СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое здоровье? В Уставе Всемирной организации здравоохранения сказано: «Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Встаёт вопрос: как помочь ученику быть физически развитым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наилучшей пользой проводить профилактические мероприятия?

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности "»

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»













Выступление на заседании МО учителей начальных классов



"Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности "


















Подготовила учитель

высшей квалификационной категории

Назакова В.Э.








2018-2019 учебный год


«Здоровый человек – это счастливый человек»


На современном этапе такая ценность, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Наступивший XXI век со всеми технологическими достижениями и открытиями в самых разных областях знания провозглашает Человека и его здоровье главной и до конца не понятой тайной Вселенной. Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?». Ещё А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

От творческого рабочего настроения учителя на уроке зависит половина успеха. Стержнем хорошего настроения перед уроком является настроенность на урок с психологической целью.

Что такое здоровье? В Уставе Всемирной организации здравоохранения сказано: «Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Встаёт вопрос: как помочь ученику быть физически развитым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наилучшей пользой проводить профилактические мероприятия?

В первую очередь – это выявление основных проблем. *Снижение двигательной активности; *Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни; *Нарушение зрения, осанки; *Ухудшение нервно – психического здоровья.

Что же является факторами риска ухудшения здоровья?

Внешние факторы риска:
(за пределами образовательного учреждения)

  • экология;

  • семья и микроклимат в ней;

  • круг общения, вредные привычки;

  • питание;

  • здоровый образ жизни


Внутренние факторы риска:
(в самом образовательном учреждении)

  • организация учебного процесса, методика организации урока;

  • организация и реализация воспитательного процесса;

  • двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;

  • создание условий психологического комфорта,

  • создание медицинского обслуживания в образовательном учреждении;

  • организация питания в образовательном учреждении;

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении.

Сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников через формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора здоровьесберегающих образовательных технологий (адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников).

Почти у каждого ребёнка отмечается крайне низкий уровень каждого из вышеперечисленных компонентов здоровья. Поэтому в нашей работе очень важно использовать педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья школьников.

Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на внеурочные модули. Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого в дополнительное образование, нередко оборачивается проблемами, на решение которых, собственно, и направлены здоровьесберегающие технологии: усилением интеллектуальной нагрузки, психоэмоциональной усталостью, повышенной утомляемостью ребёнка и, как следствие, снижением его учебной и социальной мотивации. Это обращает учителя к поиску возможностей использования здоровьесберегающих технологий именно в процессе урока.


1.Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

Три основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правильная организация урока

Учет зоны работоспособности учащихся

Распределение интенсивности умственной деятельности

3.Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни


4.Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

•создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

•использование проблемных творческих заданий;

•стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

•применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

•рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

5.Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации.. Свои уроки нужно строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использовать трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. 6.Технологии развивающего обучения (ТРО)строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике– и на его здоровье.

7.К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”. Основное внимание, которого состоят в следующем:

1) для разминок и упражнений зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные в разных местах кабинета. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого используют карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса, и которые дети должны найти,

и использовать в своей работе, а также специальные “держалки”, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

Для педагогов начального звена при планировании и проведении

уроков необходимо учитывать периоды изменения умственной работоспособности

  • Период врабатывания – 3-5 мин. В этот период происходит постепенное повышение работоспособности, приспособление к деятельности.

  • Период оптимума – 10-15 мин.

Работоспособность удерживается на достаточном уровне.

  • Период снижения работоспособности – 5 мин. Работоспособность начинает постепенно снижаться, ухудшается усвоение нового.

  • Период развития утомления – далее.

Способы релаксации на уроке

  • Любование природой

  • Минутка тишины

  • Минутки здоровья

  • Музыкальные паузы

  • Игры и т. д.

Но абсолютно всем ребятам нравятся минутки здоровья, когда выполняем точечный массаж:

Чтобы быть здоровым, стильным,

Умывайся чаще с мылом,

На уроках не зевай –

Массаж точек выполняй.

Дети массируют определенные точки на лице так, как показано на рисунке.


Задача школы – сохранить и по возможности укрепить здоровье детей. В первую очередь эта задача должна реализовываться через осуществление контроля за дозировкой учебных заданий, за посадкой, осанкой. На 20-ой минуте каждого необходимо проводить физминутки, которые включают физические и дыхательные упражнения, а также упражнения на сохранение зрения учащихся. Очень важно разнообразить учебную деятельность, уделяя особое внимание развитию психических процессов.

Это интересно

С 2003 года в России Минздрав признал официально музыкотерапию методом лечения. Для улучшения занятий математикой лучше слушать музыку Баха, он проясняет мозги.

Произведения Моцарта развивают умственные способности. Оказывается, от курения спасает музыка Шуберта «Аве Мария», «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова. И напротив, тяжёлый рок не только провоцирует «чёрные» мысли, но и способствует саморазрушению организма.

Также известно, как вылечивают занятия рисованием, живописью, пением болезни желудка, избавляют от депрессии, неврозов. Наукой доказано, что поющие люди долго живут.

Духовно-нравственные правила поведения учителя на уроке

- Многословие учителя отдаляет его от нравственности.

- Сверх необходимого не говори ничего. Дай сказать детям.

- Не имей любимчиков, это вредит прежде всего им.

- Не подменяй нравственность приоритетом интеллекта.

- Помни, что и учитель, и ученик имеют недостатки и характера, и деятельности, поэтому нравственный труд совершайте вместе с детьми.

- Если хочешь, чтобы класс был спокоен, - будь спокоен сам.

- Не кричи, не говори громко и поспешно.

- Не угнетай, не притесняй учащихся, не критикуй.

- Не будь высокомерным и честолюбивым – это духовная болезнь.

- Не говори ученику, не слушающего тебя, сначала подготовь его внимание.

- Помни, что учитель, общаясь с учениками, есть одновременно и лекарь.

- Будь требовательным и объективным в оценке знаний и поведения учащихся

Внедрение в учебный процесс зоровьесберегающих технологий важно потому, что они:

- обеспечивают эмоциональный подъём учащихся;

- снижают уровень тревожности;

- «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (в то время, как современные методики связаны с перегрузкой левого полушария мозга);

- облегчают процесс запоминания материала;

- формируют познавательный интерес к учёбе.

Памятка для учащихся начальных классов по сохранению и укреплению здоровья:

  1. Хорошее настроение – залог здоровья. Улыбайся и тебе улыбнутся в ответ!

  2. Соблюдай режим дня. Так можно многое успеть.

  3. Занимайся физкультурой и спортом. Утром делай зарядку.

  4. Содержи в чистоте свое тело, одежду и жилище.

  5. Здоровое питание – одна из основ здорового образа жизни.

  • Питание должно быть:

  • Разнообразное

  • Богатое овощами и фруктами

  • Регулярное

  • Без спешки

  1. Правильно сочетай труд и отдых. Не просиживай часами за компьютером, у телевизора. Занимайся физическим трудом.

  2. Включай в свой распорядок дня прогулки, игры на свежем воздухе.

  3. Закаливай организм. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

  4. Не заводи вредных привычек.

Сократ был прав, сказав: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья - ничто».