Просмотр содержимого документа
«Введение. Практическая работа "Организация фенологических наблюдений в природе"»
Введение. Практическая работа: Организация фенологических наблюдений в природе.
Урок 1 5 класс
Полярная Звезда
- Что вы знаете о географии?
- С чем или с кем вы связываете географию?
- Что бы вы хотели бы узнать, изучая географию?
- Какие книги, журналы вы уже читали?
- Какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания?
География (греч.)
гео- Земля
графо- пишу
ЗЕМЛЕОПИСАНИЕ
Эратосфен Киренский (ок. 276–194 гг. до н. э.)
Родился в городе Кирене (Северная Африка, территория современной Ливии).
Обучался в таких городах, как Александрия (Египет) и Афины (Греция).
Заведовал Александрийской библиотекой, создал географическую карту населённой части Земли.
Эратосфен впервые в истории измерил окружность Земли. Измерение было неточным, но оно послужило развитию математической основы географии. В труде по землеведению Эратосфен впервые применил термины «география», «широта» и «долгота».
Первым употребил термин «география»
Самый простой и самый древнейший метод
НАБЛЮДЕНИЕ
Фенология (греч.)
феномен- явление логос- наука
Наука о явлениях
Шарль Франсуа Антуан Морран
Бельгийский ученый - ботаник в 1853 г. предложил термин «фенология»
А вы знаете, какое фенологическое явление наблюдают на протяжении многих веков?
Самым длинным из известных фенологических рядов является 12-ти вековой ряд наблюдений за началом зацветания вишни- сакуры в Японии. Выявлено, что в IX-XIV вв. вишня в Японии зацветала на неделю раньше, чем в XI-XVI веках
Инструкция по заполнению «Дневника фенолога»
- Наблюдайте за изменениями в растительном, животном мире, состоянии погоды и других явлениях природы в течение учебного года.
- Все наблюдения фиксируйте в «Дневнике фенолога»
- При описании погоды обращайте внимание на наличие облаков, ветра, осадков, температуры, влажности ветра.
- Отмечайте даты первого заморозка, инея, снега, появления и исчезновения снежного покрова, дату образования снежного покрова, который сохраняется на всю зиму. Зимой фиксируйте даты мощных снегопадов и их высоту, оттепели, сильные метели, самые низкие и высокие температуры Весной - первые проталины, дату начала и окончания таяния снежного покрова. Первую грозу и первый весенний дождь.
- Осенью на водоемах отметьте даты появления «сала» (очень тонких льдинок, плывущих по реке), «шуги» или «снежуры» (вязкая масса из снега и кристалликов льда, образуются во время обильных осенних снегопадов), «заберегов» (узких полос неподвижного льда у берегов), ледостава. Весной начало ледокола и освобождение реки ото льда.
- При наблюдении за деревьями и кустарниками осенью отмечайте даты начала раскраски листвы (появление первых по-осеннему раскрашенных листочков), полной осенней раскраски, начало листопада (опадение по-осеннему окрашенных листьев) и его окончания (кроны деревьев и кустарников полностью освободились от листвы). Весной – наблюдайте за набуханием почек, появлением первой листвы, начала и окончания цветения.
- При наблюдении за птицами отмечайте осенний отлет, которые обычно происходит постепенно и бывает сильно растянутым по времени. Установите дату массового отлета определенного вида птиц (ласточек, трясогузок, гусей, уток, журавлей). Зимой наблюдайте за жизнью птиц оставшихся на зимовку или прилетевших с северных районов. Весной отметьте время прилета птиц.
Дневник фенолога
Дата наблюдения
Состояние погоды
Погодные явления, состояние водоемов и снежного покрова
Состояние деревьев и кустарника
Результаты наблюдения за птицами и насекомыми
Правила составления синквейна
1 строка - одно существительное , отражающее главную идею
2 строка - два прилагательных , описывающих основную мысль
3 строка – три глагола , описывающих действия в рамках темы
4 строка - фраза из четырех слов , выражающая отношение к теме
5 строка – одно существительное , ассоциация, синоним к теме, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме.