Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Доклад на тему:
«Работа учителя физической культуры
по созданию безопасной образовательной среды»
Подготовила:
учитель физической культуры
Будякова О.Н.
2025
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики. Применение здоровье сберегающих образовательных технологий привело к укреплению и оздоровлению социально-психологического климата на уроках физической культуры, оптимизации учебного процесса, повышению качества обучения учащихся, снижению количества пропусков уроков учащимися по болезни, потребности в здоровом образе жизни; созданию методического банка, в который входят планы уроков и внеклассных мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий, физкультминутки.
Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Задача учителя - сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний учащийся приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.
Успешное обучение в ОУ напрямую зависит от атмосферы доверия, уважения и психологического комфорта, обеспечивающего эффективное усвоение знаний и формирование позитивного отношения к физической активности, где каждый ученик чувствует себя защищенным и мотивированным к активному участию.
Нарушения организационного, методического и санитарно-гигиенического характера на уроках физической культуры влекут за собой травмирование обучающихся. Низкая эффективность работы по профилактике травматизма, связанна с отсутствием систематического воспитания обучающихся. Следствием этого является отсутствие у обучающихся навыков правильного поведения на уроках физкультуры.
С целью профилактики травматизма в МКОУ «Любимовская СОШ» проводятся мероприятия по формированию у школьников культуры правильного поведения, направленные на предупреждение получения травм. В обеспечении мер по предупреждению травм участвуют директор школы, классные руководители и обучающиеся, но основная роль отводится учителю физической культуры.
Я осуществляю системный технический уход за спортивным инвентарем и оборудованием, периодически смазывает трущиеся детали спортивного оборудования, проводит контроль за целостностью элементов снарядов, узлов их креплений. Проверка надежности установки и результатов испытаний инвентаря и оборудования фиксируются в специальном журнале регистрации результатов испытаний. Занятия на спортивном оборудовании проводятся под непосредственным контролем.
Спортивный зал и размещенное в нем оборудование, соответствуют требованиям по электробезопасности и пожаробезопасности.
Перед началом урока проверяю готовность зала, чистоту пола и инвентаря, наличие освещения и вентиляции, температурный режим и защитные приспособления.
Физическая помощь, страховка и самостраховка обучающихся на спортивных снарядах имеет важное значение для безопасной работы. Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимися в целях правильного и успешного завершения части или всего изучаемого элемента.
Для профилактики спортивного травматизма строго соблюдаю правила рациональной методики обучения в дозировании нагрузок, последовательности овладения двигательными навыками, индивидуального подхода и контроля за выполнением упражнений.
При проведении урока учитываю состояние здоровья, физическое здоровье и физическое развитие обучающихся, приспособленность к нагрузкам, пол, возраст, не допускать к занятиям больных детей. Особую ценность в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определять степень утомления школьника в процессе учебного занятия.
При правильно организованных физкультурных занятиях, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами занятия не только интересовали школьников, но и закладывались элементы формирования творчества.
Можно сделать вывод, что формирование комфортной и безопасной образовательной среды на уроках физической культуры – задача первостепенной важности. Правильный выбор педагогических методов, приемов и технологий, применение их разнообразия, мониторинг эффективности, а также профессионализм учителя являются ключевыми факторами успеха в достижении этой цели.