Автор: Каранда Ольга Николаевна
[email protected]
ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно-экономический колледж»
[email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация: данный доклад показывает необходимость использования элементов дистанционных технологий для формирования профессиональных навыков у обучающихся при изучении экономических дисциплин.
Ключевые слова: дистанционные технологии, мотивация, самостоятельное изучение, электронные пособия.
Внедрение информационных технологий для развития личностных качеств обучающихся следует реализовывать не столько экстенсивным способом, ведущим к увеличению как учебной нагрузки обучаемых и преподавателей, так и общих затрат на образование, сколько за счет приведения структуры образования в соответствие с современными целями.
Использование информационных технологий обеспечивает интенсификацию и актуализацию учебно-воспитательного процесса на основе решения следующих задач:
деятельности путем применения различных информационных технологий, выбираемых в зависимости от типа личности обучаемого;
использования таких современных средств обработки информации, как компьютерное моделирование, технологии локальных и сетевых баз данных;
актуализации его образовательной траектории, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения.
Эффективное применение ИТО в учебном процессе возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и грамотно интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучающимся. Возможности информационных и коммуникационных технологий обогащают педагогические технологии, способствуют научно-методической деятельности преподавателей, улучшают и облегчают решения задач управления. А опыт, знания, традиции, накопленные в системе образования, пополняют содержательную, общекультурную составляющую информационного пространства – от локальной сети отдельного учебного заведения до глобальной сети Internet.
Для создания условий, обеспечивающих интеграционный подход в использовании ИТО в рамках учебной дисциплины «Экономика отрасли», строится модель применения ИТО в учебно-воспитательном процессе (рис. 1).
Рис.1. Модель интеграции ИТО
в учебно-воспитательный процесс
Каждый элемент схемы характеризуется следующими аспектами деятельности преподавателя:
Инициирование – изучение проблемы и возможностей ее решения; предварительная оценка ситуации.
Анализ и оценка – определение целей; анализ имеющихся исходных данных; оценка состояния используемой системы обучения; определение направлений внедрения (конкретных дисциплин, циклов, модулей).
Выбор ИТО – поиск или создание множества возможных решений в сопоставлении с целями обучения; выбор ИТО и способов их использования.
Проектирование интеграции – планирование учебной работы; проектирование контроля обучения и развития обучаемых; обеспечение ресурсами; предварительное тестирование.
Реализация проекта – подготовка необходимых материалов и документации; установка программного обеспечения; подготовка преподавателей и учебно-вспомогательного персонала.
Мониторинг и адаптация – непрерывная интегративная оценка, адаптация ИТО и других элементов системы обучения.
Оценка реализации – итоговая формальная оценка; итоговая неформальная оценка.
Управление процессом – процесс должен быть полностью управляемым, так как оказывает влияние на всех этапах. Под обеспечением качества понимается не только достижение определенного уровня обученности, но и то, что действия на всех этапах интеграции ведут к достижению целей, связанных с развитием личности обучаемого.
Поскольку обучаемые являются активными субъектами процесса обучения, то и мотивацию обучаемых к применению ИТО будет естественным отнести к категории управляющих элементов модели. Потенциальные возможности мотивации обучаемых могут повлиять на ход всех этапов процесса интеграции. Поэтому привлечение обучаемых к проектированию учебно-воспитательного процесса будет в значительной мере способствовать как развитию их мотивации, так и повышению эффективности процесса обучения.
Понятие «мотивация» используется для объяснения того, что движет поведением, деятельностью человека, и определяется как процесс, метод, средство побуждения, в основе которых лежат некоторые мотивы. Познавательной деятельностью могут управлять как внешние, так и внутренние мотивы. Внешние, исходящие от педагогов, родителей, имеют зачастую декларативную форму и могут не только не возыметь никакого воздействия, но и привести к противоположному результату: бесполезно просто запрещать подростку играть на компьютере, не разобравшись в том, что же именно для него является наиболее привлекательным в таком времяпрепровождении. В то же время мотивы, основанные на внутренних потребностях обучаемого, могут стать настоящим и очень мощным «двигателем» его развития в ходе образовательного процесса. Так, за одним и тем же мотивом могут быть разные потребности, и наоборот, определенная потребность может проявляться в различных мотивах. По А. Маслоу: «Внешнее научение – это просто усвоение еще одной ассоциации или нового учения. А вот научиться быть лучшим человеком, насколько это для вас возможно, – совсем другое дело. Дальние цели обучения взрослых и любого другого обучения – это пути, или способы, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать. Это я называю подлинным научением….».
Педагогу очень важно уметь и определять, и формировать мотивы познавательной деятельности при формировании профессиональных навыков в изучении экономических дисциплин. Для определения и изучения структуры мотивов используются общие методы педагогических исследований: беседа, анкетирование, наблюдение и др. Разработка алгоритма помогает преподавателю при формировании мотивации обучаемых к применению ИТО (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм формирования мотивации
В таком сценарии можно избирательно предложить не только учебный материал или тесты, но и сами формы деятельности: работа с теоретическим экономическим материалом или моделирующей программой, решение задач или участие в дискуссии, проводимой в режиме электронной конференции. Такие возможности открывает наличие целостного электронного учебника, материалы которого полностью доступны обучаемым, в том числе для копирования и переноса, при необходимости, на другой компьютер. Уходит в прошлое практика выставления учебных ресурсов для работы только в локальной сети данного образовательного учреждения. Обучаемый должен иметь возможность записать нужные материалы на электронный носитель, распечатать на бумаге, чтобы работать с ним в наиболее удобной для него обстановке наиболее приемлемым способом. Для образовательных web-страниц такой проблемы не существует, поскольку указанные операции можно выполнить с помощью соответствующих команд. В электронных учебниках разработчики решают эту проблему, добавляя соответствующие функции.
Разработка и внедрение в учебный процесс электронного учебного пособия по экономике позволяет оптимизировать поставленные задачи, более эффективно использовать учебное время, развить интерес к профессиональной деятельности, способствует расширению форм образовательной деятельности (т. е. использо- вание дистанционных образовательных технологий), экономический эффект от которой, ярко выражен.
Список использованной литературы
Бондаренко Т.Г., Исаева Е.А. Использование принципов дистанционного
образования при подготовке учебно-методических материалов по экономическим дисциплинам. / Новые информационные технологии в науке. Сборник ста тей Международной научно-практической конференции (1 ноября 2015 г., г. Уфа). / в 2 ч. Ч.2. – Уфа: АЭТЕРНА, 2015.
Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие. – М., Академия, 2000.
Введение в профессию экономиста : учебное пособие / под ред. проф.
В. А. Слепова. – Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-
коммуникационных средств. – М.: Народное образование, 2005.
Современные образовательные технологии в изучении и преподавании
предметов социально-гуманитарного цикла./ Под ред. Е. В. Афонина. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС»,2007.