СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ЗЕЛЕНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через наблюдение и обобщение познакомить детей с явлениями природы и влиянием их на окружающий растительный мир родного края ; 

Просмотр содержимого документа
«ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ЗЕЛЕНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС»»

Занятие кружка «Зеленый мир вокруг нас»

Цели: через наблюдение и обобщение познакомить детей с явлениями природы и влиянием их на окружающий растительный мир родного края ; развивать интерес учащихся к изучению природы родного края и воспитывать бережное отношение к ней; активизировать знания учащихся в практической деятельности.

Оборудование: гербарии; творческие работы (аппликации, рисунки, вышивки, лепка); альбомы каждого ребенка, в котором описывалось его дерево.

Подготовительный этап.

В начале года весь класс разделен на творческие группы. Каждой группой выбран для изучения объект растительного мира из школьного сада.

В течение года дети наблюдают за своим деревом и все изменения заносят в альбом.

Вместе с родителями и учителями дети изучают объект наблюдения, используя дополнительную литературу. Знания обобщаются на уроках «Окружающего мира».

В а л ь б о м е в ы д е л я ю т с я 3 г л а в ы:

1. «Энциклопедические данные» (эта глава выполняется дома совместно с родителями).

2. «Сезонные изменения» (по наблюдениям детей записи вносятся в альбом; здесь же рисунки, аппликации, лепка, фотографии).

3. Творческая глава (используя дополнительную литературу, дети находят пословицы, поговорки, стихи, песни, загадки о своем дереве).

Ход занятия

Звучит мелодия «Голоса леса».

Учитель. Миллионы лет назад на земле не было ни человека, ни цветковых растений с их красотой и ароматом, ни жаворонка в поле, ни соловья в лесу, ни дубравы у реки. Тогда росли мощные деревья, высотой более 30 м, объем их стволов достигал 2 м, леса не были похожи на современные.

А сегодня мы можем с вами встретить множество разных видов деревьев. Красивых, зеленых, пышных, стройных...

Я предлагаю вам попутешествовать по школьному саду и вспомнить, какие деревья и кустарники там произрастают (дети перечисляют).

Каждый из вас в течение года изучал свое дерево или кустарник. Давайте послушаем, что вы узнали о нем. Отгадайте, о каком дереве сейчас пойдет речь.

Она весну встречает, сережки надевает,

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице в полоску. Ты узнаешь ...? (Березку.)

Рассказывают дети, которые изучали березку.

Ученик. Б е р е з а – самое популярное дерево и самое красивое. Выделяют 120–140 видов берез. Береза может расти на любой почве. Это светолюбивое растение.

Учитель. Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь скворцы, дрозды снуют

И галдят, ее клюют.

– Что это за дерево?

Ученик. Рябина растет как кустарник и как дерево. Достигает высоты от 4 до 15 м, плод в виде оранжевых, красных ягод, собранных в кисть. Цветет в мае. Плоды собирают в сентябре – октябре. На Руси рябина считалась символом счастья и мира в семье.

Словно пальцы у ребят

Эти листики торчат.

Ученик. Клен – это высокое дерево, неприхотливое, легко переносит задымление атмосферы, быстро растет. Плод – двукрылатка, падая, он всегда вращается. Очень красивые листья, состоят из 5–7 заостренных цельных листочков.

Учитель. Что это за ежик:

Ни головы, ни ножек?

Он на дереве растет,

Вкусные плоды дает.

Ученик. Каштан – это крупное дерево с крупными листьями. Плод – орех, который созревает к осени. Во время цветения дерево выглядит как бы накрытым белой кисейной накидкой.

Учитель.То ли с крыши, то ли с неба,

Или вата, или пух,

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет словно из мешка?

Ученик. Тополь – быстрорастущее дерево. Почки при распускании ароматные и клейкие, живет до 300 лет.

Учитель. Что это за дерево?

Слезы горько льет:

Кап-кап-кап-кап.

Платочка не найдет.

Ученик. Ива растет по берегам рек, ручьев, в лесах, садах, оврагах. Крупное дерево с темно-серой корой, с тонкими, гибкими ветвями и удлиненными листьями.

Учитель. Белые кисточки свисают,

Пчелок зазывают.

Ученик. Акация – бобовое растение с мелкими листочками и белоснежными цветками, собранными в кисть. Плод – невскрывающийся боб.

Учитель. Как красиво нам весной

Посмотреть на куст цветной.

Цветы ароматные,

В подарок приятные.

Ученик. Сирень – наиболее красивый цветущий кустарник, применяют для декоративного насаждения. Относится к семейству маслинных. Цветки собраны в кисти, окрашены в белые, лиловые, красноватые оттенки.

Учитель. Деревья бывают не только дикорастущие, но и культурные. Чем отличаются эти деревья?

– Какие вы знаете культурные деревья?

Ребята нашего класса тоже изучают культурные растения, давайте послушаем их.

Учитель. Сперва белое, как снег,

После зеленое, как клевер,

Затем красное, как вишня.

– О каком дереве пойдет речь?

Ученик. Яблоня – плодовое дерево. Листья имеют яйцевидную форму. Цветки круглые, по 5 лепестков, розовато-белого цвета. Яблоне нужна влага. Самым любимым сортом является «Антоновка».

Учитель. Бархатистые плоды

Всем полезны для еды.

Ученик. Родина абрикоса – Китай. Плоды бархатистые, оранжево-красные. Имеет светло-розовые цветки. Любит свет, хорошо переносит засуху. Живет до 40–50 лет.

Учитель. На сучках висят шары,

Посинели от жары.

Что это за шары?

Ученик. Слива – занимает второе место после вишни. Плоды овальной формы, крупные, средние и мелкие, темно-синего цвета, кисло-сладкие на вкус. В высоту слива достигает 8 метров.

Учитель. А теперь я предлагаю вам совершить экскурсию по временам года и вспомнить, что происходило с вашими деревьями?

Лес точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

– О каком времени года идет речь?

– Вспомните, что происходило с вашим деревом осенью (в этом вам помогут рисунки, фотографии, записи в альбоме).

– Почему деревья осенью сбрасывают листья?

– Почему к зиме деревья раздеваются?

– А деревьям тоже надо раздеваться перед сном!

(Это связано с похолоданием, изменением продолжительности дня (солнце мало греет, рано заходит), растения знают, в какой момент надо сбросить листья.)

– А почему листья осенью меняют окраску?

(В листьях есть красящие вещества, в связи с похолоданием зеленые красящие вещества разрушаются и появляются другие.)

– Деревья сбросили листву. Как вы думаете, к какому времени года они подготовились? (К зиме.)

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую седые облака...

– Какие изменения в природе происходили зимой? Как изменилась жизнь вашего дерева?

Опять на вербе серебрятся почки,

Сосна на землю сыплет семена,

Позванивают капли в одиночку,

Уже явилась ранняя... (Весна.)

(Если посмотреть на наши веточки, то в наш класс весна явилась еще раньше.)

– Объясните, почему на ваших ветках почки уже набухли, а на некоторых уже распустились?

(В классе теплее, много света, так как солнце стало ярче греть, позже заходить.)

– С каждым днем будет все теплее и теплее, и ваше дерево скоро тоже проснется, оживет.

– Какие изменения будут дальше происходить?

– Все это мы с вами еще успеем понаблюдать до наступления каникул, а вот что будет происходить летом, вы опишете самостоятельно, дома.

А теперь я предлагаю вам небольшую викторину:

1. По листьям определите название дерева.

2. Определите, с какого дерева этот плод.

3. Посмотрите и скажите, какое дерево росло в густом лесу, какое – в открытом поле, а какое – в городе? Как факторы внешней среды оказывали влияние на вид дерева?

а) пышная раскидистая крона у дерева вырастает в открытой местности;

б) в тесном лесу выросло высокое и тонкое дерево – оно тянулось к свету;

в) городское дерево было подвержено всяческим вредным воздействиям, поэтому оно неровное, чахлое.

4. Какие стихи вы знаете о деревьях и кто их автор?

5. Знаете ли вы пословицы и поговорки о деревьях?

6. Знаете ли вы значение растений для природы:

– поглощают вредные газы;

– выделяют кислород, который необходим животным, людям;

– это и питание (птицам, насекомым, людям);

– собирают пыль;

– лекарственные.

7. Какие призывы вы написали бы людям, пришедшим в лес?

– На этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается.

Следующим этапом будет практическая работа в школьном саду:

– обрезка (совместно с родителями);

– побелка;

– окопка;

– борьба с вредителями и т. д.

Во втором классе планируется наблюдение за насекомыми и птицами, живущими в школьном саду.

Содержание:

1. Викторины.

2. Тесты.

3. Загадки.

4. Кроссворды.

5. Задания группам.

6. Игры.

7. Сказки и стихи.

8. Экологические проекты.

9. Творческие работы детей.