Занятие кружка «Зеленый мир вокруг нас»
Цели: через наблюдение и обобщение познакомить детей с явлениями природы и влиянием их на окружающий растительный мир родного края ; развивать интерес учащихся к изучению природы родного края и воспитывать бережное отношение к ней; активизировать знания учащихся в практической деятельности.
Оборудование: гербарии; творческие работы (аппликации, рисунки, вышивки, лепка); альбомы каждого ребенка, в котором описывалось его дерево.
Подготовительный этап.
В начале года весь класс разделен на творческие группы. Каждой группой выбран для изучения объект растительного мира из школьного сада.
В течение года дети наблюдают за своим деревом и все изменения заносят в альбом.
Вместе с родителями и учителями дети изучают объект наблюдения, используя дополнительную литературу. Знания обобщаются на уроках «Окружающего мира».
В а л ь б о м е в ы д е л я ю т с я 3 г л а в ы:
1. «Энциклопедические данные» (эта глава выполняется дома совместно с родителями).
2. «Сезонные изменения» (по наблюдениям детей записи вносятся в альбом; здесь же рисунки, аппликации, лепка, фотографии).
3. Творческая глава (используя дополнительную литературу, дети находят пословицы, поговорки, стихи, песни, загадки о своем дереве).
Ход занятия
Звучит мелодия «Голоса леса».
Учитель. Миллионы лет назад на земле не было ни человека, ни цветковых растений с их красотой и ароматом, ни жаворонка в поле, ни соловья в лесу, ни дубравы у реки. Тогда росли мощные деревья, высотой более 30 м, объем их стволов достигал 2 м, леса не были похожи на современные.
А сегодня мы можем с вами встретить множество разных видов деревьев. Красивых, зеленых, пышных, стройных...
Я предлагаю вам попутешествовать по школьному саду и вспомнить, какие деревья и кустарники там произрастают (дети перечисляют).
Каждый из вас в течение года изучал свое дерево или кустарник. Давайте послушаем, что вы узнали о нем. Отгадайте, о каком дереве сейчас пойдет речь.
Она весну встречает, сережки надевает,
Накинута на спинку зеленая косынка.
А платьице в полоску. Ты узнаешь ...? (Березку.)
Рассказывают дети, которые изучали березку.
Ученик. Б е р е з а – самое популярное дерево и самое красивое. Выделяют 120–140 видов берез. Береза может расти на любой почве. Это светолюбивое растение.
Учитель. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь скворцы, дрозды снуют
И галдят, ее клюют.
– Что это за дерево?
Ученик. Рябина растет как кустарник и как дерево. Достигает высоты от 4 до 15 м, плод в виде оранжевых, красных ягод, собранных в кисть. Цветет в мае. Плоды собирают в сентябре – октябре. На Руси рябина считалась символом счастья и мира в семье.
Словно пальцы у ребят
Эти листики торчат.
Ученик. Клен – это высокое дерево, неприхотливое, легко переносит задымление атмосферы, быстро растет. Плод – двукрылатка, падая, он всегда вращается. Очень красивые листья, состоят из 5–7 заостренных цельных листочков.
Учитель. Что это за ежик:
Ни головы, ни ножек?
Он на дереве растет,
Вкусные плоды дает.
Ученик. Каштан – это крупное дерево с крупными листьями. Плод – орех, который созревает к осени. Во время цветения дерево выглядит как бы накрытым белой кисейной накидкой.
Учитель.То ли с крыши, то ли с неба,
Или вата, или пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет словно из мешка?
Ученик. Тополь – быстрорастущее дерево. Почки при распускании ароматные и клейкие, живет до 300 лет.
Учитель. Что это за дерево?
Слезы горько льет:
Кап-кап-кап-кап.
Платочка не найдет.
Ученик. Ива растет по берегам рек, ручьев, в лесах, садах, оврагах. Крупное дерево с темно-серой корой, с тонкими, гибкими ветвями и удлиненными листьями.
Учитель. Белые кисточки свисают,
Пчелок зазывают.
Ученик. Акация – бобовое растение с мелкими листочками и белоснежными цветками, собранными в кисть. Плод – невскрывающийся боб.
Учитель. Как красиво нам весной
Посмотреть на куст цветной.
Цветы ароматные,
В подарок приятные.
Ученик. Сирень – наиболее красивый цветущий кустарник, применяют для декоративного насаждения. Относится к семейству маслинных. Цветки собраны в кисти, окрашены в белые, лиловые, красноватые оттенки.
Учитель. Деревья бывают не только дикорастущие, но и культурные. Чем отличаются эти деревья?
– Какие вы знаете культурные деревья?
Ребята нашего класса тоже изучают культурные растения, давайте послушаем их.
Учитель. Сперва белое, как снег,
После зеленое, как клевер,
Затем красное, как вишня.
– О каком дереве пойдет речь?
Ученик. Яблоня – плодовое дерево. Листья имеют яйцевидную форму. Цветки круглые, по 5 лепестков, розовато-белого цвета. Яблоне нужна влага. Самым любимым сортом является «Антоновка».
Учитель. Бархатистые плоды
Всем полезны для еды.
Ученик. Родина абрикоса – Китай. Плоды бархатистые, оранжево-красные. Имеет светло-розовые цветки. Любит свет, хорошо переносит засуху. Живет до 40–50 лет.
Учитель. На сучках висят шары,
Посинели от жары.
Что это за шары?
Ученик. Слива – занимает второе место после вишни. Плоды овальной формы, крупные, средние и мелкие, темно-синего цвета, кисло-сладкие на вкус. В высоту слива достигает 8 метров.
Учитель. А теперь я предлагаю вам совершить экскурсию по временам года и вспомнить, что происходило с вашими деревьями?
Лес точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
– О каком времени года идет речь?
– Вспомните, что происходило с вашим деревом осенью (в этом вам помогут рисунки, фотографии, записи в альбоме).
– Почему деревья осенью сбрасывают листья?
– Почему к зиме деревья раздеваются?
– А деревьям тоже надо раздеваться перед сном!
(Это связано с похолоданием, изменением продолжительности дня (солнце мало греет, рано заходит), растения знают, в какой момент надо сбросить листья.)
– А почему листья осенью меняют окраску?
(В листьях есть красящие вещества, в связи с похолоданием зеленые красящие вещества разрушаются и появляются другие.)
– Деревья сбросили листву. Как вы думаете, к какому времени года они подготовились? (К зиме.)
Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую седые облака...
– Какие изменения в природе происходили зимой? Как изменилась жизнь вашего дерева?
Опять на вербе серебрятся почки,
Сосна на землю сыплет семена,
Позванивают капли в одиночку,
Уже явилась ранняя... (Весна.)
(Если посмотреть на наши веточки, то в наш класс весна явилась еще раньше.)
– Объясните, почему на ваших ветках почки уже набухли, а на некоторых уже распустились?
(В классе теплее, много света, так как солнце стало ярче греть, позже заходить.)
– С каждым днем будет все теплее и теплее, и ваше дерево скоро тоже проснется, оживет.
– Какие изменения будут дальше происходить?
– Все это мы с вами еще успеем понаблюдать до наступления каникул, а вот что будет происходить летом, вы опишете самостоятельно, дома.
А теперь я предлагаю вам небольшую викторину:
1. По листьям определите название дерева.
2. Определите, с какого дерева этот плод.
3. Посмотрите и скажите, какое дерево росло в густом лесу, какое – в открытом поле, а какое – в городе? Как факторы внешней среды оказывали влияние на вид дерева?
а) пышная раскидистая крона у дерева вырастает в открытой местности;
б) в тесном лесу выросло высокое и тонкое дерево – оно тянулось к свету;
в) городское дерево было подвержено всяческим вредным воздействиям, поэтому оно неровное, чахлое.
4. Какие стихи вы знаете о деревьях и кто их автор?
5. Знаете ли вы пословицы и поговорки о деревьях?
6. Знаете ли вы значение растений для природы:
– поглощают вредные газы;
– выделяют кислород, который необходим животным, людям;
– это и питание (птицам, насекомым, людям);
– собирают пыль;
– лекарственные.
7. Какие призывы вы написали бы людям, пришедшим в лес?
– На этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается.
Следующим этапом будет практическая работа в школьном саду:
– обрезка (совместно с родителями);
– побелка;
– окопка;
– борьба с вредителями и т. д.
Во втором классе планируется наблюдение за насекомыми и птицами, живущими в школьном саду.
Содержание:
1. Викторины.
2. Тесты.
3. Загадки.
4. Кроссворды.
5. Задания группам.
6. Игры.
7. Сказки и стихи.
8. Экологические проекты.
9. Творческие работы детей.