МБУ ДО Ялтинская детская художественная школа им. Ф. Васильева
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему:
«Воздушная перспектива в пейзаже»
Составитель:
преподаватель ИЗО Яровая Е.В.
2018 год
Задача презентации:
- дать представление об особенностях родного края через творчество известных крымских художников;
- дать знания о принципах воздушной перспективы;
- показать, как принцип воздушной перспективы проявился в творчестве художников-импрессионистов.
Какие виды пейзажа вы знаете?
- морской
- горный
- городской
- сельский
- космический
- фантастический и др.
Чем уникальна природа нашего края?
Максимилиан Волошин
Максимилиан Волошин
Крымский пейзаж может сочетать в себе море и горы…
Скалы с уютными
бухточками…
Валентин Бернадский
… и лодочными
пристанями
Валентин Бернадский
Сергей Бакаев
Леса с горными массивами, кипарисами
и небольшими домиками…
Александр Куприн
Сергей Яровой
Извилистые улочки со старинными строениями…
Александр Косничев
Максимилиан Волошин
Степные просторы с садами и виноградниками…
Валентин Бернадский
Валентин Бернадский
Что же помогает художнику перенести объемное пространство на плоскость листа (картины)?
Знание и использование законов перспективы:
- наблюдательной
- линейной
- воздушной
Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи:
«Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными;
делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии…
не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».
Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета .
Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок ,
«…а самые последние предметы, в нем видимые (как, например, горы) вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».
Итак, воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя.
Клод Моне
Клод Моне
При этом насыщенность цвета на дальнем плане уменьшается :
- цвет теряет свою яркость
- контрасты светотени смягчаются
Клод Моне
Клод Моне
Таким образом глубина кажется более тёмной,
чем передний план.
Клод Моне
Кроме того, объекты дальнего плана выглядят «холоднее» (в пейзаже).
Клод Моне
Степень отличия объектов разных планов зависит от состояния воздушной среды:
Клод Моне
Клод Моне
- при тумане объекты могут «растворяться» на средних планах и «исчезать» из поля зрения на дальнем плане;
- в дождь тоже похожее состояние, т.е. дальние объекты отделяются от нас воздушным пространством.
Правила воздушной перспективы
сводятся к тому, что дальние объекты,
в отличие от ближних, выглядят
- светлее
- менее четко и менее ярко
- холоднее (в пейзаже)