СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лирический герой поэзии В. Маяковского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лирический герой поэзии В. Маяковского»

Конспект урока литературы
11 класс

Учитель высшей категории Ждан Галина Юрьевна

Тема урока

Знакомство с лирическим героем поэзии В.Маяковского

Цель урока:

- познакомиться с сатирическими стихотворениями В.Маяковского и новаторским характером его поэтической деятельности;

Задачи:

Образовательные:

- высветить своеобразие сатиры Маяковского и его поэтической деятельности,

- показать влияние футуризма на творчество В. Маяковского;

- рассмотреть образ его лирического героя.

Развивающие:

- развивать навык выразительного чтения;

- умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения содержания и формы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к поэзии;

Оборудование: сборник стихотворений В. Маяковского, интерактивная доска, ноутбук, презентации.


Ход урока:

Организационный момент:

1 учебная ситуация.

Учитель: На прошлом уроке мы начали с вами разговор о В.Маяковском и его творчестве. Мне бы хотелось начать с ассоциаций. Я называю имя- Владимир Маяковский. Какие возникают ассоциации? (Ответы учащихся)

2 учебная ситуация.

Дома вы должны были приготовить выразительное чтение и комментарий его стихотворений. Откройте тетради, запишите число. А вот тему урока мы записывать пока не будем. Попробуем сформулировать ее в конце нашего занятия.

3 учебная ситуация.

Что было самым сложным при подготовке домашнего задания? (Ответы учащихся).

Учитель: Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными и осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был страстный лирик, но «грубый гунн», несомненно, очень талантливый, одно из ярчайших имен в литературе 20 века. Попробуем с этим согласиться или не согласиться.


4 учебная ситуация.

Представителем какого литературного направления был поэт? Что вы помните о футуризме, его эстетической программе? (Ответы учащихся)

Учитель: Итак,

-футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни,

- выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом, --- главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности,

- вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Искусство должно будить и будоражить! В нашу поэзию ворвался вихрь.

Выводы запишите в тетрадь.

Основные принципы футуризма.

  1. Анархическое бунтарство.

  2. Свобода творчества.

  3. Отказ от литературных и языковых норм.

  4. Устремленность в будущее.

  5. Неприятие буржуазной морали.

  6. Эпатаж как средство выразительности.

Учитель: Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал. Их безудержное своеволие претило вкусам одних и вызывало сочувствие других. Пресса была единодушна: их называли только табором дикарей, шайкой хулиганов. Лишь самые проницательные смогли увидеть среди них истинно талантливых. Так был выделен Маяковский. Горький тогда сказал о нем: «Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе».

Страдающим и одиноким пришел В.Маяковский в русскую поэзию. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. И он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Он, например, всегда ходил в желтой кофте. Это, конечно, вызов благонамеренной публике, но она появилась от бедности.

Итак, начало было скандальным. Но в стихах молодого Маяковского поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна – то, что отпугивало современную ему критику, неспособную ее объяснить.

Может быть мы попробуем объяснить?

5 учебная ситуация. Работа с поэтическим текстом.

19 октября 1913 года на открытии кабаре «Розовый фонарь» в присутствии весьма благопристойной публики. Двадцатилетний Маяковский, автор двух десятков стихотворений, вышел на эстраду уже в конце вечера, остановился, расставив ноги, хмуровато исподлобья вгляделся в зал, выдержал паузу, и в пространстве зала прозвучал дрожащий от напряжения необыкновенного тембра бас:

- Выразительное чтение учителем стихотворения «Нате!»

За столиками воцарилась тишина, затем в зале зашикали, кто-то неуверенно свистнул. Зал вдруг взорвался, послышались оглушительные свистки, истерический крик «Долой!».

Каким вы увидели и ощутили здесь поэта? ( Страдающим от того, что не понят и одинок. Ужас от того, что нужен только себе. Он ищет человека-друга. Как важно иметь его рядом. Поэт любит людей, устремляется к ним, но вместо людей перед ним какие-то загадочные существа, безликие, бессердечные. Цинизмоборотная сторона его протестующего и воинствующего одиночества)



Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии? В чем смысл противопоставления лирического героя и толпы? Почему лирический герой называет себя «грубым гунном», есть ли для этого основания в стихотворении? А оправдана ли «грубость» поэта? Как вы понимаете строки: «Все вы на бабочку поэтиного сердца| взгромоздились, грязные, в калошах и без калош»?

Каким видит себя лирический герой, только ли «грубым гунном»? Чем можно объяснить противоречия в самохарактеристике лирического героя?

- В чем, по вашему мнению, заключается своеобразие лирического героя данного стихотворения?

6 учебная ситуация. Давайте заполним таблицу.



Название

Время написания

Тема

Проблема

Авторская позиция

Лирический герой

Средства выразительности








Учащиеся читают стихотворения, подготовленные дома, и комментируют их. Класс заполняет таблицу и вносит, если это необходимо, поправки в комментарий.

7 учебная ситуация

Учитель: Какие выводы можно сделать? Что объединяет прочитанные стихотворения? Что можно сказать о лирическом герое и авторе? Кто же лирический герой В. Маяковского? В чем заключается своеобразие данного образа?

Чтобы дополнить ответ на этот вопрос, давайте прочитаем стихотворения «А вы могли бы?» Содержание стихотворения достаточно просто: как бы я все изменил.

Но какая форма! Сплошные метафоры! С первого чтения ничего не поймешь. Когда Маяковского упрекали в том, что его стихи непонятны читателям, он говорил: «Читайте пять раз!» Перед нами стоит непростая задача – раскодировать информацию, перевести ее с языка метафор на язык простых понятий. Для этого давайте попробуем напрячь воображение.

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» (слайд – таблица на доске с текстом стихотворения) Вторая половина заполняется учащимися.







А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

1913 г.



- Противопоставление себя окружающему миру;

- Неприятие серенького, обывательского мирка;



- Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру;

- Романтика, свободолюбие, стремление изменить окружающий мир;





- Устремленность в будущее;

- Цель жизни – создать новое искусство, найти новые изобразительные средства, которые соответствовали новому времени

- Итак, какие же черты присущи лирическому герою Маяковского?

- Как вы понимаете смысл названия?

- Какие средства выразительности использует поэт?

8 учебная ситуация. Давайте сделаем выводы. (Ответы учащихся)

Слово учителя:

- Так же в разладе с действительностью и в мечтах о будущем родились строчки, к которым надо прислушиваться, чтобы понять жизнь и творчество Маяковского. Они обращены к нам:

Грядущие люди! Кто вы?

Вот – я, весь боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души.


- Обратите внимание на то, какой контраст терзает его душу.( Он весь – боль и ушиб, выращивает фруктовый сад для грядущих людей.

Кажется, облик горлана, главаря не допускает и мысли о душевной слабости. Поэт не любит выносить на люди душевную смуту, но его душа выдает себя: она радуется и ликует, негодует и болит.)

В этих словах идея жертвенности, служения. Сломать старый мир со всем, что накоплено в материальном и духовном плане, для Маяковского – условие обновления жизни. Так вырисовывалась цель искусства, определялось назначение поэта.

9 учебная ситуация.

- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Знакомство с лирическим героем поэзии В.Маяковского). Каких целей мы достигли? ( Определили над чем и над кем смеется поэт, нарисовали образ лирического героя его стихотворений, увидели, что в его стихах выделено и подчеркнуто авторское "я», да и стихотворения поэта не совсем обычные.)

О каких темах, касающихся творчества В. Маяковского, нам необходимо поговорить?






Домашнее задание.

- На следующем уроке мы продолжаем знакомство с Владимиром Маяковским. Записываем домашнее задание.

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…»

  2. Сделать анализ стихотворений с точки зрения содержания и формы.

  3. Сравнить образ лирического героя во всех трех стихотворениях.

  4. Подготовить презентацию на тему «Любовь в жизни В. Маяковского» (задание индивидуальное для одного – двух учеников)

Оценивание знаний