СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Линия и штрих. Роль линии в передаче объема различных предметов.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по ИЗО в 4 классе. Линия и штрих. Роль линии в передаче  объема различных предметов

Просмотр содержимого документа
«Линия и штрих. Роль линии в передаче объема различных предметов.»

Предмет: Изобразительное искусство учитель: Голованова О.Н.

Класс 4

Дата

Название занятия

Линия и штрих. Роль линии в передаче объема различных предметов.


Общие цели

Развивать навык наблюдения за окружающим миром и замечать красоту окружающего мира, умение передавать свои чувства и мысли с помощью художественных средств

Умение обосновывать предпочтение одной идеи другой, решать сложные проблемы, аргументированно вести спор


Результаты обучения

Способен применять знания в практической работе т.е. выполнить эскиз несложной формы, с нанесение штриховки

  • Умеет выразить свое эмоциональное настроение с помощью линии, штриха

Совместное приобретение знаний и вовлеченность в процесс «обмена мыслями»

Уметь по предложенным критериям оценить свою работу и одноклассника

Умеет высказывать свое мнение, аргументировать, слушать и слышать друг друга

Ключевые идеи

Использования модуля критического мышления для развития мыслительной деятельности

Повышение мотивационного фона через парную и групповую работу, сотрудничество

Реквезиты

Альбом для рисования, простои и цветные карандаши, стикеры, ватман , маркеры., фишки или мелкие предметы для натюрморта

План урока:

Модуль: обучение критическому мышлению

Оценивание для обучения и оценивание обучения





Действия учителя


Действия учеников




















Разминка вовлечения учащихся в урок


Стратегия Галлерея»



Обсуждение


Стратегия «Фейерверк успеха»



-Ход урока

Слайд 1

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть сегодня на уроке

Ответьте пожалуйста на такой вопросы

Чем вы предпочитаете рисовать?

Для дальнейшей продуктивной работы мы организуемся в группы, но прежде чем приступить к делению на группы, давайте

повторим правила работы в группе

Организовать детей в2 - группы ( по цвету ).

Готовы к работе, тогда начнем, сейчас мы проведем тест

Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку

Слайд2

Проведем графическое тестирование -------

Использовать форму овала в превращении его в различные предметы

Вывешиваем на доску и обсуждаем, какая из групп дала более креативные ответы

Команды за правильный, обоснованный ответ получают звездочку


Слайд 3-4

Эти рисунки необычные

Что изображено на картине?


Команде победителей «Фейерверк успеха»















Учащиеся делятся на команды



Вспоминают правила работы в группе











Оценивание работы команд



Повторение пройденного материала





Объяснение новой темы













Анализ иллюстраций







Прежде чем приступить к теме урока, давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

Мы говорили о насыщенности цвета

Слайд5-6

Когда художник создает свои произведения с помощью цвета – это какой вид ИЗО, а еще какие виды ИЗО вы знаете?

Тема урока: Линия и штрих. Роль линии в передаче объема различных предметов.



«Первые линии, которыми искусный мастер обозначает свой замысел, уже содержат в себе зерно того, чем будет отличаться его произведение… Он наносит на бумагу несколько линий, и вы чувствуете, что ни одна из них не безразлична», -Э.Делакруа

Если живопись искусство красочное, то основные цвета графики – черный и белый.

Слайд6

Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира

Слайд 7-8

Выразительные средства графики – линия, рисунок, штрих, пятно.

Несмотря на то , что график ограничен только двумя цветами и оттенками черного и белого , линией и пятном, он может передать многоцветность мира, мягкость ткани, блеск стали (см. учебник стр 24 картина русского художника М.Врубеля)

Слайд9

Основа графики, её главные средства выражения – это рисунок

. В основном он лишь начало, подход к изображению, в графике он всё – и начало и конец. Графический рисунок – тонкая вещь. Рисунок создают рассудком и чувством и только реализуют, воплощают руками. Чем меньше в рисунке линий, штрихов, пятен, тем ответственнее каждое прикосновение карандаша или кисти к бумаге.



Именно рисунок является общей основой графики и живописи. Искусство графики имеет много общего с живописью , и там и тут перед ними определенное изображение на плоскости. Художник – график, так –же как и художник – живописец должен знать перспективу, уметь хорошо рисовать.

Итак, графика – это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным - карандаш, уголь, фломастер.

». передать движение, эмоции, свойства объекта. Чтобы проиллюстрировать это, я демонстрирую таблицу Образные возможности линии»,

Линейный рисунок о многом «умалчивает», он не передает ни цвета , ни тона предметов, ничего не говорит о материале, из которых они сделаны. Таким образом, художник располагает очень скупыми выразительными средствами: только линией, которая передает очертание предметов. Но, оказывается если линией владеть в полной мере, то можно постичь очень многое.


Я предлагаю посмотреть полотна великих мастеров.

В мире, который нас окружает, много самых разнообразных линий. Посмотрите вокруг, вот линия отделяющая пол от стены, стены от потолка: они прямые, четкие, а за окном деревья с изогнутыми линиями веток и стволов. А если рассмотреть листочки на деревьях, то мы увидим, что линии , окаймляющие их, не похожи друг на друга. Облака на небе окаймлены причудливой извилистой линией,, более резкая линия очерчивает вершины гор

Художник может проводить различные линии. Линии могут иметь самый разнообразный характер и о многом рассказать. Например у меня хорошее настроение и я проведу такую линию, (показываю на доске). Правильно ли изобразила свое настроение- она изломанная, резкая, будешь цепляться за углы.в результате обсуждения дети подбирают подходящую линию, соответствующую названному настроению и характеру, и делают вывод о том, что линия может рассказать о характере и настроении. Какой мы можем сделать вывод – линия помагает художнику сделать рисунок выразительнее

Если обратиться к таблице изображающей способы использования линии художником графиком, то можно заметить их разнообразие: это вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, пересекающие между собой, линии принимающие форму предмета, частота нанесений которых создает определенный тон, глубину.

(Работа в тетради стр14)

Учитель наблюдает за практической работой учащихся, фиксируя с какими трудностями сталкиваются учащиеся

Консультирует учащихся, которым требуется помощь

друг с другом.


(Работа в тетради стр15, стр 16)




Дети обсуждают вопрос в команде и только потом дают свой ответ

Дети дают свои определения














Учащиеся анализируют иллюстрацию художники и примечают какие линии он использовал



































Самостоятельная работа учащихся





Стратегия «Светофор»














Графическая работа учащихся




Ведь любое, самое гениальное творение изобразительного искусства начиналось с первой линии – объясняю я своим ученикам. Таким образом, линия является одним из главных выразительных средств, позволяющим мастеру «остановить мгновение» быстротечной жизни. Образные возможности линии чрезвычайно разнообразны: она может

Просигнализируйте на сколько вам понятна тема лииий

Физминутка

С линией мы познакомились, теперь поговорим о штрихе

(на доске показываю начертание линии и штрихов)

Что длиннее штрих или линия?

Что что такое штрих?

Конечно – это, короткая линия .Ребята для чего кроме линии художнику нужен еще и штрих? (если линией мы очерчиваем контур, то штрихом можем его заполнить внутри. Штрих как и линия может быть разнообразным, с его помощью можно нарисовать пушистого котенка или цыпленка, колючего ежика, острую травку, кудрявую шубку барашка и многое другое.учебник стр 25

Вывод - округлые, плавные линии передают спокойствие.

Резкие, острые, жесткие линии могут передавать агрессию, злость, беспокойство.


Самостоятельная работа в рабочей тетради стр15-16

- А теперь вы возьмите в руки простой карандаш и попробуйте коснуться его легко и нежно проводя первый штрих, потом еще и еще, рисуйте их рядом

Ребята перед вами лежат в вазе овощи, вам необходимо выбрать один из них и с натуры нарисовать эскиз, попытаться передать фактуру предмета

Но прежде чем приступить к работе давайте обсудим критерии успеха и этапы работы

Цель задания является возможность практически понять свойства линии, точки, пятна на основе изучения растительных форм, на примере фруктов

Этапы выполнения работы :

1. Расположение формата

2. Компоновка

3. Уточнение рисунка (прорисовка деталей)

4. Работа по тону (штриховка)

5. Оценивание работ

Критерии успешности

1- 2б. – выполнена только компоновка

3б. - выполнена компоновка , прорисовка, штриховка предмета на начальном этапе

4б. - выполнена компоновка , прорисовка, по тону выполнил, но не уделил внимание перехода света и тени

5б. - все этапы выполнены и передана градация света и тени




Итог урок. Наша копилка пополнилась еще одним помощником художника. А вы научились не только просто штриховать, а делать это со смыслом. Теперь вы не будете думать , какими именно штрихами пользоваться, выполняя тот или иной рисунок. И от этого они будут становиться более выразительными

Итог урока.

1.  Выставка работ учащихся.

2.          Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными каран­дашными линиями, штрихами, которые помогут зрителю увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели эти приемы отразить.







Учащиеся сигнализируют о понимании темы




Учащиеся делают выводы какие надо применять линии при штриховке в зафисимости от фактури предмета



Ребята на практической работе пытаются создать плоский предмет и объемный с помощью линий и штрихов










Домашнее задание


Выполнит задание на стр 17 в рабочей тетради, нарисуй несколько цветков, стараясь линией подчеркнуть форму их лепестков



Записывают задание.

Рефлексия занятия.

Действия учителя

Действия учеников

Стратегия

«Insert»

Учитель раздает листы для заполнения

Что знал?

Что узнал?

Что удивило?

Чем недоволен?

Учащиеся на стикере рисуют оценку своей деятельности на уроке.


Анализ занятия

Рассуждение по следующим вопросам

Как проходило занятие?

Что было удачно?

Что было не удачно?

Что вы хотите изменить?

В какой поддержке вы нуждаетесь?

Оценивание практического занятия

Факторы, которые положительно или отрицательно влияли на ученика в ходе занятия (социальный, индивидуальный, эмоциональный).

Качество заданий.