Просмотр содержимого документа
«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей
Воспитание самостоятельности у детей
младшего дошкольного возраста
Самостоятельность является ценным качеством, необходимым человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста.
По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. Задача взрослых - развивать эту активность, направлять ее в нужное русло. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него колготки, кормить его.
Ребенок трехлетний Максим с усердием надевает рубашку. Для него это трудное занятие! Но после долгих усилий практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.
Но по разным причинам это из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка мы стремимся сделать все за него сами. Но, действительно - ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли быть самостоятельным маленький ребенок?
Важно отметить, что в детском выражении «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ребенку большой вред, лишают его самостоятельности, подрывая у него веру в свои силы, приучают надеяться на других дети, могут вырасти ленивыми и пассивными.
Психологи утверждают: уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. Эти стремления подавлять ни в коем случае нельзя - это приводит к осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Начинает у детей проявляться негативизм, упрямство, строптивость или своеволие.
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
Воспитывая самостоятельность, как можно реже надо прибегать к замечаниям и наставлениям. Больше опираться на поощрения и похвалу. Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребёнка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Оценивая то или иное действие ребёнка, следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему совсем не удалось. Оценки взрослого важны для ребёнка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата. Поэтому своего ребенка хвалите, поощряйте даже за небольшие его достижения.