СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем известно, что ослабленные дети плохо справляются с учебной нагрузкой, не в полном объёме усваивают учебный материал, у них снижена мотивация и, в конечном итоге, они становятся менее успешны в учебной деятельности. Знакомясь с Федеральными государственными образовательными стандартами для начальной школы, хорошо зная программные требования и владея методикой преподавания предметов в начальной школе, я пришла к выводу, что для решения задач, поставленных перед учителем, необходимо, чтобы ребёнок обладал хорошим психическим и физическим здоровьем.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика»

Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика

Всем известно, что ослабленные дети плохо справляются с учебной нагрузкой, не в полном объёме усваивают учебный материал, у них снижена мотивация и, в конечном итоге, они становятся менее успешны в учебной деятельности. Знакомясь с Федеральными государственными образовательными стандартами для начальной школы, хорошо зная программные требования и владея методикой преподавания предметов в начальной школе, я пришла к выводу, что для решения задач, поставленных перед учителем, необходимо, чтобы ребёнок обладал хорошим психическим и физическим здоровьем.

Таким образом, основными целями начальной школы можно считать сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребёнка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. Этого можно достичь только через правильную организацию образовательного процесса с учётом всех норм и правил, включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Здоровьесберегающее обучение ориентировано на обеспечение психического, физического и нравственного здоровья учащихся. Оно включает ряд параметров:

  1. учёт особенностей класса (изучение и понимание человека);

  2. создание благоприятного психологического фона на уроке;

  3. использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

  4. создание условий для самовыражения учащихся;

  5. обращение к разнообразным видам деятельности;

  6. предупреждение гиподинамии.

Правильно организованное здоровьесберегающее обучение способствует предотвращению усталости и утомляемости школьников, повышению у них мотивации к учебной деятельности и росту учебных достижений. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни, делает детей более ответственными за своё здоровье, у них вырабатываются привычки в ЗОЖ.

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в первый класс – это стартовая позиция, которая во многом определяет его успешность не только в первый год обучения, но и в последующие годы. Низкий уровень здоровья поступающих в школу не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.

Свою работу по сохранению здоровья учащихся учителя начальных классов начинают с изучения индивидуальных медицинских карт и с анкетирования родителей. Для получения более обширных знаний о состоянии ребёнка и для включения родителей в процесс преодоления неуспешности обучения родителям предлагаются различные анкеты, например «Анкета субъективных жалоб учащегося», «Семейное воспитание». Результаты таких опросов дают учителю дополнительную информацию о самочувствии ребёнка после учебного дня, его состоянии здоровья, о детских тревогах, о том, заинтересована ли семья в решении проблем ребёнка. В первый учебный месяц учителя знакомятся с условиями жизни ребёнка в семье, режимом дня школьника, наблюдают за особенностями отношений ребёнка с родителями, устанавливаем с ними рабочий контакт. Таким образом, грамотная работа учителя в содружестве с родителями, психологом, даёт положительный результат в организации обучения без ущерба для здоровья как учащихся, так и педагогов.

Проанализировав особенности развития и здоровья детей, я сделала следующий вывод: дети, придя в первый класс, уже имеют некоторые отклонения в физическом здоровье. В этом учебном году среди первоклассников полностью здоровых детей нет. Это вызывает тревогу.

Что же может сделать учитель для сохра­нения здоровья школьника?

  1. обеспечить в школе, в классе соблюдение гигиенических требований, описанных в СанПиНах.

  2. соблюдать требования к физиологически обоснованной организации учебного процесса. Чтобы защитить здоровье учащихся, необходим учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Учитель должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих учеников.

На протяжении нескольких лет в нашем лицее ведётся мониторинг здоровья детей. Вот данные за последние 3 года. Из таблицы видно, что неболеющих детей с каждым годом становится всё меньше, а количество частоболеющих возрастает.



2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

Группа здоровья

Кол-во

%

Группа здоровья

Кол-во

%

Группа здоровья

Кол-во

%

I

126

53

I

92

43

I

59

25

II

67

28

II

77

36

II

120

55

III

35

18

III

40

20

III

43

19

IV

2

1

IV

2

1

IV

2

1

Каждый учитель должен владеть здоровьесберегающими технологиями. Хочу напомнить коллегам некоторые характеристики урока, который можно назвать здоровьесберегающим.

1. Выполнение рекомендаций СанПиНа:

  • требования к освещенности кабинета, требования к мебели,

  • температурный режим помещения,

  • проветривание помещения,

  • уровень шума,

• место и длительность применения ТСО и др.

2. Динамическая организация урока:

  • физкультминутка,

  • дыхательная гимнастика,

  • глазная гимнастика,

  • кинезеологические упражнения,

  • поза учащегося во время урока.

3. Психологический подход при проведении урока:

  • учет индивидуальных особенностей учащихся,

  • учет темперамента учащихся,

  • умение работать с различными группами учащихся (гиперактивными и пр.),

дифференцированный подход в обучении.

4. Психологический климат урока:

  • мажорность урока (эмоциональность),

  • проявление доверительного подхода к ученикам,

  • наличие на уроке эмоциональной разрядки,

  • создание ситуации успеха и др.

5. Некоторые педагогические знания и умения:

  • чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),

  • количество используемых на уроке методов, чередование методов,

  • плотность урока,

  • темп окончания урока,

  • дозировка домашнего задания,

  • определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,

  • умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления,

  • умение оценить уровень работоспособности.

6. Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:

  • включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,

  • постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.


Внеучебная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в лицее и при проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, нами используются следующие формы работы:

  • кружковая работа

  • беседы (учителя, медработника, родителей);

  • работа с книгой (чтение и обсуждение);

  • межсезонные праздники здоровья;

  • устные журналы («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);

  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, игр, соревнований и т. п.;

  • занятия по ПДД;

  • уроки здоровья («Глаза – окна в мир», «Красивые зубы – красивая улыбка»)

  • подвижные игры на свежем воздухе;

  • спортивные соревнования.

  • проектная деятельность;


Проектная деятельность в начальной школе осуществляется во время кружков «Исследую и проектирую» и «Я познаю мир». Так, обучающиеся 2-4 классов со своими проектами участвуют не только в школьной научно-практической конференции, но и в муниципальной, региональной.

Проекты Дедюкина Ильи (Чернышкина С.В.) «Хлеб – это жизнь», «Спорт – это жизнь» (Панкратова О.И.), «Влияние музыки на здоровье человека» Попов Артём (Чернышкина С.В.), «Пластиковая бутылка. Спасение или катастрофа» - Алиев Алёша (Симакова Е.Л.), «Лень» - Симакова Лина (Милова И.П.), «Курить –здоровью вредить» Волкова Юлия (Милова И.П.), «Зелёная аптека» -Карпенко Максим (Милова И.П.) получили не только высокую оценку на школьной научно-практической конференции, но и на муниципальной. Их работы приняли участие и получили призовые места в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я –исследователь». Работа Алиева Алёши – 2 место в международном молодёжном форуме Саратовского аграрного университета –открытая молодёжная площадка для творческой молодёжи», награждён памятной медалью.

Учащиеся начальных классов являются дипломантами и лауреатами регионального конкурса «Разговор о правильном питании», всероссийских, международных конкурсов «Талантоха», «Южный полюс», «Апельсин», «Звёзды нового века», «Почемучка» и т. д.

Учителя начальных классов работают по программам «Разговор о правильном питании», «Школьное молоко», программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Форм работы по сохранению ЗОЖ много. Считаю необходимым изучать и вводить новые, эффективные формы здоровьесбережения. Одной из них являются музыкальные, подвижные перемены, которые проводятся в начальной школе каждый день на третьей перемене. (показ видеоролика)