План выступления на методическом объединении учителей начальных классов.
Тема: «Проведения олимпиад в начальных классах»
Современному обществу нужны творчески мыслящие люди , и задача школы состоит в том чтобы увидеть и развить способности учащихся, создать условия для того. Чтобы эти способности выявить и развить.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из главных задач современного образования.
Сегодня одаренными детьми называют:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Тих детей, как правило, не нужно заставлять учится, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Для того чтобы учащиеся могли в полной мере проявить свои способности, реализовать творческий потенциал, необходима особая образовательная среда.
Олимпиада - одна из распространенных форм работы с одаренными детьми, но и не только.
Понятие «олимпиада» связывается у нас с представлением о спорте. Учебные олимпиады — это интеллектуальные соревнования. Оказывается, можно быть чемпионом по школьным предметам! Но, для того чтобы побеждать, нужно много тренироваться, трудиться.
Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений и деятельности педагога.
Основной целью олимпиадного движения является выявление одарённых ребят, т. е. умеющих «нестандартно мыслить».
Цель олимпиады - выявление интересов, развития и одарённости учащихся, определение наиболее распространённых ошибок и трудностей, из-за которых часть школьников не смогла справиться с заданиями. Олимпиада выявляет лучших, но каждый может попробовать свои силы, развивать логическое мышление, расширять кругозор. В целом олимпиада служит развитию творческой инициативы учащихся.
Задачи олимпиады:
- расширение и углубление знаний по учебным предметам;
- развитие умения самостоятельно и творчески работать;
- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.
Так что же даёт участие или победа в олимпиаде?
В первую очередь, развитие интеллектуальных способностей. Всем известно, что олимпиадные задания – это нестандартные задания повышенной сложности, для успешного выполнения которых необходимо не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить. В будущем это поможет нынешним школьникам решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже с юных лет они научатся смотреть на задачи с разных сторон и рассматривать их под разным углом.
Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать. Решение олимпиадных заданий отлично тренирует ту самую нестандартность мышления, гибкость ума, возможность применять полученные и усвоенные знания в самых разных сферах.
Помимо этого, участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть его и страх также важна во «взрослой» жизни.
Кроме того, победы в олимпиадах дают дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. Самым крупным «бонусом» является поступление в любой ВУЗ страны без вступительных испытаний.
Начальная школа дает возможность каждому ребенку проявить себя, начиная с 1 класса учащиеся могут принимать активное участие в дистанционных олимпиадах на сайте «Инфоурок», «Я-класс», интерактивной образовательной онлайн-платформе – «Учи.ру».
Участие в данных олимпиадах способствует развитию творческого мышления и внутренней мотивации к обучению. Задачи даны в понятной детям игровой форме и делают процесс обучения более интересным и эффективным. Задания олимпиады нацелены на тренировку внимания, логики и пространственного воображения.
Каков же алгоритм действий учителя начальных классов в процессе подготовки детей к олимпиадам?
1) Выявление талантливых одаренных детей.
Ещё во время адаптационного периода, во время введения в школьную жизнь, учитель видит группу детей, которые справляются с заданиями быстрее других. Это можно увидеть во время уроков, бесед, праздников, игровых программ, экскурсий.
Широкий кругозор, развитое понятийное мышление, креативное мышление, развитая монологическая речь – это показатели, которые позволяют говорить о хорошем умственном потенциале младшего школьника. Иногда сразу это разглядеть в ребенке сложно, так как многие дети застенчивые, молчаливые, тревожные. Но, как правило, такие проявления исчезают ещё во время адаптационного периода, когда ребенок начинает привыкать к школе, любить первую учительницу, дорожить друзьями-одноклассниками.
2) Работа на уроках.
Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за год.
Учащиеся с первого класса начинают свой нелёгкий, но увлекательный путь к подножию «школьного Олимпа». Подготовка к любой олимпиаде начинается с работы на уроке и дома.
Практически на каждом уроке можно найти время для выполнения нестандартных заданий, заданий на “смекалку”. На самостоятельных и контрольных работах также целесообразно предлагать детям нестандартные задания в качестве дополнительного, необязательного задания. Пусть встреча с ними станет для школьников традицией.
3) Работа кружков внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.
Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах учителю необходимо вести кружки, факультативы (старшая школа).
Внеурочная деятельность включает в себя несколько направлений, одно из которых – общеинтеллектуальное, которое способствует активизации познавательной и интеллектуальной деятельности младших школьников, приобщение их к исследовательской и проектной деятельности, создание условий, способствующих развитию творческого и критического мышления, целеустремленности, самостоятельности, инициативности.
«Занимательная математика, русский язык», «Информатика и ИКТ» и другие.
4) Вовлечение детей в олимпиадную деятельность.
Олимпиада — это тренировка, стремление знать больше, лучше, глубже (качественнее). Это воля к победе, закалка характера. Здесь определяется, что ближе душе ребенка, интереснее, лучше получается, т.е. — в чем он, в конце концов, добьется большего совершенства. Сегодня этот процесс называется поиском и развитием зоны интересов ребенка.
Римский философ и писатель Сенека младший говорил: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле».
Рекомендации учителям, работающим с одарёнными детьми.
При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:
Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Цель обучения состоит в том, чтобы ребенок смог развиваться дальше без помощи учителя. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний.
Принцип опережающего уровня сложности. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
Анализ результатов прошедших олимпиад. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. Проанализируйте вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу, разберите допущенные ошибки, спланируйте дальнейшую работу по подготовке к олимпиадам. Постарайтесь убедить ученика, что его труд по подготовке к олимпиаде не пропадет зря, покажите ему, где он может использовать свои знания.
Индивидуальный подход подготовки к олимпиаде для каждого учащегося
Психологический принцип. Считается необходимым воспитать в олимпиадниках чувство стремления к победе. Нужно научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Это важно для взрослой жизни! Хвалите своих учащихся, участников олимпиадного движения, даже если они не стали призерами, любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен преподавателем.
Олимпиадное движение решает и воспитательную цель: триединство - учитель – родитель – ребенок. Участие родителей, их заинтересованность в развитии ребёнка (а не только в его победах) имеют большое значение в процессе подготовки к олимпиадам. Задача педагога - привлечь родителей к сотрудничеству, к совместной долгой и кропотливой работе.
Проблемы и перспективы в работе с одарёнными детьми:
Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, постоянного роста мастерства и педагогической гибкости. Чтобы вырастить достойного участника олимпиадного движения учитель должен сам обладать глубокими знаниями своего предмета. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка, тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.
Учитель в своей работе должен помнить всегда слова Василия Александровича Сухомлинского: «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».