СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете на тему "Метод проектов как инновационная воспитательная технология образовательного процесса"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка описывает опыт работы старших классов в рамках внеурочной деятельности над проектом, представляющим практическую, морально-нравственную и эстетическую ценность как для самих ребят, так и для окружающих. Представлены цели, задачи, варианты решения проблем, возникающих в ходе реализации проекта. Указаны потенциалы проекта, которые задают направление процессу воспитания личности. Описываемый проект обладает высокой нравственной значимостью и способен стать вектором морального развития для всего классного коллектива. 

Просмотр содержимого документа
«текст выступления на педсовете Метод проектов как инновационная воспитательная технология»

Выступление на педсовете по теме

Сл.1

«Метод проектов как инновационная воспитательная технология образовательного процесса»


Процесс воспитания школьников за последние время претерпел существенные изменения.

Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющая личностное «я».

Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе. Важным элементом школьного воспитания является внеурочная деятельность, которая зеркально отражает проблемы воспитания в школе, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности педагога. Внеклассная работа дает ребенку возможность учиться работать, анализировать явления, вступать во взаимоотношения с людьми и коллективом, утверждать свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, ребенок с разных сторон изучает прекрасный и сложный мир, прикасаясь к науке, морали, искусству.

Сл.2

Смею напомнить, что:

ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленное управление процессом развития личности.

Цель воспитания - всестороннее развитие личности человека.

Содержание воспитания - целенаправленное организованное взаимодействие школьника с миром во всём его многообразии.


Существуют различные подходы к описанию и пониманию личности.

Сл.3

Личность определяется тем,

  1. что она знает,

  2. что она ценит,

  3. что и как она созидает,

  4. с кем и как она общается,

  5. каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Сл.4

Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют основную роль и задают направление процессу воспитания личности).

  1. Познавательный потенциал – определяется объемом и количеством информации, которой располагает ученик. Включает психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности ученика.

  2. Морально-нравственный потенциал  – определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироустремлениях, мироощущении.

  3. Творческий потенциал  – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.

  4. Коммуникативный потенциал – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.

  5. Эстетический потенциал – определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусства.


Моя задача сегодня поделиться с вами примером, как можно оптимизировать процесс воспитания личности школьника средствами ИКТ и методом проектов.


Предлагаю посмотреть отрывок из видеосюжета

11-12а классу во 2 полугодии в ходе клубного часа перед 70-летней годовщиной со дня Победы в ВОВ был показан документальный видеосюжет под названием «Исповедь пожилого человека» длительностью 40 мин.

Сл.5

В конце просмотра наступила многозначительная тишина, у девочек на глазах стояли слёзы.

Был проведён анализ и сравнение жизни и интересов сегодняшних 13-тилетних школьников и ребят этого же возраста военных лет.

На основе отснятого видеоматериала класс приступил к выполнению группового проекта на тему «Создание видео-интервью с пожилым человеком».

Сл.6

Цель проекта:

  • Закрепить навыки редактирования и обработки видео сюжета.

Задачи

  • Нарезка фрагментов

  • Настройка видеопереходов между фрагментами

  • Оформление фильма текстами – пояснениями и титрами.

  • Сократить время сюжета показа до 10 минут.

Сл.7

В ходе выполнения проекта кроме выполнения поставленных задач, была проведена дополнительная работа:

  1. Ребята составили ряд вопросов и задали их героине фильма по телефону:

  • Отношение к техническому прогрессу?

  • Какой строй лучше «Социализм, капитализм, демократия»?

  • Что главное в жизни с позиции прожитых лет?

  • Комфортно ли живется пожилым людям в настоящее время?

  • В какой помощи она нуждается?

  • Что хотела бы пожелать потомкам?

  1. Из разговора с героиней ребята узнали, что пенсионерка 1926 года рождения (86 лет) Рычкова Екатерина Николаевна, учитель начальных классов с 38-летним стажем, труженик тыла не имеет свидетельства «Ветерана войны». Причина: многие годы ухаживала сначала за тяжело больной свекровью, потом – за сыном, получившим облучение во время аварии на атомной станции, затем парализовало мужа-участника ВОВ. Затем смерть близких и одиночество. Оформить документы, подтверждающие её заслуги перед Родиной, возможности не было.

  2. Ребята ставят вопрос: «А как помочь?», «Можно ли помочь?» ПРОБЛЕМА… и САМИ вызываются помочь, предлагают и находят пути её решения:

  3. Девочки класса: Лиля консультируется с юристом через Интернет, Надя подключает знакомого юриста, Герман занимается в Интернете поиском самих Законов «Кто имеет право на звание «Труженика тыла», «Ветерана войны», «Дети войны».

  • Как получить статус труженика тыла?

  • Когда в Ульяновской области вступил в силу закон о социальной поддержке «Детей войны».

  • Какие документы понадобятся для подтверждения

  • Что делать, если у вас нет вышеперечисленных документов (Находит ответ: найти свидетелей и предоставить справку из архива).

  • Куда идти со всеми собранными документами и паспортом (Находит ответ: в пенсионный фонд)

  • Положенные льготы после получения удостоверение труженика тыла?

  • Что даёт ульяновцам закон о «Детях войны»? и др.

  1. Ребята позвонили пенсионерке, выяснили, что село в пойме Волги, в котором во время войны жила, училась и работала она, было затоплено, документы, подтверждающие работу учеников на полях, утеряны. Снова ПРОБЛЕМА. Но есть свидетельница, вместе работали на благо родины во время войны, живёт на Верхней террасе.

  2. Ребята предложили БУДУЩЕЕ письменное подтверждение свидетельницы и видеофильм «Исповедь пожилого человека» отправить прошением Правительству Ульяновской области (воспользоваться круглой датой 70-летия со дня Победы в ВОВ).

  3. Все вместе ищут в сетях Интернет ответы на вопросы:

  • Как правильно написать «Заявление свидетеля на подтверждение факта события».

  • Как правильно оформить обращение в Правительство Ульяновской области?

  • Требования к оформлению письменного обращения?

  • Требования к оформлению обращения в форме электронного документа?

  1. Еду к свидетельнице, подписываю у неё 2 экземпляра заявления (от имени ребят и себя поздравляю её с праздником Победы, дарю конфеты).

  2. Строго по форме ребята сочиняют письмо-прошение в Правительство Ульяновской области, в котором даётся портрет пожилого человека с просьбой «получить справку из архива, «подтверждающую раннюю трудовую деятельность пенсионерки во время войны, так как в результате затопления родное село Тургенево (Ставропольского уезда, ныне Чердаклинского района) было стерто с географической карты Ульяновской области, архивные данные «безвозвратно утеряны» (из ответа на запрос в архив). Поэтому мы просим Вас к 70-летию Победы учесть трудовой вклад Екатерины Николаевны, устранить сложившуюся несправедливость и помочь ей в присвоении заслуженного статуса Ветерана Великой Отечественной войны (Труженика тыла)».

  3. Я, как руководитель проекта, от своего имени отправляю письмо через почту России. Ребята с нетерпением ждут ответа.

  4. Ответ приходит через 3 недели с перечнем необходимых документов для получения удостоверения статуса «Труженика тыла», т.е. с той информацией, которую ученики сами добыли через юристов и сеть Интернет.

(Отрицательный ответ - тоже результат при решении проблемы).

  1. Класс начинает решать ПРОБЛЕМУ на новом витке:

  • Герман идёт в Интернет: что делать «При невозможности документального подтверждения факта работы в тылу в период Великой Отечественной войны». Находит: «Указанный факт может быть установлен в судебном порядке в соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе на основании свидетельских показаний».

  • Надя с Лилей в это время пишут статью в газету Ульяновской области.


До суда дело не дошло! Дело закончилось окончанием учебного года и выпуском 12а класса.


Подведём итоги:

В ходе выполнения проекта учащиеся 11-12 класса не только выполнили поставленные учителем цель и задачи по видеообработке (создали «Видео-интервью с пожилым человеком» с настройками видео переходов между фрагментами, с оформлением фильма текстами – пояснениями и титрами, со временем показа 10 минут). Параллельно закрепили и применили на практике знания из ранее изученных разделов информатики: «Издательское дело» (заполнение деловых бланков и создание прошений, заявлений, написание статей), «Компьютерные сети» (справки и запросы на поиск информации). Были применены знания других предметов и установлены метапредметные связи по предметам: русский язык, литература, история, география, экономика и др.

Всё это вместе взятое и есть оптимизация воспитательного и образовательного процесса во неурочной деятельности.

Сл.8


Учащиеся прошли все этапы проектного и проблемного способа обучения:

  • проблематизация (рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем, формулирование ведущей проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы);

  • целеполагание и планирование содержательной деятельности ученика;

  • самоанализ и рефлексия (результативность и успешность решения проблемы проекта);

  • представление результатов своей деятельности и хода работы;

  • презентация в различных формах подготовленного продукта (результата) проектной деятельности (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

  • поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого знания;

  • практическое применение школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых ситуациях;

  • проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

Сл.9

Вернёмся к слайду, где описаны «Потенциалы личности».

(Обращение к залу)

«Какие потенциалы воспитания личности были задействованы в ходе выполнения этого одного проекта и проблемного способа обучения?»

  • Познавательный потенциал ? (да)

  • Морально-нравственный потенциал? (да)

  • Творческий потенциал ? (да)

  • Коммуникативный потенциал ? (да)

  • Эстетический потенциал ? (да)


«Индивидом рождаются, личностью становятся».


И, наверное, если мы сможем переступить через заформализованность и консерватизм, начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективный и результативный.

Сл.10


Видео «Как относится администрация к пожилым людям»


Заключение

От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни.

Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение по пути познания и творчества.

Сл.11


Спешите делать добро. Выпускники 12а класса в моём лице передают эстафету «Добрые дела». Принимайте.


Сл.12 Спасибо за внимание!


Просмотр содержимого презентации
«Метод проектов как инновационная воспитательная технология образовательного процесса»»

«Метод проектов как инновационная воспитательная технология образовательного процесса»

«Метод проектов как инновационная воспитательная технология образовательного процесса»

Содержание воспитания ВОСПИТАНИЕ Целенаправленное управление процессом развития личности ЦЕЛЬ Всестороннее развитие личности СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ Целенаправленное организованное взаимодействие школьника с миром во всём его многообразии

Содержание воспитания

ВОСПИТАНИЕ

Целенаправленное управление процессом развития личности

ЦЕЛЬ

Всестороннее развитие личности

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Целенаправленное организованное взаимодействие школьника с миром во всём его многообразии

Личность определяется Личность Что она знает Что она знает Что она ценит Что она ценит Что и как она созидает Что и как она созидает С кем и как она общается С кем и как она общается Каковы её эстетические потребности и как она их удовлетворяет Каковы её эстетические потребности и как она их удовлетворяет

Личность определяется

Личность

Что она знает

Что она знает

Что она ценит

Что она ценит

Что и как она созидает

Что и как она созидает

С кем и как она общается

С кем и как она общается

Каковы её эстетические потребности и как она их удовлетворяет

Каковы её эстетические потребности и как она их удовлетворяет

Личность характеризуется Потенциалы личност и Познавательный потенциал Познавательный потенциал Морально-нравственный Морально-нравственный Творческий потенциал Творческий потенциал Коммуникативный потенциал Коммуникативный потенциал Эстетический потенциал Эстетический потенциал

Личность характеризуется

Потенциалы личност и

Познавательный потенциал

Познавательный потенциал

Морально-нравственный

Морально-нравственный

Творческий потенциал

Творческий потенциал

Коммуникативный потенциал

Коммуникативный потенциал

Эстетический потенциал

Эстетический потенциал

Видеосюжет  «Исповедь пожилого человека»

Видеосюжет «Исповедь пожилого человека»

Проект на тему «Создание видеорепортажа»   «Исповедь пожилого человека» Цель проекта: Закрепить навыки редактирования и обработки видео сюжета.  Задачи:

Проект на тему «Создание видеорепортажа» «Исповедь пожилого человека»

Цель проекта:

Закрепить навыки редактирования и обработки видео сюжета.

Задачи:

  • Нарезка фрагментов фильма
  • Настройка видео переходов между фрагментами
  • Оформление фильма текстами – пояснениями и титрами.
  • Сокращение времени сюжета показа до 10 минут.
В ходе выполнения проекта кроме выполнения поставленных задач, была проведена дополнительная работа:

В ходе выполнения проекта кроме выполнения поставленных задач, была проведена дополнительная работа:

Учащиеся прошли все этапы проектного и проблемного способов  обучения: проблематизации ; целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии ; представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах результата; поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых ситуациях; проведению исследования.

Учащиеся прошли все этапы проектного и проблемного способов обучения:

  • проблематизации ;
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии ;
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах результата;
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых ситуациях;
  • проведению исследования.

Потенциалы личност и Познавательный потенциал Познавательный потенциал «Какие потенциалы воспитания личности были задействованы в ходе выполнения одного проекта и проблемного способа обучения?» Морально-нравственный Морально-нравственный Творческий потенциал Творческий потенциал Коммуникативный потенциал Коммуникативный потенциал Эстетический потенциал Эстетический потенциал

Потенциалы личност и

Познавательный потенциал

Познавательный потенциал

«Какие потенциалы воспитания личности были задействованы в ходе выполнения одного проекта и проблемного способа обучения?»

Морально-нравственный

Морально-нравственный

Творческий потенциал

Творческий потенциал

Коммуникативный потенциал

Коммуникативный потенциал

Эстетический потенциал

Эстетический потенциал

«Индивидом рождаются,  личностью становятся»

«Индивидом рождаются, личностью становятся»

Заключение   Спешите делать добро!!!   Выпускники 12а класса благодарят Александрову И.В. за подарок - цветочное панно и конфеты для героини фильма (всё передано ко дню Победы) и в моём лице передают эстафету «Добрые дела». Принимайте!!!

Заключение

Спешите делать добро!!!

Выпускники 12а класса благодарят Александрову И.В. за подарок - цветочное панно и конфеты для героини фильма (всё передано ко дню Победы) и в моём лице передают эстафету «Добрые дела».

Принимайте!!!

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание