СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка в основной школе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка в основной школе»»

Лингвистическая игра – часть учебного процесса. Она способна незаметно вовлечь ребенка в учебный процесс, вывести умения ученика на уровень мыслящей, творческой личности, дать основные лингвистические понятия и содействовать их пониманию и запоминанию. Ученые по-разному определяют понятие лингвистической игры. Н.Д. Голев в своей статье «Языковая игра как лингводидактический принцип» трактует языковую игру как собственно языковой феномен, т. е. особое состояние языка, в котором актуализируются его асимметрические особенности [3, с. 27]. Ее применение в дидактических целях вызвано тем условием, что в таком состоянии принципы устройства и функционирования языка, невидимые при повседневном употреблении языка, как бы открываются ученику. И.А. Белова в своей статье «Языковая игра как средство развития речи и творческих способностей учащегося на уроках русского языка» рассматривает лингвистическую игру, прежде всего, как средство развитие речи учащегося, его творческих способностей и языкового чутья [1, с. 7]. Лингвистические игры можно успешно включать в уроки по русскому языку для пятых и шестых классов, т. к. они могут мотивировать современных учеников на дальнейшую деятельность в изучении темы, расширяют границы изученного материала, позволяют в игровой форме осваивать сложный материал и выполнять трудные задания. В статье Е.А. Жестковой и А.С. Клычёвой «Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как условие формирования коммуникативной компетенции младших школьников» отмечается, что лингвистическая игра развивает языковое чутье, умение логически мыслить, слушать и слышать, содействует раскрепощению в обращении с понятиями, создает легкость и радость от общения [7, с. 12].

В качестве командной игры часто используется «эстафета», представленная в поурочных разработках Т.А. Бондаренко [2]. Ученики делятся на команды и на скорость выполняют задание. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задачу. Для данной игры также подходят разные грамматические категории. Она позволяет реализовывать как предметные (например, знакомит ученика с одной из морфологических категорий), так и метапредметные цели (умение работать в команде). Индивидуальные игры предполагают самостоятельное выполнение задания.

В качестве примера соревновательной игры можно привести игру под названием «поединок знатоков», представленную в методическом пособии под редакцией А.Ю. Купаловой [6]. Для проведения данного мероприятия требуются два ученика. Каждому даются карточки, на которых написаны слова в единственном и во множественном числе. Один из учеников меняет множественное число на единственное число. Второй ученик выполняет противоположную задачу. Схема данной игры подходит не только для грамматической категории числа. В методических рекомендациях предлагается использовать поисковые игры, направленные на определение умения выделять существительное среди других частей речи. Учитель также может определить способность ученика видеть особые грамматические признаки существительного, отличающего его от других частей речи.

Игры на синонимию и на родовидовые понятия, игры на установление синонимических и омонимических связей слов и на знание фразеологизмов представлены в игротеке Татьяны Барчан [5]. Материал для игры – разноцветные карточки. Каждый цвет обозначает свою категорию. Например, красный – омонимы, синий – ребусы и т. д. Каждый вид заданий в данной игре – это отдельная тема. Используя карточки с фразеологизмами и омонимами можно создать викторину, т. е. данную игру можно использовать для разного рода деятельности.

Данная игра хорошо подойдет для урока развития речи в контексте изучения темы «Имя существительное». К данному виду игр относится еще одна игра из игротеки Татьяны Барчан. Игра под названием «Какого рода пони». Из названия лингвистической игры видно, что оно связано с родовой грамматической категорией существительного. Игра – домино. В данной игре представлены исконно русские слова и лексемы иностранного происхождения, слова общего рода. В основном в игре даны слова, род которых сложно определить, из-за чего необходимо выучить, к какому роду они относятся. Данная игра помогает разобраться с категорией рода, запомнить род слов, у которых данная категория не определяется по окончанию, усвоить понятие «слова общего рода». Игра тренирует память, усидчивость и внимательность ребенка.

Лингвистические игры выполняют важные функции. Введение новой темы и повторение старой происходит за счет использования игровой формы, что способствует легкому запоминанию информации и развитию умения применять ее практически. М.Ю. Яркова и И.Н. Краснюк в своей статье «Роль игры как одного из приёмов интерактивных технологий при формировании социолингвистической компетенции в процессе обучения иностранному (русскому) языку» пишет: «Игра дает возможность преподавать в неформальной обстановке и минимальном стрессе для обучающихся оценить их знания» [8, с. 21]. Таким образом, лингвистические игры помогут создать благоприятные условия для обучения современным школьникам. Они могут как актуализировать знания учеников, так и развивать новые навыки в игровой форме, облегчая тем самым обучение современным детям.