Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика
Всем известно, что ослабленные дети плохо справляются с учебной нагрузкой, не в полном объёме усваивают учебный материал, у них снижена мотивация и, в конечном итоге, они становятся менее успешны в учебной деятельности. Знакомясь с Федеральными государственными образовательными стандартами для начальной школы, хорошо зная программные требования и владея методикой преподавания предметов в начальной школе, я пришла к выводу, что для решения задач, поставленных перед учителем, необходимо, чтобы ребёнок обладал хорошим психическим и физическим здоровьем.
Таким образом, основными целями начальной школы можно считать сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребёнка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. Этого можно достичь только через правильную организацию образовательного процесса с учётом всех норм и правил, включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
Здоровьесберегающее обучение ориентировано на обеспечение психического, физического и нравственного здоровья учащихся. Оно включает ряд параметров:
учёт особенностей класса (изучение и понимание человека);
создание благоприятного психологического фона на уроке;
использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
создание условий для самовыражения учащихся;
обращение к разнообразным видам деятельности;
предупреждение гиподинамии.
Правильно организованное здоровьесберегающее обучение способствует предотвращению усталости и утомляемости школьников, повышению у них мотивации к учебной деятельности и росту учебных достижений. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни, делает детей более ответственными за своё здоровье, у них вырабатываются привычки в ЗОЖ.
Состояние здоровья ребёнка при поступлении в первый класс – это стартовая позиция, которая во многом определяет его успешность не только в первый год обучения, но и в последующие годы. Низкий уровень здоровья поступающих в школу не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.
Свою работу по сохранению здоровья учащихся учителя начальных классов начинают с изучения индивидуальных медицинских карт и с анкетирования родителей. Для получения более обширных знаний о состоянии ребёнка и для включения родителей в процесс преодоления неуспешности обучения родителям предлагаются различные анкеты, например «Анкета субъективных жалоб учащегося», «Семейное воспитание». Результаты таких опросов дают учителю дополнительную информацию о самочувствии ребёнка после учебного дня, его состоянии здоровья, о детских тревогах, о том, заинтересована ли семья в решении проблем ребёнка. В первый учебный месяц учителя знакомятся с условиями жизни ребёнка в семье, режимом дня школьника, наблюдают за особенностями отношений ребёнка с родителями, устанавливаем с ними рабочий контакт. Таким образом, грамотная работа учителя в содружестве с родителями, психологом, даёт положительный результат в организации обучения без ущерба для здоровья как учащихся, так и педагогов.
Проанализировав особенности развития и здоровья детей, я сделала следующий вывод: дети, придя в первый класс, уже имеют некоторые отклонения в физическом здоровье. В этом учебном году среди первоклассников полностью здоровых детей нет. Это вызывает тревогу.
Что же может сделать учитель для сохранения здоровья школьника?
обеспечить в школе, в классе соблюдение гигиенических требований, описанных в СанПиНах.
соблюдать требования к физиологически обоснованной организации учебного процесса. Чтобы защитить здоровье учащихся, необходим учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Учитель должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих учеников.
На протяжении нескольких лет в нашем лицее ведётся мониторинг здоровья детей. Вот данные за последние 3 года. Из таблицы видно, что неболеющих детей с каждым годом становится всё меньше, а количество частоболеющих возрастает.
2012-2013 учебный год | 2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год |
Группа здоровья | Кол-во | % | Группа здоровья | Кол-во | % | Группа здоровья | Кол-во | % |
I | 126 | 53 | I | 92 | 43 | I | 59 | 25 |
II | 67 | 28 | II | 77 | 36 | II | 120 | 55 |
III | 35 | 18 | III | 40 | 20 | III | 43 | 19 |
IV | 2 | 1 | IV | 2 | 1 | IV | 2 | 1 |
Каждый учитель должен владеть здоровьесберегающими технологиями. Хочу напомнить коллегам некоторые характеристики урока, который можно назвать здоровьесберегающим.
1. Выполнение рекомендаций СанПиНа:
требования к освещенности кабинета, требования к мебели,
температурный режим помещения,
проветривание помещения,
уровень шума,
• место и длительность применения ТСО и др.
2. Динамическая организация урока:
3. Психологический подход при проведении урока:
дифференцированный подход в обучении.
4. Психологический климат урока:
мажорность урока (эмоциональность),
проявление доверительного подхода к ученикам,
наличие на уроке эмоциональной разрядки,
создание ситуации успеха и др.
5. Некоторые педагогические знания и умения:
чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
количество используемых на уроке методов, чередование методов,
плотность урока,
темп окончания урока,
дозировка домашнего задания,
определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления,
умение оценить уровень работоспособности.
6. Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:
включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,
постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.
Внеучебная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в лицее и при проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, нами используются следующие формы работы:
кружковая работа
беседы (учителя, медработника, родителей);
работа с книгой (чтение и обсуждение);
межсезонные праздники здоровья;
устные журналы («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);
проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, игр, соревнований и т. п.;
занятия по ПДД;
уроки здоровья («Глаза – окна в мир», «Красивые зубы – красивая улыбка»)
подвижные игры на свежем воздухе;
спортивные соревнования.
проектная деятельность;
Проектная деятельность в начальной школе осуществляется во время кружков «Исследую и проектирую» и «Я познаю мир». Так, обучающиеся 2-4 классов со своими проектами участвуют не только в школьной научно-практической конференции, но и в муниципальной, региональной.
Проекты Дедюкина Ильи (Чернышкина С.В.) «Хлеб – это жизнь», «Спорт – это жизнь» (Панкратова О.И.), «Влияние музыки на здоровье человека» Попов Артём (Чернышкина С.В.), «Пластиковая бутылка. Спасение или катастрофа» - Алиев Алёша (Симакова Е.Л.), «Лень» - Симакова Лина (Милова И.П.), «Курить –здоровью вредить» Волкова Юлия (Милова И.П.), «Зелёная аптека» -Карпенко Максим (Милова И.П.) получили не только высокую оценку на школьной научно-практической конференции, но и на муниципальной. Их работы приняли участие и получили призовые места в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я –исследователь». Работа Алиева Алёши – 2 место в международном молодёжном форуме Саратовского аграрного университета –открытая молодёжная площадка для творческой молодёжи», награждён памятной медалью.
Учащиеся начальных классов являются дипломантами и лауреатами регионального конкурса «Разговор о правильном питании», всероссийских, международных конкурсов «Талантоха», «Южный полюс», «Апельсин», «Звёзды нового века», «Почемучка» и т. д.
Учителя начальных классов работают по программам «Разговор о правильном питании», «Школьное молоко», программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Форм работы по сохранению ЗОЖ много. Считаю необходимым изучать и вводить новые, эффективные формы здоровьесбережения. Одной из них являются музыкальные, подвижные перемены, которые проводятся в начальной школе каждый день на третьей перемене. (показ видеоролика)