СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на СМО. Воспитание будущего читателя. Ознакомление с книгой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по ознакомлению с книгой и формирование знаний о труде взрослых, которые принимают участие в создании книг.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на СМО. Воспитание будущего читателя. Ознакомление с книгой.»



Тема заседания ГМО № 3:

«Условия для формирования у дошкольников основ гражданственности, патриотических чувств и уважения к прошлому, настоящему и будущему, ценностного отношения детей к труду на основе изучения традиций, художественной литературы, культурного наследия большой и малой Родины».



Тема представленного опыта: «Художественная литература как условие формирования ценностного отношения к труду».






Ваулина Татьяна Григорьевна

Воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «ДС «Северная сказка»















г.Н.Уренгой, ЯНАО, Тюменская обл.

20.03.2024



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»











Педагогический опыт по теме «Художественная литература как условие формирования ценностного отношения к труду».











Подготовила: Ваулина Т.Г., воспитатель















Новый Уренгой

2024



Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.

Гражданское воспитание – это, прежде всего, личностно-ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника. Для реализации данного направления переда педагогами ДОУ стоит важная задача: создать условия для формирования у дошкольников основ гражданственности, патриотических чувств и уважения к прошлому, настоящему и будущему, ценностного отношения детей к труду на основе изучения традиций, художественной литературы, культурного наследия большой и малой Родины.

Представляем опыт педагогической деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой как средством формирования знаний о книге - плоде человеческого труда.

Цели и задачи опыта:

Цели: формирование познавательного интереса к книге и литературным произведениям;

Развитие ценностного отношения к труду взрослых.

Задачи: Активизировать интерес детей к книге и литературным произведениям;

Расширять знания детей о труде взрослых: писатели, поэты, художники-иллюстраторы, библиотекари, печатники и др.

Воспитывать бережное отношение к книге, уважительное отношение к труду взрослых.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по-видимому, радикально меняется. Педагоги, воспитатели, а также и родители с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать, так как в процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотеке, компьютерная игротека.

Средства массовой информации активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. Однако, наблюдения показывают, что интерес дошкольников к книге огромен и как будет он развиваться зависит от условий, которые создают взрослые.

Центр «Библиотека» в средней группе играет важную роль в формировании интереса воспитанников к книге. Наличие тематических выставок книг, иллюстраций, портреты литераторов и художников-иллюстраторов, побуждают детей погрузиться в мир книги. Посредством рассматривания книг дети знакомятся с книгой как с предметом рукотворного мира, знакомятся с разнообразием литературных произведений, художественных взглядов иллюстраторов на героев книг, активизируется интерес к чтению.

Посещение библиотеки позволяет сформировать представление о правилах хранения книг, об их многообразии, о труде библиотекаря.


Развивающий центр «Библиотека»



Экскурсия в библиотеку





Художественная деятельность в рамках ознакомления с книгой. Знакомясь с книгой, дети узнают из чего состоит книга: обложка, переплет, листы, страницы, иллюстрации, текст, а также знакомятся с многообразием труда взрослых для ее создания: переплетчики, наборщики, поэты, художники. Дети создают свои книги, рисуют иллюстрации. Таким образом, появляется понимание, что для создания книги люди вложили много труда, что позволяет воспитывать бережное отношение к книгам и уважительное отношение к труду взрослых.


Изготовление книг, создание иллюстраций

Театрализованная деятельность активизирует литературный опыт детей, артистические способности детей, способствуют к приобщению к художественному слову. Дети знакомятся с трудом актеров.

Драматизации сказок



Литературные гостиные дают возможность приобщить родителей к совместной деятельности в рамках ознакомления с художественной литературой. Дети транслируют знания о героях литературных произведений, транслируют навыки декламации стихов, загадок.


Литературная гостиная к Дню рождения

А.Л.Барто «Добрые книжки Агнии Барто»




Викторины, олимпиады дают возможность испытать силы детей в проявлении знаний по содержанию знакомых литературных произведений.


Всероссийская викторина по произведениям В.Г. Сутеева

Таким образом, разнообразная и целенаправленная работа по ознакомлению с книгой создает условия для формирования основ гражданственности дошкольников: гордость за культурное наследие страны, уважительное отношение к людям труда и плодам труда человека, воспитание интереса к литературе, активной читательской позиции.