"Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности "
Выполнила: учитель начальных классов
Назакова Виктория Эдуардовна
Девиз
«Здоровый человек – это счастливый человек»
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля»
А.Шопенгауэр
«Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Проблемы:
Снижение двигательной активности; *Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни; *Нарушение зрения, осанки; *Ухудшение нервно – психического здоровья
Внешние факторы риска : (за пределами образовательного учреждения)
- экология;
- семья и микроклимат в ней;
- круг общения, вредные привычки;
- питание;
- здоровый образ жизни.
Внутренние факторы риска : (в самом образовательном учреждении)
- организация учебного процесса, методика организации урока;
- организация и реализация воспитательного процесса;
- двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
- создание условий психологического комфорта ,
- создание медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
- организация питания в образовательном учреждении;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
Три основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правильная организация урока
Учет зоны работоспособности учащихся
Распределение интенсивности умственной деятельности
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Снятие эмоционального напряжения Создание благоприятного психологического климата на уроке Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
Технологии развивающего обучения Технология раскрепощённого развития детей
Периоды изменения умственной работоспособности
- Период врабатывания – 3-5 мин. В этот период происходит постепенное повышение работоспособности, приспособление к деятельности.
- Период оптимума – 10-15 мин.
- Работоспособность удерживается на достаточном уровне.
- Период снижения работоспособности – 5 мин. Работоспособность начинает постепенно снижаться, ухудшается усвоение нового.
- Период развития утомления – далее.
Способы релаксации на уроке
- Любование природой
- Минутка тишины
- Минутки здоровья
- Музыкальные паузы
- Игры и т. д.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Релаксация
Игра « Волшебный сон»
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело и расслаблено все тело.
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать!
Крепко пальцы сжать в кулак, и к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!
Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы.
Массаж активных точек:
« Оживлялки»
♦ С силой потереть ладони друг о друга ( 10 раз)
♦ С силой потереть щеки вверх – вниз ( 10 раз)
♦ Кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке (10 раз)
♦ Помассировать мизинцы обеих рук
Здоровьесберегающая технология - это :
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
В.Д. Сонькин
Каким должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
- снижение утомления школьников,
- создание благоприятного психологического климата,
- обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения,
- выполнение санитарно-гигиенических условий.
10 правил здоровьесбережения
- Обращайте больше внимание на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Соблюдайте режим дня!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Спасибо!