Задания для 11 класса на неделю русского языка
Задание 1
Один десятиклассник, читая роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», очень
удивился, наткнувшись на заимствование Х1 (укажите слово).
Обратившись к интернету, он выяснил, что Х1 в XIX веке употреблялось намного чаще, чем сейчас, но имело куда более узкое значение, связанное только с ситуацией приветствия во время застолья.
Современное значение Х1 близко к одному из значений русского многозначного слова Х2 . Некоторые лингвисты считают, что Х2 произошло от латинского слова со значением «крик тигра». Согласно двум противоположным по значению фразеологизмам Х3 и Х4 ,
Х2 является даром. Корень Х2 (и его вариации) широко представлены в языке, исторически родственным Х2 является, например, устаревший союз Х5 со значением «то есть, или, иными словами».
В английском языке слово, которое вошло в русский в виде Х1, входит в состав устойчивого словосочетания, обозначающего право человека беспрепятственно выражать своё мнение. Аналогичное по смыслу словосочетание русского языка выглядит как Х6 .
Заполните пропуски.
Задание 2
В 2020 году в системе IOS появилась возможность подбирать эмодзи по введённому тексту. Часто результат подобного поиска не совсем очевиден, но он всегда основан на лингвистических закономерностях. Восстановите заданную в поиск единицу (фразу, слово, часть слова) по предложенному результату.
2.1.Введённый запрос: .
2.2.Объясните, почему программа выдала каждый из результатов.
3. Прочитайте предложения и выполните задания.
Ежели оную вверху в сажень шириною сделать надлежит, посему можно исчислить, выше ль оную поднять или ниже опустить надобно. [М.В. Ломоносов. Лифляндская экономия (перевод) (1747)]
Ни слои каменные, ни воды прѣсныхъ источниковъ, которыми исполнена сїя страна, не могутъ имъ стоять противу, ниже возпрепятствовать имъ къ достиженїю ихъ намѣренїя. [Н.П. Рычков. Продолженїе Журнала или Дневныхъ записокъ путешествїя Капитана Рычкова по разнымъ провинцїямъ Россїйскаго государства, 1770 году (1772)]
Мансуров, побуждаемый теми же причинами как и Глухов, не хотел испытывать счастия оружия, оставаясь в сей земле, ниже возвращаться по Тоболу в рассуждении медленности. [А.Н. Радищев. Сокращённое повествование о приобретении Сибири [отрывок] (1773)]
– Над морем ниже лететь опасно, – сказал Артур. [Виктор Пелевин. Жизнь насекомых (1993)]
Но как помянутые народы находятся подданными Блистательной Порты, то Российская империя не имеет совсем впредь в оные вмешиваться, ниже притеснять их. [Кючук-Кайнарджийский мирный договор между Россией и Турцией (1774)]
О скука, скука, вся растворённая жалостью! Ниже спуститься человеку нельзя. [И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. II. Новые стихотворения в прозе (1878–1882)]
3.1.Разделите предложения на две группы в соответствии со значением выделенного слова.
3.2.Чтобы предложения, входящие в одну из предложенных вами групп, соответствовали современной норме, выделенное слово пришлось бы заменить другой единицей. Какая это единица? Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), который(-ые) подходит(-ят) хотя бы к одному из предложений одной из выбранных вами групп.
ни…ни
или
(и) тем более
когда
потому что
поэтому
следовательно
4.Лингвист М.В. Панов считал, что, например, слово отпустить в зависимости от значения можно по-разному разделять на морфемы.
4.1.Какие значения и какие, соответственно, морфемные членения имеются в виду?
Важное условие. Согласно обсуждаемой теории основа считается членимой, если она производна.
4.2.Определите, какое из морфемных членений, определённых вами, есть в предложениях 1–4.