муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 216»
Методическая разработка
воспитательного события
Новогодний стол:
здоровье или удовольствие?
Подготовила: Сухова Нина Николаевна, учитель начальных классов 1 категории МАОУ СОШ № 216
Пояснительная записка
Тема воспитательного события и обоснование его выбора
Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)
Роль и место воспитательного события в системе работы классного руководителя
(связь с другими мероприятиями, преемственность)
Цель, задачи и планируемые результаты
Форма проведения воспитательного события и обоснование ее выбора
Педагогическая технология, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения
Основная часть
Описание подготовки к проведению воспитательного события
Описание самого воспитательного события (сценарий, конспект, технологическая карта, описание творческих заданий и т.д.)
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Пояснительная записка
Тема воспитательного события и обоснование его выбора
Тема : Новогодний стол: здоровье или удовольствие?
При выборе темы я отталкивалась от нескольких критериев.
Во-первых, в начале каждого учебного года каждый классный руководитель нашей школы предоставляет план воспитательной работы с классом. Во 2 классе основное направление воспитательной работы было связано с физическим здоровьем моих обучающихся, в 3 классе уделялось внимание здоровью глаз, а в этом учебном году мною было выбрано направление здорового питания обучающихся.
Во-вторых, в этом учебном году веду курс внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для учащихся четвертых классов.
В-третьих, я сделала выводы, что у современных детей уже в начальной школе появляются проблемы со здоровьем из-за неправильного питания, поэтому считаю, проведение данного мероприятия будет полезным для детей.
Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)
На данный момент я являюсь классным руководителем 4 «К» класса, возраст детей варьируется от 9 до 11 лет (дети 2010, 2011, 2012года рождения).
Роль и место воспитательного события в системе работы классного руководителя
В течение второй четверти мы с детьми проводили беседы «Самые полезные продукты» на классных часах и на занятиях внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании», просматривали короткометражные видеоуроки о пользе и вреде продуктов, рисовали рисунки, готовили проекты. Данное мероприятие стало заключительным и обобщающим.
Цель, задачи и планируемые результаты
Цель: закрепление знаний обучающихся о полезных и вредных продуктах, о здоровом и правильном питании на примере новогоднего стола.
Задачи:
закрепить у детей знания о правилах здорового питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания;
развивать у ребят познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитывать полезные привычки;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Форма проведения воспитательного события и обоснование ее выбора
Формой проведения был выбран кулинарный баттл, в рамках которого из минимального количества продуктов можно приготовить несколько различных блюд, полезных для здоровья. Для этого класс предварительно был разбит на 3 команды, в каждой команде есть свой шеф-повар (это мама одного из учеников). Все команды должны были представить жюри свое Новогоднее блюдо, которое приготовят из продуктов, выбранных в ходе жеребьевки.
Педагогическая технология, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
- здоровьесберегающие технологии
- проектные методы
1.7. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения
Мультимедийный проектор, колонки, экран, ПК, карточки, презентация. столы, стулья, скатерти одноразовые, фартуки, колпачки, безопасные ножи, дощечка для разделывания пищи, бумажные полотенца, антибактериальное мыло.
2. Основная часть воспитательного события
2.1. Описание подготовки к проведению воспитательного события
Дети в течение недели готовили проекты о здоровом и правильном питании, рисовали рисунки на тему «Мой любимый продукт», находили информацию о полезных продуктах: овощах, фруктах. Родители помогали в подготовке мероприятия: купили фрукты, овощи, тщательно помыли. Учитель приготовил набор карточек для игры со зрителями, различные атрибуты, были выбраны 3 команды, в состав которых вошли 3 ученика и одна мама.
2.2. Описание самого воспитательного события (сценарий)
Новогодний стол: здоровье или удовольствие?
- Добрый вечер добрым людям. Я очень рада всех вас видеть! Сегодня наша встреча пройдет по девизом «Даже стол под Новый год всем здоровье принесет!».
У нас определилось 3 команды участников, которых мы выбрали с вами накануне, сегодня они будут «биться» за первое место. Пожелаем им удачи!
- А оценивать наши команды будет самое строгое и справедливое жюри, в состав которого вошли (ведущий представляет жюри):
1) Антон, ученик 4 «К» класса
2) Наталья Сергеевна, мама нашего одноклассника Артема
3) Ангелина, ученица 4 «К» класса
- Ваши аплодисменты!
- Слово для представления команд передаю капитанам. У них было задание- представить оригинально и со вкусом свою команду! Максимальное количество – 3балла.
/ Представление команд /
Перед вами выставка рисунков, которые дети нарисовали во время занятия «Разговор о правильном питании». Кто может рассказать, на какую тему представлены рисунки?
(Примерный ответ обучающихся): Мы рисовали свой любимый продукт.
- А полезен ли он для вашего организма? Это выяснится к концу нашего мероприятия! Ребята, как вы думаете, что нам необходимо, чтобы жить счастливо: бегать, прыгать, играть, заниматься любимым делом?
(Примерный ответ обучающихся): Важно, чтоб было хорошее здоровье.
- У человека одна жизнь, как он ее проживет, зависит зачастую от него самого. Ребята! А что нужно сделать, чтобы сохранить и укрепить наше здоровье?
(Примерный ответ обучающихся): Нужно соблюдать правила здорового образа жизни.
- А что является составляющими здорового образа жизни?
(Примерный ответ обучающихся): Правильное питание, занятия спортом, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, положительные эмоции.
- Правильно, ребята, если мы будем беречь наше здоровье и укреплять его, то всегда будем здоровыми! О своем здоровье люди стали задумываться еще в древности. Так древние греки, например, мало болели и долго жили. Как же им это удавалось? Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, много двигались. В подтверждение этих слов можно найти в пословицах, которые составил русский народ. Предлагаю вам умственную разминку, каждой команде будет дан лист с началом пословицы, вам нужно найти продолжение на доске.
1) Двигайся больше – (проживешь дольше)
2) В здоровом теле, (здоровый дух)
3) Добрым быть, (долго жить)
- Молодцы, наши команды справились с заданием. Предлагаю вам послушать учеников нашего класса, которые расскажут о пользе некоторых продуктов, а о каких вы узнаете, отгадав загадки:
Кислое и сладкое
С кожицею гладкою.
Сочное, душистое
С мякотью лучистою.
Людям всем полезно.
Лечит от болезней!
Даже птичкам зябликам
Вкусно. Это ж…( яблоко)
/ Выступление ученика о пользе яблока /
(Примерный ответ обучающихся): Эти плоды богаты витаминами С и Р. Ежедневное употребление в пищу 1-2 плодов снижает риск возникновения простудных заболеваний в три раза. Рекомендуют употреблять яблоки при заболевании печени и почек. Яблоки продлевают молодость, придают силу, помогают бороться с болезнями. Из яблок готовят варенье, джем, крем, компот, сок, запекают в духовке.
- Следующая загадка:
Вот так овощ-озорник,
Спрятался от нас в парник!
Вырос длинным, молодец! Что за овощ?.. (Огурец)
/ Выступление ученика о пользе огурца/
(Примерный ответ обучающихся): Огурцы содержат калий, кальций, железо, фосфор, йод, в небольших количествах имеются в огурцах и важнейшие витамины: каротин, В2, В1, В6, пантотеновая кислота и другие.
Огурцы обладают определенными лечебными свойствами: повышают аппетит, помогают хорошему усвоению пищи. Употребление огурцов в пищу способствует выведению из организма человека, улучшает работу печени, сердца и почек.
- Отгадайте следующую загадку:
С виду он с картошкой схож,
Волосками весь оброс,
Мякоть сочная внутри,
Цвет зелёный изнутри! (киви)
/ Выступление ученика о пользе киви /
(Примерный ответ обучающихся): Киви – это популярный экзотический фрукт, который, благодаря богатому составу, полезен для организма человека. По мнению учёных, регулярное употребление киви связано со снижением риска развития сердечно-сосудистых осложнений, улучшением работы пищеварительной системы, укреплением иммунитета и профилактикой потери зрения.
- И еще про один фрукт поговорим сегодня, без которого не обходится новый год, слушаем загадку:
Он оранжевый и сочный,
Любит Новый год.
Посмотри под ёлку — точно,
Он в подарках ждет!
Этот рыжий господин —
Вкусный сладкий… (Мандарин)
/ Выступление ученика о пользе мандарина /
(Примерный ответ обучающихся): Один только аромат этих фруктов создает ощущение праздника. Родиной цитруса считается Китай. Именно там возникла традиция отмечать зимние праздники с мандаринами. Мандарины — богатый источник витаминов, антиоксидантов и других полезных веществ. Мандарины содержат много витамина C, который так необходим в холодный сезон. Он активизирует иммунные клетки, помогая организму бороться с инфекциями и вирусами.
-Верно, это витаминные продукты, они защищают нас от болезней, помогают быть бодрыми и активными.
- Давайте посмотрим на ваши рисунки и определим, есть среди них овощи, ягоды и фрукты, в которых содержатся витамины. Да, есть, очень радует, что ребята нашего класса нарисовали апельсины, мандарины, ягоды.
Но среди рисунков я вижу и те, которые причиняют вред нашему здоровью. Расскажите, почему вредны чипсы, кириешки, газированные напитки?
/ Ответы детей /
-Верно, в них содержатся искусственные вещества: подсластители, ароматизаторы, различные красители и в них нет никаких витаминов, микроэлементов, которые так необходимы вашему растущему организму.
Давайте сделаем вывод : Питание всегда должно быть полезным!
- Сегодня нашим командам нужно будет приготовить блюдо, которое украсило бы Новогодний стол, а что мы будем готовить, узнаете из следующей загадки:
Я модница такая,
Что всем на удивление!
Люблю я бусы, блёстки, Любые украшения.
Но на мою, поверьте,
Великую беду
Наряд мне одевают
Всего лишь раз в году! (Ёлка)
- Верно, готовить мы будем Елочку из овощей и фруктов. Попрошу капитанов команд подойти к столу, где заседает самое справедливое жюри и вытянуть лист с наименованием продукта, из которого вы должны будете сделать Елочку. Прежде чем приступить к приготовлению, давайте вспомним основные правила работы с продуктами.
Дети: Нужно помыть руки с мылом!
Дети по очереди моют руки, протирают бумажным полотенцем, надевают головные уборы и фартуки.
Беседа о технике безопасности.
- Наши команды приступили к выполнению задания, у них для этого есть 15 минут, а я предлагаю вам поиграть.
Игра со зрителями «Полезное или вредное?»
Ведущий показывает карточки с изображение продукта, если зрители считают, что это полезный продукт, хлопают в ладоши один раз, если нет, топают ногами по очереди, один раз левой, второй раз правой.
- Молодцы, наши болельщики, хорошо справились с заданием. Сейчас у вас есть возможность пополнить копилку любимой команды баллами. Я буду вам описывать продукт, а вы должны угадать, о чем идет речь?
- Это очень ценный и питательный продукт. Его называют вторым хлебом. Его любят не только люди и животные, но он является основным лакомством для колорадского жука. ( картофель)
- Это однолетнее растение из семейства бобовых. Со времен каменного века оно вошло в культуру, а его родоначальники произрастали в районе Средиземноморья, в Индии и Тибете. В России это растение известно с незапамятных времен. Из плодов этого растения готовят кашу, варят суп, его консервируют, добавляют в салаты. (горох)
- Итак, наши команды готовы представить на суд зрителей и жюри свои блюда. Я попрошу сначала проголосовать зрителей, выбрав карточку с номером команды: 1, 2 или 3, а затем жюри вынесет свой вердикт, подсчитает, блюдо какой команды набрало максимальное количество голосов.
/ Заключительное слово членов жюри. Награждение команд дипломами 1, 2, 3 степени/
- Итак, сегодня у нас нет проигравших, блюдо каждой команды стало победителем. И сейчас наступил, самый приятный момент нашей встречи –это поедание вкусного и полезного блюда. Будьте все здоровы и кушайте больше витаминов! Я надеюсь, что ваш новогодний стол обязательно украсит одна из таких полезных Елочек!