2 | Актуализация опорных знаний. | Решу ОГЭ. Синтаксический анализ текста. Интерактивное задание (Виды предложений). https://learningapps.org/myapps.php | Работа с классом. Один ученик работает за компьютером. | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования ( при анализе учебного действия). |
3 | Мобилизующий этап. Целеполагание | Ребята, сегодня мы перейдем к изучению новой темы. Но для того, чтобы начать ее изучать, нам необходимо вспомнить изученный на предыдущих уроках материал. Для этого предлагаю вам ответить на следующие вопросы. Фронтальный опрос. 1.Что такое сложное предложение? 2.Что такое грамматическая основа? 3.Назовите виды сложных предложений? 4.Что такое сложносочиненное предложение? 5.Что такое сложноподчиненное предложение? Назовите части сложноподчиненного предложения. Молодцы, ребята! А теперь проверим на практике, как вы усвоили предыдущую тему урока. Тема сегодняшнего урока «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Место придаточного предложения в СПП.». Какие задачи будем решать? | Ответы учащихся. Узнать: Как правильно расставлять знаки препинания в СПП. Узнать о структуре СПП, о размещении главного и придаточного предложения в СПП. Научиться: правильно расставлять знаки препинания; определять главную и придаточную часть СПП. Составлять схемы СПП. Применять: все знания на практике. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи. - планирование. - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
4 | Включение в систему знаний. | Анализ СПП проводить гораздо легче, если умеешь чертить их схемы. Давайте освоим эту науку. Наш класс отправится в поход, когда станет тепло. Перед нами СПП, прежде всего пронумеруем части в том порядке, в каком мы их видим. Теперь обозначим главные и придаточные предложения. Для удобства мы воспользуемся линиями разного цвета. Наш класс отправится в поход – главное предложение. Когда станет тепло – придаточное. Потому что именно от первого предложения ко второму мы можем поставить вопрос. (Далее я рисую схемы.) Предлагаю ребятам перестроить предложение так, чтобы придаточная часть стояла перед главной. Когда станет тепло, наш класс отправится в поход. (Чертим схемы). Предлагаю ребятам перенести придаточную часть в середину главного предложения. Наш класс, когда станет тепло, отправится в поход. (Схемы). Какой вывод мы сделаем? Не для всех СПП придаточная часть может стоять перед главной, после нее и внутри неё. В некоторых СПП положение частей является фиксированным. Мы заблудились, потому что забыли взять с собой карту. (Придаточное предложение может стоять только после главного, его нельзя переставить). | Предлагают свои варианты. Придаточное предложение в СПП может находиться перед главным, после главного и внутри главного предложения. | Личностные УУД Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Строить рассуждения, делать выводы. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Задавать вопросы. 2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
5 | Контроль и самооценка знаний и способов действия. | §9; упр 110(I). Индивидуальное задание. Распределите предложения на две группы: ССП и СПП. Расставьте знаки препинания, составьте схемы. Выспится Саша поднимется рано чёрные косы завяжет у стана и убежит и в просторе полей сладко и вольно так дышится ей. Я ей объяснил что я офицер и еду в действующую армию. Архитектору сказали где его просчёт который он не заметил. Он всё говорил мне а я слушал улыбался и пил чай. С реки доносились какие-то звуки словно кто-то напевав заунывную песню. | Читают, комментируют порядок действия, письменно выполняют упражнение. | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном; Познавательные: - умение осознанно и произвольно сроить высказывания. |