СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие школы и семьи в целях обеспечения качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие школы и семьи в целях обеспечения качества образования»


Взаимодействие школы и семьи в целях обеспечения качества образования

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

Семья занимает центральное место в воспитании, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Сегодня наблюдается кризис детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов.

Отсюда следует вывод: Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, на обеспечение более высокого качества знаний становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательное, развивающее, оздоровительное, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи.
Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей.

Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье.

В функции школы входит информирование родителей о взаимоотношениях ребёнка с одноклассниками, об успехах и трудностях в обучении, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание должно строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное. Приведу пример из своей деятельности, учится у меня в 1 классе девочка, один ребёнок в семье, в школе примерная, послушная, умница в учёбе. Но при встречах в 1 полугодии с мамой всегда от неё слышу одни и те же фразы, что она непослушная, наверное хуже всех в классе. Ничего не понимает, в течении полугода мне приходилось убеждать маму в обратном, что её ребёнок, один из сильнейших в классе, что не стоит так строго оценивать поведение и успеваемость дочери, т.к. у неё всё в порядке. В последнее время я таких критичных речей от этой мамы не слышу, т.е. мнение педагога о ребёнке очень важно родителям и ответственным и не очень.

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а обучение и воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются.  Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. . 

. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье.

С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школы с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Такое просвещения я провожу на родительских собраниях. Например, в текущем году у меня были запланированы и проведены собрания на темы

1. 9 сентября – «Процесс адаптация первоклассников к школьному обучению»

2. Конец октября 2014 года – «Результаты адаптации 1-классников. Как учить детей беречь здоровье. Режим дня.»

3. Конец декабря 2014 года - «Как помочь ребёнку стать внимательным»

4. Вторая половина марта 2015 – «Гиперактивный ребёнок в школе»

5. Вторая половина мая 2015 - «Поощрение и наказание в семье»

Я уверена, что психологию детей школьного возраста мало кто из родителей изучает, поэтому данные темы их очень заинтересовали, и оставили определённый след в сознании.

Так же необходимо привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании. При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.



Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи так же необходимо и в обучении , поскольку родители хотят видеть своих детей образованными и разносторонне развитыми. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания и обучения. В отличие от школы семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

В систему работы школы входит формирование на добровольной основе из родителей учащихся класса родительских комитетов. Родительские комитеты классов должны помогать классному руководителю организовать различные мероприятия с участием детей и родителей, , помогать в организации и проведении экскурсионной работы, организовывать совместную работу родителей и обучающихся над проектами и творческими работами. Родительский комитет в классе выбирается ежегодно, бывает мало желающих, но 2-3 человека в классе всегда найдутся. В основном это помощь связанная с организацией воспитательных мероприятий, покупка подарков на дни рождения и на Новый год. В 1 классе я всегда провожу 3 открытых праздника совместно с родителями: в ноябре «Мы школьниками стали», в феврале «Прощание с букварём» и в мае «Здравствуй лето»: готовим концерт для родителей. А далее чаепитие с конкурсами. В которых принимают участие и родители, иногда прошу родителей самих провести конкурс. На такие праздники приходит от 50- до70 процентов родителей. Им всегда приятно посмотреть на своего ребёнка, выступающего перед публикой, на то как он общается с одноклассниками в непринуждённой обстановке. В этом году у меня очень отзывчивые родители, почти 100% выполнение всех проектов по программе математики и окружающего мира. Принимают активное участие во всех школьных и районных конкурсах рисунков и поделок. Особенно была богата выставка новогодних ёлочек и игрушек, которая проходила у нас в школе, родители вместе с детьми проявили большую смекалку, всем понятно. что в 1 классе основную долю работы выполняют родители. Но главное то, что это они делают для детей и, конечно, же совместно с детьми. У нас уже в 1 классе есть муниципальный победитель в конкурсе рисунков «Красота Божьего мира».

Поскольку одной из главных целей школы является реализация концепции личностно-ориентированного обучения, то основной работой с родителями является индивидуальная работа: беседы, встречи, корректировка знаний ребенка с учетом его способностей и состояния здоровья. Как правило, такая работа дает высокий положительный результат, так как направлена на оказание помощи одному ребенку и его семье. Но родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые как правило, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок:
Всегда помнить, что и родитель, и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка,
не доверять информационным источникам со стороны, добиваться непосредственной встречи, не обсуждать с другими родителями поведение и обучение не их детей, - это может вызвать отрицательную реакцию.

В 1 классе общение с родителями наиболее тесное в сравнении с другими классами, т.к. детей с утра приводят и забирают после уроков родители, поэтому всегда есть возможность пообщаться. Указать на слабые и сильные стороны в обучении и поведении ребёнка. Но многие родители, особенно после 1 полугодия отправляют своего младшего с кем-то из старших братьев или сестёр, или приводят в школу, но не заходят в класс, поэтому самым главным инструментом в общении с родителями служит дневник. Хотя в 1 классе обучение безотметочное, дневники у 1 классников есть. Там я фиксирую успехи детей и обращаю внимание родителей, над чем нужно поработать дома. Но всегда пишу, когда спрошу повторно, это стимулирует выучить определённый учебный материал. Например, таблицу сложения знает слабо, дома подучить, спрошу на следующем занятии, и себе обязательно фиксирую, кого, когда и что я должна спросить, и это срабатывает. Особенно хорошо работает такая система в 4 классе, когда многие дети начинают не выполнять домашнее задание, если в таком случае поставить просто 2, ребёнок махнёт рукой и не выучит материал, а если ему дать шанс и указать дату, тут приходится учить. Были случаи, когда и повторно приходилось назначать , и по 3 раза писала, но если это не работает, делаю вывод, что родители не смотрят в дневник учащегося , начинаю звонить и в телефонном разговоре объяснять ситуацию.

ПОРТФОЛИО большим стимулом для участия в конкурсах и олимпиадах для 1-классников является портфолио. Сразу на 1 родительском собрании я попросила принести детей папку и 20 файлов, т.е. портфолио заполняю я пока.. Там у нас обязательно проекты и грамоты. Грамоты выдаю за участие во всём6 и в спортивных соревнованиях и в конкурсах рисунков и различных выставках. Стать муниципальным победителем очень трудно, особенно в 1 классе. И если дети будут участвовать. А награды нет, значит нет и стимула для участия. Грамоты выдаю за участие, и их это очень стимулирует, сначала грамоту несут домой показывают родителям, потом в школу в портфолио, а некоторые просят снять копию, которую вкладывают в портфолио, а оригинал вешают на стенку. А если у ребёнка есть стимул, есть определённый стимул и родителей, которые тоже стараются помочь ребёнку.


Давайте будем стремиться делать общение с родителями наших обучающихся активным, предметным, живым, разносторонним, позитивным, приносящим положительные результаты. Ведь как сказал Василий Александрович Сухомлинский «Добро порождает добро»