Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 46 «Совенок»
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений
Знакомство с цифрами и фигурами, при помощи дидактических игр.
Старшая группа
Воспитатели: Трофимова С. М.
26.11.2019г., Сходня
Цель:
развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;
формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры;
сравнивать их по величине;
закреплять знания цветов.
Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между). Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года. Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Ход работы.
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!
Дидактическая игра “Определи свое место”
- Саша, кто находится справа от тебя?
- Денис, а кто находится слева от тебя?
- Илья, встань впереди меня.
- Алина, встань между мной и Ильей.
- Ева, встань слева от Алины.
- Никита, встань между Евой и Алиной.
- Молодцы.
Отгадайте загадки о геометрических фигурах.
1) На тарелке, как венок,
Как веселый колобок,
И на мяч похож наш друг,
Угадайте, это …(круг)
2) Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его …(квадрат)
3) Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны.
Ну, пожалуй, и довольно.
Что ты видишь?(треугольник)
4) Если б взял бы я кружок,
С двух сторон немного сжал,
Отвечай скорее точно,
Получился бы…(овал)
5) Похож на книжку, на тетрадку,
На большую шоколадку.
Аккуратный, словно школьник,
Как окно…(прямоугольник)
Игра «Угадай, о чем говорю»
Воспитатель: Теперь вы - геометрические фигуры. И мы с вами проверим, кто сообразительнее и внимательнее.
Вот вам задание. Поднимет свою фигуру вверх тот, у кого:
-фигура оранжевого цвета с тремя углами (треугольник);
-фигура синего цвета с четырьмя углами (прямоугольник);
-фигура красного цвета без углов (овал);
-фигура зеленого цвета с четырьмя сторонами (квадрат);
-фигура желтого цвета без углов (круг).
Воспитатель: Какие вы молодцы, вы действительно внимательные и сообразительные.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10.Учить соотносить число с цифрой.
Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.
Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные.
Физкультминутка- Изобрази цифру
Воспитатель показывает цифру, дети пытаются ее изобразить.
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.
Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
Дидактическая игра «Где фигура»
Цель: закреплять умения и навыки правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.
Материалы: геометрические фигуры, фланелеграф.
Ход игры: воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
Дидактическая игра «Лото»
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются
расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной
предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке
которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою
карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком
порядке расположены фигуры.