоб до конца понять Толстого Льва.












Предварительный показ фрагментов фильма «Война и мир»,приуроченный к 200-летию Бородин-

ского сражения.


Цели:

-ознакомить учащихся с историей создания романа,

фильма, с содержанием фрагментов картины:

-побудить учеников к высказыванию собственной точки

зрения о войне, о жизненных принципах героев;

-содействовать формированию собственной точки зрения учащихся к увиденному;

-показать общенародный патриотический подъём и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками;

-формировать умения отстаивать свою точку зрения;

-воспитать чувство патриотизма, преданности Родине и народу.


1.Звучит вальс.Пары танцуют.(Кадр 1).

2.Утром 12 июня 1812 года многотысячная наполеоновская армия вторглась в пределы России.Началась Отечественная война русского народа с французами.

События того грозного года нашли отражение в литературе:в поэзии ,драматургии,прозе.Особую глубину это историческое событие получило в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

( стихотворение Лев Толстой ).


- Действительно,чтобы до конца понять Льва Толстого не всегда хватает целой жизни .


Сегодняшнее наше мероприятие «Открытый показ фрагментов фильма «Война и мир»посвящено 200-летию Отечественной войны и Бородинского сражения.

Так как показ предварительный и учащиеся не знакомы с романом,я вкратце расскажу историю создания.

-Вся жизнь Льва НиколаевичаТолстого была полна мучительных и напряжённых исканий.Его творческий путь начинается с 1852 года,когда были напечатаны первые произведения:»Детство»,»Отрочество»,»Юность».

В 1860году Толстой начинает писать повесть«Декабристы»,задуманный как история декабриста,возвра-щающегося из ссылки.Именно этот роман и послужил началом к созданию»Войны и мира.»

В поисках истоков декабристского движения Толстой неизбежно пришёл к эпохе Отечественной войны,сформировавшей будущих дворянских революционе-ров.Преклонение перед героизмом и жертвенностью»луч-ших людей»своего времени писатель сохранил на всю жизнь.

Толстой догадывался,что декабристы были далеки от народа,не воспринимали её как главную силу.

В начале 60-х годов в мировоззрении Толстого происходят важные изменения.Он признаёт за народом решающую роль в историческом процессе.Это и пытается отразить Толстой в романе «Война и мир».Работа над романом продолжается 7 лет(с 1863-1869год).

Толстой начинает свой роман с 1805года.Он намерен был провести своих героев и героинь через исторические собы-тия 1805года,1807,1812,1825годов и закончить 1856годом.То есть роман должен охватить большой исторический период.Однако в процессе работы хронологи- ческие рамки были сужены с1805 года до 1820 года.

И вот перед нами роман из 4-х томов,17 частей, 361 главы,в котором действует более пятисот героев.

В романе описаны две войны:

война 1805 года-за границей

война 1812 года-кульминационный центр романа.


«Нельзя было показать вторую войну без первой».

Толстой говорил:»Мне совестно было писать о нашем торжестве с бонапартовской Францией,не описав неудач и нашего срама».

Отечественная война 1812 года сломала прежние условия жизни,разрушила, хотя бы временно,социальные перегородки,выдвинула на передний план главную силу-народ.

Великая эпоха1812 года была для Льва Толстого несрав-ненно ближе и понятнее,нежели для нас,людей 21века.Его отец участвовал в этой войне,многие очевидцы великих событий были живы.Он в своей работе над романом исполь-зовал их воспоминания,в том числе и устные.Первым,конеч но,надо назватьзамечательного поэта-мемуариста Петра Андреевича Вяземского,который участвовал в Бородинской битве и стал прообразом Пьера Безухова.

Всё это мы отражено в одноимённом фильме Сергея Бондарчука,фрагменты которого мы увидим на экране.



( История фильма ).

Война и мир


«Война́ и мир» — советский художественный фильм 19651967 годов в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа. Фильм стал известен благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съёмки полей сражений[1].

Одна из центральных работ в творчестве Сергея Бондарчука — создание фильма заняло около 6 лет (1961—1967). Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969). Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года.Для съёмок использовалось принципиально новое кинематографическое оборудование и материалы. Создатели получили доступ к музейным фондам, использовали для съёмок подлинную мебель и аксессуарыXIX века.Взаимоотношения в творческом коллективе складывались непросто с самого начала. Тяжело проходили пробы, многих актёров, в том числе на ведущие роли, принимали уже после начала съёмок. Группа операторов, начинавших снимать картину, — Иоланда Чен, Александр Шеленков — отказалась работать с Бондарчуком по причине его режиссёрского диктата и отсутствия порядка в съёмочном процессе. На примирение обе стороны не пошли, и главным оператором «Войны и мира» стал Анатолий Петрицкий.За право написать музыку для картины конкурировали всемирно признанные композиторы: Шостакович, Свиридов, Хачатурян.В конце 1950-х годов в мире начинает распространяться новая технология широкоформатного кино. Американский продюсер Майкл Тодд, посетив СССР, в конце 50-х годов предложил совместное производство «Войны и Мира» с использованием его системы Тодд-АО. Он привёз в Москву 65-мм студийную кинокамеру и 70-мм кинопроектор для демонстрации возможностей системы. Предложение было отвергнуто, но оставшаяся в Москве кинотехника послужила основой для создания советской 70-мм системы широкоформатного кино. Съёмка на 70-мм плёнку позволяла получать на большом экране изображение высокого разрешения, что как нельзя более удачно подходило для масштабных фильмов с красочными батальными сценами.Съёмочная группа страдала из-за низкого качества отечественной плёнки и постоянного брака при проявке, некоторые сцены приходилось повторять по 30-40 раз. Многократной пересъёмке подвергались технически сложные батальные сцены с большим количеством статистов, когда за день получалось не более двух качественных дублей. Слабая чувствительность плёнки приводила к тому, что съёмочную площадку приходилось дополнительно освещать прожекторами даже днём, при естественном свете. Из-за этого работа над картиной так сильно растянулась. В итоге в окончательный вариант всё равно попали некоторые кадры с техническим браком — переснять их не было никакой возможности.

Создатели картины отнеслись очень бережно к исходному тексту: расхождения практически отсутствуют и только вынужденно допущены некоторые купюры. Так, например, в начале фильма обозначена сюжетная линия Николая Ростова и после 1807 года она почти полностью опущена. Значительно сокращены эпизоды с княжной Марьей Болконской и Анатолем Курагиным. За кадром осталось увлечение масонством Пьера Безухова. Не вошли в фильм пространные философские рассуждения Толстого.

Концовка фильма в сравнении с романом сильно различается. Фильм кончается сразу после войны 1812 года, тогда как в романе рассказано о долгой послевоенной жизни героев, женитьбе и рождении детей у Наташи Ростовой, смерти старого графа Ростова и других событиях вплоть до 1820 года.Прежде всего критики отмечали слишком буквальное и дидактическое следование литературному первоисточнику.Формальному следованию литературной первооснове противоречит расхождение реального возраста актёров и их героев. В начале повествования, согласно тексту романа Безухову 20 лет, тогда как Сергею Бондарчуку в 1965 году исполнилось 45 лет. В этом смысле недостоверно выглядит, например, сцена кутежей у Долохова (1-я серия), где явно немолодые актёры заняты в сценах, в которых по логике повествования участвуют молодые петербуржские гуляки. При этом несколько обесценивается и авторское толстовское настроение романа, в котором Андрей Болконский старше, опытнее Пьера и даже несколько покровительствует ему. Критик А. Макаров отмечал несоответствие комплекции актёров толстовским персонажам, излишнюю пышность дома Ростовых.Интересная особенность картины — обилие сцен, связанных с религиозной тематикой (продолжительные сцены в церкви, крестный ход), которые весьма органично смотрятся в общем контексте.Критики, положительно отозвавшиеся о фильме, прежде всего отметили самоотверженность создателей, которые взяли на себя такую ответственность и вообще решились начать и довели до конца столь грандиозную постановку. Несомненной удачей картины стали сцены сражений, где с помощью новаторских операторских решений полностью раскрылся темперамент Бондарчука как батального режиссёра.

Данные по бюджету картины противоречивы. «Война и мир» считается одной из наиболее дорогостоящих картин в истории кинематографа. По данным сайта imdb.com бюджет оценивается в $ 100 млн в ценах 1967 года, что соответствует приблизительно $ 500—700 млн (2007 год).

Критик Фёдор Раззаков оценил окончательный бюджет в примерно в 8 млн рублей СССР. В эту оценку, правда, не включены расходы, которые пришлись на Министерство обороны СССР, традиционно бесплатно поставлявшее статистов для батальных сцен.

Для сравнения бюджет картины «Андрей Рублёв» (длительность 205 мин.) составил около 1 млн руб.

Первая серия была выпущена в премьерный показ 2805 копиями, что было рекордом для советского кино. Фильм был достаточно успешен во внутреннем прокате, хотя посещаемость падала от первой до четвёртой серии. В общей сложности 4 серии посмотрело 135 млн зрителей и по оценкам специалистов они собрали в советском прокате около 58 млн рублей.

   Приступая к экранизации,Кинг Видор во всеуслышнье заявил что единственная концепция,которую он хотел бы выразить на экране в фильме "Война и мир",-это концепция самого Толстого,а он,постановщик,всего лишь добросовестный исполнитель.
   "Главной и единственной задачей,-писал Бондарчук,-было как можно ближе подойти к Толстому,передать его чувства,а через них его мысли,философию...Передать средствами сегодняшнего кинематографа написанное Тостым на бумаге".
   Вероятно,не степенью похожести,и буквальностью совподений внешних признаков определяется ценность экранизации,а тем качеством и крепостью идейно-художественного сплава нового творения,который получается в результате.Роман стал для Бондарчука "теми предлагаемыми обстоятельствами",в которых он как художник призван был жить и действовать,одухотворять литературные образы,ненарушая заложенный в них строй мыслей и чувств писателя.Но как человек двадцатого века он нёс в себе трагическую память о двух мировых войнах,о бессмысленной гибели миллионов людей,об ужасах нависших над миром ядерной катастрофы.И когда Пьер и князь Андрей говорят о счастье и смысле жизни;когда Наташа готовиться к своему первому балу;когда на бородинском поле решается учесть России и всего будущего мира,-он,как художник и представитель новой общественной формации,не мог не думать о сегодняшнем дне, о своих современниках,об их счастье и будущности.Повествуя о прошлом,"Война и мир" Бондарчука обращена в настоящее;рассказывая о людях и социально-политических проблемах начала девятнадцатого века,она целиком пренадлежит нашему времени.
   Бондарчук взялся за показ такой жизни с присущей ему смелостью и с пониманием того,как он покажет её на экране.Не событие он ставит в центр своего внимания,а атмосферу,в которой происходит это событие,не только поступки человека,но и его духовную жизнь.
   Бондарчуку удалось удержаться на тонкой грани между зрелищным, человечным и интеллектуальным. Даже самые продолжительные и кровавые батальные сцены не утомляют а приковывают взгляд. Героизм солдат на поле боя, разлетающиеся от взрывов тела лошадей и неожиданное переключение на сцену с Наполеоном и его адъютантами. Бондарчук доносит до зрителя все детали эпической драмы, не проигрывая зрелищности и одновременно постоянно возвращаясь к фундаментальной теме Толстого — роли личности в истории.После всех перипетий с пробами и подбором актёров режиссёру удалось собрать в «Войне и мире» интересный и разноплановый ансамбль. Дебютантки Савельева и Шуранова, молодые, но уже состоявшиеся, Табаков и Вертинская, играли вместе с актёрами «старой мхатовской школы» (Кторов, Степанова, Станицын) и представителями среднего поколения: Тихонов, Ефремов, Рыбников, Трофимов. Критики картины особо отметили игру Анатолия Кторова, которая по настоящему украсила картину.
   "Главная тема романа — патриотическая. Он раскрывает моральную и нравственную победу русского народа над наполеоновскими полчищами. Главное в «Войне и мире» — человеческие типы, носители русского национального характера, «скрытая теплота» их патриотизма. Все они, начиная от безвестного капитана Тушина, от незаметных героев, чьими общими силами и жизнями свершаются величайшие сдвиги истории, кончая главными фигурами повествования — Андреем Болконским, Пьером, Наташей, — все они близки к складу русского национального характера. Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел бы передать каждым кадром киноэпопеи"-сказал сам Сергей Бондарчук.
   Наташу Ростову сыграла случайно попавшая на "Мосфильм" балерина Людмила савельева.Бондарчук не сразу взял её,а предложил прийти наь спустя следующий день,предворительно выучив отрывок.День спустя он был поражён свершившимся преображением.Перед режиссёром стояла принцесса покоряющая своей женственностью,чистотой взгляда,непосредственностью обращений.И, когда Савельева лишь пробежала на экране, Бондарчук воскликнул:"Это она!". О том,как работала Людмила Савельева в картине, какой чистоты и непосредственности образ она создала писалось немало."Диэлектику души" Наташи актриса передала с такой неподдельной искренностью и убедительностью,что у зрителя не остаётся никаких сомнений в гредущем возрождении Ростовой.
   На роль князя Андрея Болконского был приглашён Вячеслав Тихонов.Тихонов привлекал Бондарчука "народным началом" своего творчества,самозабвенной преданностью работе,одержимостью, вдумчивостью.И Бондарчук не ошибся.Работа над образом князя Андрея пробудила в актёре новые,глубинные грани его замечательного таланта.Это начало новых тихоновских героев,людей думающих,духовно зрелых,интеллектуально богатых.Им свойственны острота мысли,напряжённость духовной жизни,высокое чувство моральной ответственности,душевная дилекатность.
   -А вот с актёрами на роль Пьера нам не повезло-сказал Бондарчук.Штангист Юрий Власов отказался,другие не потянули.Я был вынужден пробоваться сам.Мне,конечно,хотелось,но и было много против.Возраст-мне уже было 40,Пьер же-значительно моложе.Совмещать постановку с исполнением главной роли тоже,согласитесь трудно.-Но когда съёмочная группа увидела первый же смонтированный эпизод с Бондарчуком на экране,в просмотровом зале раздались аплодисменты.С ролью Пьера Безухова было решено.Можно по-разному относиться к исполнению Сергеем Бондарчуком роли Пьера Безухова.Но несомненно одно-актёр сумел представить на экране натуру глубокую ищущую,неуспокоенную,пытающуюся разобраться в сложных хитросплетениях бытия,прошедшую через муки ошибок,измен,и всякий раз выходящую обновлённой,обретающую новый,обогащённый опытом смысл жизни.
   Великолепен Василий Лановой в роли Анатоля Курагина.Старого князя Балконского, Анатолий Кторов,представляет как преверженца строгих правил,человека аскитичного,находящего смысл жизни в бесконечных трудах.Это человек у которого за плечами большая жизнь,он считает,что всё лучшее в этом мире уже произошло.С молодых лет он искал свою истину,и нашёл её.Она проста и значительна:лишь труд и активная деятельность во благо,делают человека счастливым.
   И все другие актёры, занятые в фильме,звёзды первой величины.
   Пейзаж является в картине одним из важнейших средств выразительности.Практически каждый пейзажный план имеет и свой второй,метафорический смысл.Ибо мир,по Бондарчуку,есть не только то,что мы видим,осязаем,но и то,как мы чувствуем,как воспринимаем окружающее нас.Ночной пейзаж в Отрадном-важное звено в передаче на экране душевного состояния Наташи,возвышенности её чувства и индивидуального видения мира.Для создания необходимого экранного эффекта и передачи всей прелести цветовой гаммы летней ночи,столь взволновавшей Наташу ,оператором А.Петрицким впервые в цветном кино была применена съёмка с вертолёта.Пейзаж лунной ночи,сохраняя все признаки земного,преобрёл фонтастическую серебристую окраску деревьев,строений,аллей,и позволил выразить своеобразие романтичекого видения мира наташей ростовой.
   До "Войны и мира" Бондарчука кинематограф не знал таких сложных по масштабу работ и ярких по выразительности батальных съёмок.В эпизодах Бородинского сражения во всей возможной полноте проявились организаторский талант постановщика,чёткость и согласованность всех звеньев,участвующих в подготовке грандиозного зрелища экранной вакханалии смерти.Невиданный ранее на экране размах сражения,огромная численность людей,занятых в съёмке,поразительные по художественному режиссёрско-операторскому исполнению,похожие на громадную,развёрнутую во времени и в пространстве фреску картины войны позволяет позднее некоторым критикам назвать"Войну и мир" "батальным полотном".Бондарчук отвечал им:"разве"Война и мир"-это "батальное полотно"?Нет,с этим никак не могу согласиться!Для меня в фильме главное-человек,его душа,выраженные через неповторимые характеры".
   "Война и мир" Толстого стала эпохольным событием в истории отечественной и мировой литературы."Война и мир" в постановке Сергея Бондарчука стала явление мирового кинематографа и оказала влияние на его дальнейшее развитие.
   Рецензии на фильм "Война и мир" Сергея Бондарчука:
   "Американская экронизация с Одри Хепберн в роли Наташи тоже великолепна,но настаящим произведением искусства можно назвать только фильм Бондарчука"-газета"Син Юкан"(Япония).
   "Если,прочитав роман толстого "Война и мир",хочется сказать:"это настоящая литература!"-то,просмотрев одноимённый фильм, у каждого зрителя возникает потрбность сказать:"это настоящее кино!" Это образцовый фильм созданный по образцовому произведению"-журнал"Акапулько"(Мексика).
   "Бондарчук сумел остаться исключительно верным произведению толстого,и в тоже время его экранизация глубоко индивидуальна,богата и поэтична"-газета"Фигаро литтерэр"(Франция)
   Внук Льва Николаевича граф Толстой,сказал:"Исключив несколько незначительных деталей,это очень верная экранизация произведения моего предка.Мне кажется,что лучше сделать было нельзя".
   Бондарчук показал, что кино это искусство,а не машина для производства денег.



Толстой показывает сражение глазами своего героя.Почему именно Пьеру Толстой доверил изображение Бородинского сражения?

-Толстой сознательно показывает Бородинское сражение глазами Пьера,поскольку Пьер человек не военный.Он видит простые лица солдат.слышит их речи и чувствует,как в этих лицах и в нём самом под огнём разгорается скрытое чувство боя и отпора.Он видит обыденный ужас смерти и желание солдат и офицеров выстоять


Кадр №6

В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознаёт народный характер этой войны.»Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции,ни от вооружения,ни даже от числа,а уж меньше всегоот позиции».

-А от чего же?

-От того чувства,которое есть во мне,в нём,-в каждом из нас.

Исход сражения зависит от духа войск,от настроения простых солдат.




Кадр№7.



Что мы видим? Каков исход сражения?


-Пьер очутился в самом центре сражения.на батарее Раев-ского,куда был направлен главный удар противника.

Картина была страшная,но солдаты стояли.Полк князя Андрея без выстрела стоял в резерве,но сотни солдат были выбиты артиллерийским огнём.А солдаты стояли.Великий полководец Наполеон и его огромная и закалённая армия ничего не могли сделать с этой непонятной волей и стойкостью.Французская армия столкнулась с живой стеной потеряла силу наступательного удара и боевой дух,и нравственная победа была одержана русскими,хотя они по-теряли больше людей,отступили с поля боя и затем остави-ли Москву.


Кадр №8.


Наполеон,увидав поднятую над ним дубину,не переставал жаловаться Кутузову и императоруАлександру на то,что война велась велась противно всем правилам(как будто существовали какие-то правила,чтобы убивать людей).

Имелась ввиду партизанская война. Первым,кто обратился к Кутузову с просьбой послать его в тыл противника с небольшим отрядом ,был подполковник гусарского полка Денис Васильевич Давыдов.Вначале он получил 50 гусар и 80 казаков.Маловат отряд,но люди надёжные.Целыми днями отряд на конях рыскал по окрестным дорогам,нападал на вражеские транспорты с оружием, продовольствием,отбивал пленных.Помогали партизанам местные жители.

Толстой считает партизанскую войну выражением справедливой ненависти к врагу.


Кадр №9.


Отечественная война 1812года завершилась моральной, нравственной победой русского народа.Эта война не была последней в истории России.Народу пришлось пережить и самую страшную войну 20 века,Отечественную войну 1941 года,из которого он вышел победителем,потому что защищал свое Отечество,свою родину.

Патриотизм,любовь к Отчизне,её народу будут жить в нас всегда.



Мир.


Война и мир –это два универсальных состояния человеческого бытия,человеческой жизни.Изображая военные события,было бы неверно думать,что все только и делали,что жертвовали собой,защищали Отечество.

Жизнь продолжалась:герои жили,влюблялись,женились,да-вали балы.


Кадр №1.


Как легко рассуждать, обсуждать ход военных действий,находясь далеко от поля сражения.Князь Василий усмехается над великим полководцем- Кутузовым,опытно руководившим народной войной .



Кадр №2.


Человек обновляется.Князь Андрей встретил и полюбил Наташу Ростову,ощутил в ней духовную силу и поэзию и сам возродился к новой жизни,о чём Толстой поведал в знаменитой сцене с внезапно расцветшим дубом,который только недавно был мёртвым.



Кадр №3.

Во всех своих проявлениях Наташа безотчётно следует законам простоты,добра и правды.Для неё непремлемы «надо»,»должно».Она живёт свободно и бескорыстно.

Итак,война…Война 1812 года.( Кадр№ 1)


-Как Толстой характеризует войну?

(Миллионы людей совершали друг против друга такое бес-численное количество злодеяний,которые в целые века не соберёт летопись всех судов мира и на которые. В этот период времени люди,совершавшие их, не смотрели как на преступление .) --Как вы думаете,что может нести война?

(Смерть,страдания,кровь,искалеченные судьбы,сожжение городов,сёл,грабежи,потери,материальные и моральные).


Толстой на страницах романа изобразил две войны.

«Нельзя было изобразить вторую войну без первой»

-Давайте посмотрим,как о ней думают герои.(Кадр№2).

-Какие чувства вызывает предстоящая война в Пьере?

(Война для Пьера-зло,так как она против его кумира.Цель войны для Пьера непонятна.

«Ежели война была бы за свободу,я бы пошёл,я бы первым поступил на военную службу,но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире-зто нехоро-шо».


-Назовите причину отъезда князя Андрея на войну.


« Для чего? Я не знаю.Так надо.Кроме того,я иду потому,что эта жизнь,которую я веду здесь,эта жизнь не по мне.»


Война1805 года. В ней описаны 2 сражения:


Шенграбенское.


Аустерлицкое.

Чтобы спасти армию и дать ей время собраться,Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных,измученных солдат удерживать в продолжении суток всю неприятельскую армию.У деревни Шенграбен произошло историческое сражение.


(Кадр№3)


(Мы видим честных и храбрых людей,офицеров и простых солдат,которые выподняют приказы,свой воинский долг.Они знают,что от них зависитсудьба русской армии,а значит проверка нравственной силы русских солдат,которые должны были задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы.

Цель понятна и благородна-сохранить русскую армию.

На этом участке победа была одержана.)


(Кадр№4)


Аустерлицкое сражение.


-Почсму Кутузов был уверен,что сражение будет проигра-но?

(Солдаты не видят целей войны,не понимают,за что гибнут на чужой земле,но ощущают всё время,что делают что-то не то.Среди солдат неразбериха.Эта австрийская война-далёкая война за чужие интересы)



С особой силой тема войны получает новое решение в изображении событий 1812года,когла над Отчизной навис-ла грозная опасность.


(Кадр№5)

Просмотр заканчивается прослушиванием любимым стихотворением Л.Н.Толстого,

автором которого является А.С.Пушкин



Когда для смертного умолкнет

Шумный день,

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бдения:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме. подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,

Но строк печальных не смываю



(А.С.Пушкин )