Урок литературного чтения «Загадки».
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, сочинять загадки или потешки и придумывать к ним иллюстрации, определять жанр и тему произведения.
Личностные: познавательный интерес к изучению произведений устного народного творчества; умение оценивать свои эмоциональные реакции на произведения фольклора.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; умение отгадывать загадки;
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результат своих действий.
Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: карточки с загадками; кроссворд; изображения сороки, зайца.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками, пересказывая содержание сказки, отвечая на вопросы, уметь аргументировать свою позицию.
ПРИВЕТСТВИЕ.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда мы начинаем. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте повернемся к ним и поприветствуем .Можно занять свои места.
Какую сказку мы вчера с вами читали на уроке? Петух и собака
– Кто автор этой сказки?(народная)
- тест на доске(слайд)
– Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
1. Отработка навыка чтения.
Регулятивные: уметь различать способ и результат действия, выполнять учебное действие в устной форме в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.
– Прочтите на одном выдохе слоги( Слайд ;)
ста-сто-сты-сту-стё
сна-сно-сны-сну-снё
ска-ско-скы-ску-скё
– Прочтите четко и быстро шуточное стихотворение Ю. Н. Кушак( Слайд )
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь, строчат.
Сорок строчек
Прострочены в срок –
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок!
II. Постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, понимать и интерпретировать знаки, символы, рисунки .СЛАЙД
Рассмотрите внимательно изображение на доске, перед вами ребус. Вам нужно под каждым рисунком написать букву, с которой начинается слово.(выходят к доске по одному)
-Какое слово получилось? ЗАГАДКА
- Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке?
-Правильно, сегодня на уроке мы узнаем, что такое загадка, будем не только их отгадывать, но и научимся сочинять загадки.
III. Изучение нового материала.
2. Чтение загадок. Анализ и сравнение.
Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ структуры загадки, самостоятельно находить значение слова в толковом словаре учебника.
Регулятивные УУД: уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников и правильно его оценивать.
Эвристическая беседа: ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК НА СТР.45.
– Прочтите первую пару загадок.(ЛУНА)
– О чём эти загадки?
– С чем сравнивается луна? ТАРЕЛКА . НА ДОСКЕ - СРАВНЕНИЕ
– А почему именно с тарелкой сравнивается луна? ЛУНА КРУГЛАЯ
– Какое сравнение вам нравится больше? Почему?
– Прочтите вторую пару загадок.(ДЕРЕВО)
– О чём эти загадки?
– Как вы узнали, как догадались?
–Какие действия предмета описываются в загадках?(ВЕСЕЛИТ,ХОЛОДИТ,ПИТАЕТ,СОГРЕВАЕТ) НА ДОСКЕ- ДЕЙСТВИЕ
– С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
– Прочтите третью пару загадок.(СТР.46)
– О ком эти загадки? ЕЖИК
– О каких особенностях ёжика говорится? (НАЛИЧИЕ ИГОЛОЛК) ОПИСАНИЕ ПРИЗНАКОВ
– Сравните эти загадки.
– В какой загадке слова рифмуются?
– Прочтите последние две загадки.
– О ком они? КОТЕНОК
– В какой загадке описываются признаки котёнка? В ПЕРВОЙ
– В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета? ВО ВТОРОЙ
- Дети, а кто попробует объяснить, что же такое загадка?
Загадка – это маленькое произведение,в котором загаданный предмет не называется,а описываются его особенности, он сравнивается с похожим предметом.(слайд )
- Прочитайте определение на стр.47
3. Сочинение загадок.
Познавательные УУД: уметь анализировать содержание и структуру произведения и выделять существенные признаки.
Чтобы сочинить загадку, надо определить на что похож предмет, определить признаки этого предмета его действия.
РАБОТА В ГРУППАХ
ЗНАЙКИ СОЧИНЯЮТ ЗАГАДКУ
КРОПОТЛИВЫЕ СОБИРАЮТ ЗАГАДКУ
ТОРОПЫШКИ ВЫБИРАЮТ КАРТОЧКУ С ЗАГАДКОЙ
V. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, оценивать высказывания одноклассников, вырабатывая общую позицию.
– С какими произведениями мы познакомились?
– Как придумывают загадки?
– Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово.
Учащиеся читают на карточках загадки и заполняют кроссворд.
Загадки:
(слайд)
1. Я над речкой лежу,
Оба берега держу.
(Мост.)
2. Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
(Дорога.)
3. Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля.)
4. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий.
(Небо.)
5. Его весной и летом 6. Рогатый, а не бодается.
Мы видели одетым. (Месяц.)
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Дерево.)
7. В воде они живут, нет клюва, а клюют.( рыбы)
Ключевое слово: молодцы.