Добрый день, коллеги. Представляю вашему вниманию выступление по теме: «Современные образовательные технологии на уроках физической культуры»
В современном обществе, в образовательном процессе активно формируется возможность применения современных технологий, в основе достижения научно – технического процесса. Актуальность современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в частности.
Формирование здорового образа жизни требует дальнейшего совершенствования учебного процесса в школе и перехода на другой более высокий качественный уровень обучения с помощью применения современных обучающих средств. Это предполагает не только внедрение результатов интеллектуальной деятельности (разнообразные эллиптические тренажеры, обучающие научно – популярные видеофильмы, Интернет – ресурсы т.д.) на уроках физической культуры, но и формирование положительной мотивации к процессу обучения в целом.
Это означает, что при всем многообразии образовательных программ для уроков физической культуры, именно результаты интеллектуальной деятельности, определяют различия в полученных результатах обучения, зачастую весьма существенные, даже среди учеников школы.
В силу этих обстоятельств можно со всей уверенностью утверждать, что именно применение современных технологий на уроках физической культуры, несомненно, является ключом к формированию здорового образа жизни ученика в школе.
В школе учитель физической культуры в ответе за здоровье детей, их физическое и нравственное воспитание. Поэтому важное место в деятельности учителя необходимо отводить современным технологиям обучения.
Что понимают под современной образовательной технологией? Определений довольно много, на наш взгляд, наиболее удачным является следующее (О.Ю. Шамаева): образовательная технология (educational technology) – система средств, форм и способов организации образовательного взаимодействия, обеспечивающих эффективное управление и реализацию образовательного процесса на основе комплекса целей и определенным образом сконструированных информационных моделей осваиваемой реальности – содержания образования.
Применение современных образовательных технологий на уроках физической культуры
В школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся: проектная деятельность; личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, соревновательная технология; технология проблемного обучения и др.
В своей работе я отдаю предпочтение игровой технологии.
Игровые технологии на уроках физической культуры занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игра – это проявление желания действовать.
Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:
- обучающая;
- воспитательная;
- коррекционно-развивающая;
- психотехническая;
- коммуникативная;
- развлекательная;
- релаксационная.
Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умений ориентироваться в окружающей действительности.
Так же мое внимание привлекла технология проблемного обучения.
Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций и управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем. Соответственно важнейшими
понятиями в проблемном обучении являются проблемная ситуация и учебная проблема.
Проблемная ситуация заключается в противоречии между известными школьнику сведениями и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:
-анализ проблемной ситуации;
-формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;
-решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);
-проверка правильности решения.
Проблемные вопросы: они должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа. Например, мы предлагаем задания-схемы, предусматривающие поисковую деятельность учащихся: 1) Выбрать один из способов прыжка в высоту и разобрать его минусы и плюсы в сравнении с другими; 2)применить хорошо освоенный навык в нестандартных условиях. Задания поискового характера всегда связаны с постановкой проблемы. Осознание проблемы зависит от уровня знаний учащихся, его интересов и подготовленности. Начинается поиск решения. При этом педагог отслеживает информацию о промежуточных результатах. Основным средством контроля являются ответы и действия школьников, аналитическая деятельность учителя по определению степени их правильности, количества и характера ошибок.
Таким образом, длительное использование проблемного обучения служит залогом самообразования, самовоспитания, укрепления здоровья и физического совершенствования.
В заключении хочется сказать, что физкультура должна стать универсальным средством оздоровления. В настоящее время, ведущими направлениями в работе по физическому воспитанию являются:
- создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению физического и психологического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта;
- формирование физической культуры личности с учетом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
- совершенствование врачебно-педагогического контроля, за организацией физического воспитания.
Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе необходимо применять здоровьесберегающие образовательные технологии. Учить детей охранять свое здоровье, заботиться о нем.