СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество А.А. Вознесенского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. 

Лауреат Государственной премии СССР(1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2004).

 Один из известнейших поэтов середины XX века, т.н. шестидесятников. Также известен как поэт-песенник. Дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А.А. Вознесенского «самым великим поэтом современности».

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество А.А. Вознесенского»

Андре́й Андре́евич Вознесе́нский  

Андре́й Андре́евич Вознесе́нский  

 Андрей Андреевич Вознесенский, по происхождению – из духовного сословия, по образованию – архитектор. По воле Божьей – Поэт.

Андрей Андреевич Вознесенский, по происхождению – из духовного сословия, по образованию – архитектор. По воле Божьей – Поэт.

Советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор.  Лауреат Государственной премии СССР(1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2004).  Один из известнейших поэтов середины XX века, т.н. шестидесятников. Также известен как поэт-песенник. Дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А.А. Вознесенского «самым великим поэтом современности».

Советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. 

Лауреат Государственной премии СССР(1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2004).

Один из известнейших поэтов середины XX века, т.н. шестидесятников. Также известен как поэт-песенник. Дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А.А. Вознесенского «самым великим поэтом современности».

Родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец – Вознесенский Андрей Николаевич (1903 г. рожд.). Мать – Вознесенская Антонина Сергеевна (1905 г. рожд.). Супруга – Богуславская Зоя Борисовна, известная писательница, кино- и театральный критик, общественный деятель .

Родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец – Вознесенский Андрей Николаевич (1903 г. рожд.). Мать – Вознесенская Антонина Сергеевна (1905 г. рожд.). Супруга – Богуславская Зоя Борисовна, известная писательница, кино- и театральный критик, общественный деятель .

Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Огромное влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, когда-то написавший юному, четырнадцатилетнему поэту, который прислал ему свои первые стихи: «Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад, что до него дожил». Действительно, несмотря на то, что Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора, его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. 

Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Огромное влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, когда-то написавший юному, четырнадцатилетнему поэту, который прислал ему свои первые стихи: «Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад, что до него дожил». Действительно, несмотря на то, что Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора, его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. 

В 1958 году его стихи появляются в периодически, а начиная с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. В то время поэтические вечера стали собирать полные залы. Поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами милионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием

В 1958 году его стихи появляются в периодически, а начиная с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. В то время поэтические вечера стали собирать полные залы. Поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами милионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием

О творчестве А.А.Вознесенского Всегда остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского концепта, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические “порывы” ломали устоявшиеся каноны “благополучной” советской поэзии.  Лирика Андрея Воз­несенского требует пристального, может быть, многократного про­чтения, потому что поэт обращается к вопросам сложным, он избе­гает готовых выводов и решений. Помимо сложного ассоциативного мышления, характерного для творческой практики Вознесенского, он склонен к резкой смене настроений, интонаций, метафор и лек­сических уровней.

О творчестве А.А.Вознесенского

Всегда остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского концепта, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические “порывы” ломали устоявшиеся каноны “благополучной” советской поэзии. 

Лирика Андрея Воз­несенского требует пристального, может быть, многократного про­чтения, потому что поэт обращается к вопросам сложным, он избе­гает готовых выводов и решений. Помимо сложного ассоциативного мышления, характерного для творческой практики Вознесенского, он склонен к резкой смене настроений, интонаций, метафор и лек­сических уровней.

Перу А.А. Вознесенского принадлежит полтора десятка сборников прозы и стихов, в том числе «Треугольная груша», «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Витражных дел мастер» (1976), «Избранная лирика» (1979), «На виртуальном ветру» (1998), а также «Дубовый лист виолончельный», «Казино «Россия», «Девочка с пирсингом», «Жуткий кризис “Суперстар”», «Страдивари страдания», «Видеомы», «Гадание по книге», «Аксиома Самоиска», и др. В мае 1986 года А. Вознесенский закончил поэму «Ров», в которой выступил против вопиющего издевательсва над памятью тысяч мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны. 
  • Перу А.А. Вознесенского принадлежит полтора десятка сборников прозы и стихов, в том числе «Треугольная груша», «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Витражных дел мастер» (1976), «Избранная лирика» (1979), «На виртуальном ветру» (1998), а также «Дубовый лист виолончельный», «Казино «Россия», «Девочка с пирсингом», «Жуткий кризис “Суперстар”», «Страдивари страдания», «Видеомы», «Гадание по книге», «Аксиома Самоиска», и др. В мае 1986 года А. Вознесенский закончил поэму «Ров», в которой выступил против вопиющего издевательсва над памятью тысяч мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны. 
Критик Л. Озеров отмечал: «Я — где боль, везде» — жизненный и творческий принцип Маяковского становится и для Вознесенско­го ведущим… Болевой порог этого поэта низок, нервы его обнажены «…ты пощупай ее ладонью — болит!» Это «болит» прокатывается по всей поэзии Андрея Вознесенского. Бьют собаку — болит. Бьют женщину — болит. Уничтожают народ — боль. Несут атомную ги­бель человечеству — боль.    Прости мне, человеку, человек, - история, Россия и Европа, что сил слепых чудовищная проба приходится на край мой и мой век. Прости, что я всего лишь человек. Надежда, коронованная Нобелем, Как страшный джинн,  рванулась над Чернобылем.

Критик Л. Озеров отмечал: «Я — где боль, везде» — жизненный и творческий принцип Маяковского становится и для Вознесенско­го ведущим… Болевой порог этого поэта низок, нервы его обнажены «…ты пощупай ее ладонью — болит!» Это «болит» прокатывается по всей поэзии Андрея Вознесенского. Бьют собаку — болит. Бьют женщину — болит. Уничтожают народ — боль. Несут атомную ги­бель человечеству — боль.

Прости мне, человеку, человек, -

история, Россия и Европа,

что сил слепых чудовищная проба

приходится на край мой и мой век.

Прости, что я всего лишь человек.

Надежда, коронованная Нобелем,

Как страшный джинн,

рванулась над Чернобылем.

  В стихотворении «Бьют женщину» Вознесенский рассказывает о том, как бесчеловечно избивают жен­щину в машине, а потом, когда она выбрасывается из машины на шоссе, продолжают ее истязать:   И взвизгивали тормоза. К ней подбегали тормоша. И волочили и лупили Лицом по снегу и крапиве. Бьют женщину. Веками бьют, Бьют юность, бьет торжественно Набата свадебного гуд, Бьют женщину… Боль и обида за женщину, пусть чужую и незнакомую, рождает­ся в поэте из чувства любви к живому человеку и ненависити ко всему, что унижает личность, порабощает ее

  В стихотворении «Бьют женщину» Вознесенский рассказывает о том, как бесчеловечно избивают жен­щину в машине, а потом, когда она выбрасывается из машины на шоссе, продолжают ее истязать:

И взвизгивали тормоза.

К ней подбегали тормоша.

И волочили и лупили

Лицом по снегу и крапиве.

Бьют женщину. Веками бьют,

Бьют юность, бьет торжественно

Набата свадебного гуд,

Бьют женщину…

Боль и обида за женщину, пусть чужую и незнакомую, рождает­ся в поэте из чувства любви к живому человеку и ненависити ко всему, что унижает личность, порабощает ее

Его жизнь, как и подобает жизни настоящего поэта, полна взлетов и падений, признания и замалчивания. В свое время он подвергся резкой критике Н.С. Хрущева, с первым появлением в его

Его жизнь, как и подобает жизни настоящего поэта, полна взлетов и падений, признания и замалчивания. В свое время он подвергся резкой критике Н.С. Хрущева, с первым появлением в его "Антимирах" на сцене Театра на Таганке Владимира Высоцкого с гитарой, потом – с альманахом "Метрополь« был под угрозой высылки из страны, после чего ряд лет тексты Андрея Вознесенского изымались из печати. 

Тема Великой Отечественной войны является одной из важных в творчестве Вознесенского.   Поэма

Тема Великой Отечественной войны является одной из важных в творчестве Вознесенского.

  Поэма "Ров" посвящена суду над гробокопателями, добывавшими золото и другие драгоценные вещи из захоронения 12 тысяч мирных жителей, расстрелянных во время войны фашистами неподалеку от Симферополя. Преступление алчных людей перед священной памятью о жертвах войны поэт рассматривает как величайший грех, ведущий к распаду связи времен, к разрыву духовно-нравственных связей между людьми, поколениями, эпохами. « Посмотри, страна, -

сыну мать кричит из траншей.

Окружающая среда страшна,

экология духа - страшней.

Я куда бы ни шёл,

что бы я ни читал, -

всё иду в симферопольский ров.

И, чернея, плывут черепа, черепа,

как затмение белых умов.»

Творчество Андрея Вознесенского вызывает пристальный инте¬рес литературной критики. По мнению А.А. Михайлова, «Андрей Вознесенский — поэт более сложный для восприятия на слух, чем Евтушенко или Рождественский, и тем не менее его эстрадным вы¬ступлениям сопутствует успех в самых разных аудиториях.
  • Творчество Андрея Вознесенского вызывает пристальный инте¬рес литературной критики. По мнению А.А. Михайлова, «Андрей Вознесенский — поэт более сложный для восприятия на слух, чем Евтушенко или Рождественский, и тем не менее его эстрадным вы¬ступлениям сопутствует успех в самых разных аудиториях.
Вместе с усложнением поэтики Воз­несенский широко ввел в поэзию то, что Маяковский называл «ко­рявым говором миллионов» — язык улицы, грубоватую фразеоло­гию повседневного быта, открывая в них новые источники выразительности.  Еще один излюб­ленный прием Вознесенского — оксюморон, сочетание слов с про­тивоположным смыслом («Оглянись вперед», «Реквием оптимистический»).

Вместе с усложнением поэтики Воз­несенский широко ввел в поэзию то, что Маяковский называл «ко­рявым говором миллионов» — язык улицы, грубоватую фразеоло­гию повседневного быта, открывая в них новые источники выразительности.  Еще один излюб­ленный прием Вознесенского — оксюморон, сочетание слов с про­тивоположным смыслом («Оглянись вперед», «Реквием оптимистический»).

Большое место в лирике Вознесенского занимает тема неразде­ленной женской любви. На контрастах написана «Исповедь». При­мелькавшийся повседневный оборот «ну что тебе надо еще от ме­ня?» становится эпицентром «поединка рокового» — любви — нена­висти: Исчерпана плата до смертного дня. Последний горит под твоим снегопадом, Был музыкой чуда, стал музыкой яда, Ну что тебе надо еще от меня?

Большое место в лирике Вознесенского занимает тема неразде­ленной женской любви. На контрастах написана «Исповедь». При­мелькавшийся повседневный оборот «ну что тебе надо еще от ме­ня?» становится эпицентром «поединка рокового» — любви — нена­висти:

Исчерпана плата до смертного дня.

Последний горит под твоим снегопадом,

Был музыкой чуда, стал музыкой яда,

Ну что тебе надо еще от меня?

Пронзительным признанием в любви звучит стихотворение «Не исчезай». Лирический герой чувствует незримую связь с возлюб­ленной, которая дремлет на его плече в самолете. Любовь превыше всего, сильнее смерти: Не исчезай, в нас чистота, Не исчезай, даже если подступит край. Ведь все равно, даже если исчезну сам, Я исчезнуть тебе не дам. Не исчезай!

Пронзительным признанием в любви звучит стихотворение «Не исчезай». Лирический герой чувствует незримую связь с возлюб­ленной, которая дремлет на его плече в самолете. Любовь превыше всего, сильнее смерти:

Не исчезай, в нас чистота,

Не исчезай, даже если подступит край.

Ведь все равно, даже если исчезну сам,

Я исчезнуть тебе не дам.

Не исчезай!

На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе

На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе "Миллион алых роз" на музыку Раймонда Паулса, где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто Вознесенского А.Рыбниковым, была поставлена в 1981 году М.Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984). В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада» (Жил огненно-рыжий художник Гоген).

Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984).

В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада» (Жил огненно-рыжий художник Гоген).

Андрей Вознесенский – автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979г. он принял участие в выпуске неофициального альманаха «Метрополь».Он опекал молодых ребят, искал талантливые строчки по крупицам, доказывал: если этот человек может написать такую строку, он одарен, его просто надо поддержать. И поддерживал. Сам находил спонсоров, деньги.

Андрей Вознесенский – автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979г. он принял участие в выпуске неофициального альманаха «Метрополь».Он опекал молодых ребят, искал талантливые строчки по крупицам, доказывал: если этот человек может написать такую строку, он одарен, его просто надо поддержать. И поддерживал. Сам находил спонсоров, деньги.

А.А. Вознесенский был вице-президентом Русского Пен-Центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он избран академиком и почетным членом восьми академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и др.

А.А. Вознесенский был вице-президентом Русского Пен-Центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он избран академиком и почетным членом восьми академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и др.

В последние годы Андрей Вознесенский жил в Москве в Переделкино. Он скончался 1 июня 2010 года в Москве после продолжительной болезни, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

В последние годы Андрей Вознесенский жил в Москве в Переделкино. Он скончался 1 июня 2010 года в Москве после продолжительной болезни, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Вознесенский оставил богатейшее поэтическое наследие — и силлабо-тонические стихи, и верлибры, и поэмы «Мастера», «Авось!», «ru», «Комп-ра», «Часовня Ани Политковской», «Большое заверещание»... На то Вознесенский и поэт, что при всём своём авангардизме (на мой взгляд, условном) он остался художником пушкинской традиции, ни на секунду не забывавшим о том, что дано из основных предназначений поэта не только, как он сам пишет, «демонстрация языка», но и — «милость к падшим». Не только любовь к ближнему, но и «любовь к неближнему» — вот основной лейтмотив поэзии Вознесенского. —  Евгений Степанов

Вознесенский оставил богатейшее поэтическое наследие — и силлабо-тонические стихи, и верлибры, и поэмы «Мастера», «Авось!», «ru», «Комп-ра», «Часовня Ани Политковской», «Большое заверещание»...

На то Вознесенский и поэт, что при всём своём авангардизме (на мой взгляд, условном) он остался художником пушкинской традиции, ни на секунду не забывавшим о том, что дано из основных предназначений поэта не только, как он сам пишет, «демонстрация языка», но и — «милость к падшим». Не только любовь к ближнему, но и «любовь к неближнему» — вот основной лейтмотив поэзии Вознесенского.

—  Евгений Степанов