СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заключительный урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Заключительный урок»

Двадцатое мая.  Классная работа. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК

Двадцатое мая. Классная работа.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК

сферы жизни общества социальная экономическая ВЗАИМОСВЯЗЬ политическая  духовная

сферы жизни общества

социальная

экономическая

ВЗАИМОСВЯЗЬ

политическая

духовная

Обществознание. 8 класс  «Общество и личность».

Обществознание. 8 класс

«Общество и личность».

Объясните, что значит «человек – биосоциальное существо»? сущность человека условие существования  человека

Объясните, что значит «человек –

биосоциальное существо»?

сущность

человека

условие

существования

человека

1. Выбери из списка и запиши в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия человека и животных Способность к творчеству Потребность в отдыхе Наличие органов чувств Наличие мозга Сознательная постановка цели Инстинкт самосохранения Способность (мыслить) думать Способность к членораздельной речи  Черты сходства Черты различия

1. Выбери из списка и запиши в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия человека и животных

  • Способность к творчеству
  • Потребность в отдыхе
  • Наличие органов чувств
  • Наличие мозга
  • Сознательная постановка цели
  • Инстинкт самосохранения
  • Способность (мыслить) думать
  • Способность к членораздельной речи

Черты сходства

Черты различия

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРУД ИГРА УЧЕБА ОБЩЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРУД

ИГРА

УЧЕБА

ОБЩЕНИЕ

Ступени развития общества

Ступени развития общества

Аграрное  общество основа экономики – сельское  хоз-во (земледелие) господство натурального хозяйства основной регулятор жизни - традиция господствуют коллективные формы  собственности контроль государства над обществом социальная структура сложная, замкнутая (касты, сословия) главную роль в обществе играют мелкие и средние землевладельцы большая роль у церкви и армии

Аграрное общество

  • основа экономики – сельское хоз-во (земледелие)
  • господство натурального хозяйства
  • основной регулятор жизни - традиция
  • господствуют коллективные формы

собственности

  • контроль государства над обществом
  • социальная структура сложная, замкнутая (касты, сословия)
  • главную роль в обществе играют мелкие и средние землевладельцы
  • большая роль у церкви и армии
главный регулятор жизни – закон (право) индустриальная экономика: ведущая отрасль –промышленность использование научных достижений в качестве основного фактора производства, развитие рыночных отношений быстро растет численность городского населения решающая роль в обществе принадлежит промышленникам и бизнесменам господство частной и акционерной форм собственности и распределение по возможностям.  развито гражданское общество простая с размытыми границами социальная структура  Индустриальное  общество
  • главный регулятор жизни – закон (право)
  • индустриальная экономика: ведущая отрасль –промышленность
  • использование научных достижений в качестве основного фактора производства, развитие рыночных отношений
  • быстро растет численность городского населения
  • решающая роль в обществе принадлежит промышленникам и бизнесменам
  • господство частной и акционерной форм собственности и распределение по возможностям.
  • развито гражданское общество
  • простая с размытыми границами социальная структура

Индустриальное общество

сфера услуг преобладает над производством товаров цель производства – не объем, а высокое качество продукции, в производстве большую роль играют: квалификация, творческий потенциал, личные качества людей главный фактор производства – НТР и информационные технологии ведущим становится производство научных знаний, научные исследования, знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей  Информационное  общество
  • сфера услуг преобладает над производством товаров
  • цель производства – не объем, а высокое качество продукции,
  • в производстве большую роль играют: квалификация, творческий потенциал, личные качества людей
  • главный фактор производства – НТР и информационные технологии
  • ведущим становится производство научных знаний, научные исследования,
  • знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей

Информационное общество

Процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую систему, называется:  Интенсификация Глобализация Унификация Урбанизация

Процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую систему,

называется:

  • Интенсификация
  • Глобализация
  • Унификация
  • Урбанизация

Выберите признаки глобальных проблем человечества: Имеют локальный характер и сравнительно легкое решение Создают угрозу для всего человечества Взаимосвязаны друг с другом Требуют объединения усилий всех  стран для их решения 5) Решаемы в рамках одной страны

Выберите признаки глобальных проблем человечества:

  • Имеют локальный характер и

сравнительно легкое решение

  • Создают угрозу для всего человечества
  • Взаимосвязаны друг с другом
  • Требуют объединения усилий всех

стран для их решения

5) Решаемы в рамках одной страны

Назовите два пути развития общества. РЕВОЛЮЦИЯ РЕФОРМА Б А

Назовите два пути развития общества.

РЕВОЛЮЦИЯ

РЕФОРМА

Б

А

Какие условия необходимы для того, чтобы  стать личностью? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВО

Какие условия необходимы для того, чтобы

стать личностью?

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБЩЕСТВО

Общепринятые правила, нормы, регулирующие поведение человека в обществе называются …………  социальными нормами

Общепринятые правила, нормы, регулирующие поведение человека в обществе называются …………

социальными нормами

Соотнесите формы социальных норм и их характеристику: 1) разрешение вести себя определенным образом. А. Запреты  Б. Предписания  2) указание на действия, которые не следует совершать В. Дозволение 3) указания на требуемые  действия

Соотнесите формы социальных норм и их характеристику:

1) разрешение вести себя определенным образом.

А. Запреты

Б. Предписания

2) указание на действия, которые не следует совершать

В. Дозволение

3) указания на требуемые

действия

Укажите агентов социализации и группу,  к которой они относятся: А Б В Д Е Г

Укажите агентов социализации и группу, к которой они относятся:

А

Б

В

Д

Е

Г

ОБРАЗОВАНИЕ РЕЛИГИЯ ИСКУССТВО НАУКА  духовная сфера ЯЗЫК МОРАЛЬ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ФИЛОСОФИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ

РЕЛИГИЯ

ИСКУССТВО

НАУКА

духовная

сфера

ЯЗЫК

МОРАЛЬ

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

ФИЛОСОФИЯ

 духовная сфера ИМЕЕТ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ  СОЗДАНИЕМ, СОХРАНЕНИЕМ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЗАНИМАЮТСЯ ЛЮДИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ (УЧИТЕЛЯ, УЧЕНЫЕ, РАБОТНИКИ МУЗЕЕВ, БИБЛИОТЕК И Т.Д.)  ДОСТИЖЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОЗДАЮТСЯ, СОХРАНЯЮТСЯ И РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПРИ ПОСРЕДСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (БИБЛИОТЕКИ, МУЗЕИ, АРХИВЫ, ШКОЛЫ, ИНСТИТУТЫ И Т.Д.)

духовная

сфера

  • ИМЕЕТ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ
  • СОЗДАНИЕМ, СОХРАНЕНИЕМ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЗАНИМАЮТСЯ ЛЮДИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ (УЧИТЕЛЯ, УЧЕНЫЕ, РАБОТНИКИ МУЗЕЕВ, БИБЛИОТЕК И Т.Д.)
  • ДОСТИЖЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОЗДАЮТСЯ, СОХРАНЯЮТСЯ И РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПРИ ПОСРЕДСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (БИБЛИОТЕКИ, МУЗЕИ, АРХИВЫ, ШКОЛЫ, ИНСТИТУТЫ И Т.Д.)
Культура – от латинского возделывать, обрабатывать. Функции культуры: Приспособление к окружающей среде Накопление, сохранение и передача ценностей Регулятивная Социализирующая и коммуникативная

Культура – от латинского возделывать, обрабатывать.

Функции культуры:

  • Приспособление к окружающей среде
  • Накопление, сохранение и передача ценностей
  • Регулятивная
  • Социализирующая и коммуникативная
Формы и разновидности культуры  Массовая – популярна среди широких слоев населения, ей характерна высокая степень коммерциализации Элитарная – противоположность массовой. Она ориентирована на тот тип сознания, который готов к активной созидательной деятельности и творческому поиску. Рассчитана на узкий круг потребителей, готовых к восприятию. Народная - создается народом и бытует в народных массах

Формы и разновидности культуры

Массовая – популярна среди широких слоев населения, ей характерна высокая степень коммерциализации

Элитарная – противоположность массовой. Она ориентирована на тот тип сознания, который готов к активной созидательной деятельности и творческому поиску. Рассчитана на узкий круг потребителей, готовых к восприятию.

Народная - создается народом и бытует в народных массах

Культура внешняя внутренняя материальная духовная

Культура

внешняя

внутренняя

материальная

духовная

Мораль Совокупность правил поведения, возникших на основе представлений людей о таких категориях, как добро и зло, справедливость и несправедливость, хорошее и плохое Главные моральные нормы выражены общечеловеческими духовными ценностями: С моралью тесно связаны понятия: обращайся к другому так, как хочешь, чтобы обращались к тебе уважай старших не убий не лги не клевещи не воруй и т.д. ДОЛГ СОВЕСТЬ ДОБРО ГЛАВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ: ГУМАНИЗМ СПРАВЕДЛИВОСТЬ МИЛОСЕРДИЕ ТЕРПИМОСТЬ

Мораль

Совокупность правил поведения, возникших на основе представлений людей о таких категориях, как добро и зло, справедливость и несправедливость, хорошее и плохое

Главные моральные нормы выражены общечеловеческими духовными ценностями:

С моралью тесно связаны понятия:

  • обращайся к другому так, как хочешь, чтобы обращались к тебе
  • уважай старших
  • не убий
  • не лги
  • не клевещи
  • не воруй и т.д.

ДОЛГ

СОВЕСТЬ

ДОБРО

ГЛАВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

ГУМАНИЗМ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

МИЛОСЕРДИЕ

ТЕРПИМОСТЬ

ОБРАЗОВАНИЕ Образование – результаты усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни . Процесс приобретений знаний о мире, приобщение к культуре, ценностям Отечества, мировой цивилизации. Значение образования Подготовка рабочей силы Формирование свободной личности Карьерный рост и другие социальные перемещения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование – результаты усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни .

Процесс приобретений знаний о мире, приобщение к культуре, ценностям Отечества, мировой цивилизации.

Значение образования

  • Подготовка рабочей силы
  • Формирование свободной личности
  • Карьерный рост и другие социальные перемещения

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Религия Религия – это особая форма осознания мира, основанная на вере в сверхъестественное Главные признаки Вера Культ Стремление человека согласовывать свою жизнь с божественными заповедями

Религия

Религия – это особая форма осознания мира, основанная на вере в сверхъестественное

Главные признаки

  • Вера
  • Культ
  • Стремление человека согласовывать свою жизнь с божественными заповедями

Функции религии: Создание религиозной картины мира и помощь в осмыслении места человека в мире Восполнение ограниченности, зависимости, бессилия людей перед непознанным, необъяснимым Сплочение общества либо больших социальных групп: единоверцев, народов и т.д.

Функции религии:

Создание религиозной картины мира и помощь в осмыслении места человека в мире

Восполнение ограниченности, зависимости, бессилия людей перед непознанным, необъяснимым

Сплочение общества либо больших социальных групп: единоверцев, народов и т.д.

ВЕРА – специфическое восприятие действительности или воображаемых объектов, явлений, не требующее доказательств для оценки их достоверности и истинности. Она является центральным стержнем всех религий, играя роль своеобразной психологической установки для верующих. Внешней формой проявления веры является КУЛЬТ. КУЛЬТ – это систематизированный набор действий религиозного значения, характер которых определяется отношением верующих к объекту их поклонения. Например, МОЛИТВЫ, ПОКЛОНЫ, КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ОБРЯДЫ,

ВЕРА – специфическое восприятие действительности или воображаемых объектов, явлений, не требующее доказательств для оценки их достоверности и истинности.

Она является центральным стержнем всех религий, играя роль своеобразной психологической установки для верующих.

Внешней формой проявления веры является КУЛЬТ.

КУЛЬТ – это систематизированный набор действий религиозного значения, характер которых определяется отношением верующих к объекту их поклонения. Например, МОЛИТВЫ, ПОКЛОНЫ, КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ОБРЯДЫ,

Искусство Предмет искусства: человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами Форма существования – художественное произведение. Задача – освоение действительности с помощью художественных образов. Основные функции искусства:  Внушающая Воспитательная Познавательно-эвристическая Предвосхищающая Художественно-концептуальная Общественно-преобразующая Информационная Коммуникативная

Искусство

Предмет искусства:

человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами

Форма существования – художественное произведение.

Задача – освоение действительности с помощью художественных образов.

Основные функции искусства:

Внушающая Воспитательная Познавательно-эвристическая

Предвосхищающая Художественно-концептуальная

Общественно-преобразующая Информационная Коммуникативная

НАУКА Наука – важнейший элемент духовной культуры. Это область  человеческой деятельности,  обособленная    в   процессе   разделения   труда   и   связанная  с  выработкой     и     теоретической      систематизацией       объективных     знаний     о действительности. науки делятся на естественные (или естествознание) и гуманитарные (также часто называемые социально-гуманитарными). Предметом естественных наук является природа,  исследуемая астрономией, физикой, химией, биологией и другими дисциплинами ;  а предметом гуманитарных – человек и общество, изучаемые психологией, социологией, культурологией, историей и т. д. ФУНКЦИИ НАУКИ Познавательно-объяснительная: призвана познать и объяснить устройство мира и законы развития Мировоззренческая: выработка мировоззрения Прогностическая: позволяет определять последствия изменений окружающего мира

НАУКА

Наука – важнейший элемент духовной культуры. Это область  человеческой деятельности,  обособленная    в   процессе   разделения   труда   и   связанная  с  выработкой     и     теоретической      систематизацией       объективных     знаний     о действительности.

науки делятся на естественные (или естествознание) и гуманитарные (также часто называемые социально-гуманитарными).

Предметом естественных наук является природа, исследуемая астрономией, физикой, химией, биологией и другими дисциплинами ;

а предметом гуманитарныхчеловек и общество, изучаемые психологией, социологией, культурологией, историей и т. д.

ФУНКЦИИ НАУКИ

Познавательно-объяснительная: призвана познать и объяснить устройство мира и законы развития

Мировоззренческая: выработка мировоззрения

Прогностическая: позволяет определять последствия изменений окружающего мира

8 класс

8 класс

Социальное неравенство. Все люди разные по роли по обладанию по рождению Пол, националь- ность, раса, воз- раст, физические и интеллектуаль- ные различия. Профессиональ- ная-трудовая дея- тельность. Власть, собствен- ность, образова- ние, привелегии, материальные и духовные ценности. Таким образом существует естественная и социальная дифференциация.

Социальное неравенство.

Все люди разные

по роли

по обладанию

по рождению

Пол, националь-

ность, раса, воз-

раст, физические

и интеллектуаль-

ные различия.

Профессиональ-

ная-трудовая дея-

тельность.

Власть, собствен-

ность, образова-

ние, привелегии,

материальные

и духовные

ценности.

Таким образом существует естественная и социальная

дифференциация.

Социальная структура. Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. С Л О И С Т Р А Т ы К Л А С С ы Социальный статус (лат. «положение») – социальное положение человека в обществе включает  в себя: профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека (возраст, пол), семейное положение. Социальные роли – это способ поведения,  соответствующий определенному статусу; каждой роли предписан круг прав и обязанностей. Социальные группы – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям; посредник между человеком и обществом в целом.

Социальная структура.

Социальная структура – это совокупность

взаимосвязанных элементов, составляющих

внутреннее строение общества.

С

Л

О

И

С

Т

Р

А

Т

ы

К

Л

А

С

С

ы

Социальный статус (лат. «положение») –

социальное положение человека в обществе включает

в себя: профессию, экономическое положение,

политические возможности, демографические свойства

человека (возраст, пол), семейное положение.

Социальные роли – это способ поведения,

соответствующий определенному статусу;

каждой

роли предписан круг прав и обязанностей.

Социальные группы – любая совокупность людей,

выделенных по социально значимым критериям;

посредник между человеком и обществом в целом.

Компоненты социального статуса. Статусные права и обязанности – определяют то, что носитель  данного статуса может делать и что он делать не должен. Статусный диапазон – установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида. Статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (например, форма у военных). Статусная идентификация – определение степени соответствия индивида своему статусу.

Компоненты социального статуса.

Статусные права и обязанности – определяют то, что носитель

данного статуса может делать и что он делать не должен.

Статусный диапазон – установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида.

Статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (например, форма у военных).

Статусная идентификация – определение степени соответствия индивида своему статусу.

Социальный имидж-образ. Статусный имидж – это совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе. Предписанный статус социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека

Социальный имидж-образ.

Статусный имидж – это совокупность

представлений, сложившихся в общественном мнении

о том, как должен вести себя человек в соответствии

со своим статусом, как должны соотноситься между

собой права и обязанности в данном статусе.

Предписанный статус социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности

Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого

Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека

Социальный имидж-образ. Определите статусы и статусные роли.

Социальный имидж-образ.

  • Определите статусы и статусные роли.