1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); | - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Педагогическое требование - Методы формирования сознания: Беседа - Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию. | - Здравствуйте, ребята. - Предлагаю проверить свою готовность к уроку – на столе должен лежать только учебник, пенал и дневник. - Кто готов приступить к уроку, может присаживаться. - Сегодня наш урок начнется с мелодии, давайте послушаем ее. (музыкальный интеллект) - Что вы услышали? (пение птиц) - Какие чувства у вас возникают, когда вы слышите пение птиц? - Да, пение птиц действительно поднимает нам настроение и расслабляет. - И вот сейчас я надеюсь, вы настроились на урок и наполнились хорошим настроением. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания детей об авторах и их творчестве, выйти на проблему урока, постановка цели и плана урока. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы воздействия на мотивационную сферу: Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (Метод взаимной проверки) Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемы или создание проблемной ситуации). | - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением название, которого зашифровано на доске, его вы сможете прочитать, выполнив задание в паре: Задание 1. Расшифруй автора рассказ, которого мы будем сегодня изучать, читая слова наоборот, справа налево. (логико-математический интеллект) навИ чивеегреС венегруТ Иван Сергеевич Тургенев. - Молодцы! Вы правильно разгадали название и автора этого произведения. З адание 2. (визуально-пространственный интеллект) Для того, чтобы определить какое же произведение мы сегодня будем с вами изучать, предлагаю посмотреть на экран. Посмотрите на изображение. Кто изображен на данной картине? - Верно! Воробей. - Сегодня мы познакомимся с рассказом «Воробей» Ивана Сергеевича Тургенева. - Но для того, чтобы приступить к изучению данного рассказа, я предлагаю составить план урока. (незаконченные предложения) План урока: 1. Вспомнить … 2. Познакомиться … 3. Составить … - Предлагаю продолжить фразы, которые представлены на доске. - Как вы думаете, что мы можем узнать? (Предположения) - Первый пункт плана будет – вспомнить биографию И.С. Тургенева - С чем мы можем познакомиться? - Второй пункт плана – познакомиться с рассказом И.С. Тургенева «Воробей». - В чем мы можем с вами поупражняться? - Третий пункт плана звучит так: Составить синквейн по рассказу «Воробей» (план представлен на доске) План урока: 1. Вспомнить биографию И.С. Тургенева 2. Познакомиться с рассказом И.С. Тургенева «Воробей» 3. Составить синквейн по рассказу «Воробей» - Главный вопрос, на который нам нужно ответить сегодня на уроке- что же такое любовь? На этот вопрос мы с вами ответим к концу урока. - Для того, чтобы красиво и четко проговаривать слова при ответах, предлагаю выполнить разминку. Поупражняйте свой слух: попробуйте угадать, кто издаёт эти звуки, а затем повторить их. Прослушивание записи голоса сороки (Кто это, узнаем позже) Сейчас у нас замечательное время – приближение весны. Всё чаще по утрам мы слышим пение птиц, которые радуются тёплым лучам солнышка, а на уроках чтения знакомимся с произведениями о птицах в разделе «Страна живой природы». Некоторые птицы не поют, а издают звуки, напоминающие согласные звуки. Поупражняемся в произношении согласных, чтобы подготовить речевой аппарат к работе: ФС, СФ, СШ, ШС, ФШ, ШФ, СШФ, ФСШ, ШФС Поговорим как дятлы: ТРР, КВИ, ГЛЮ, ГЛЮК; как грачи: КРАК; как голуби: ГРУ (вывешиваются картинки птиц) - Мы с вами поупражнялись и готовы приступить к выполнению пунктов плана. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). |
3. Решение проблемы Задача: выявить пути решения проблемы, познакомить обучающихся с биографией и творчеством И.С.Тургенева, рассказом «Воробей» Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований) | - Дима, прочитай пожалуйста первый пункт плана (1. Вспомнить биографию И.С. Тургенева) - У вас на партах лежит лист с биографией И.С. Тургенева. Сейчас каждый читает про себя и затем один из вас задает своему соседу по парте вопросы. Каждый из вас задает по три вопроса. (межличностный интеллект) Биография: Иван Сергеевич Тургенев – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес. Первое образование в жизни Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Затем в биографии Тургенева Ивана Сергеевича проходило обучение в частных пансионах Москвы, после чего – в московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе. Затем в своей биографии Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести. В 1852 году публикуется книга Тургенева «Записки охотника». Роман Тургенева «Отцы и дети» создается во время ссылки в имение в Спасском (1962). Проза Тургенева охватывает множество тематик. К одним из самых знаменитых рассказов Тургенева относятся «Муму», «Бежин луг» (и другие из серии записок Тургенева), «Ася», романов – «Накануне», «Дворянское гнездо», «отцы и дети». В конце 1870х -начале 1880х годов в биографии Тургенева популярность быстро возросла, однако в результате тяжелой болезни он умирает в 1983 году. Вопросы: 1. Кем является И.С. Тургенев? 2. Где учился? 3. Как называются книги, написанные Тургеневым? - Влад, скажи пожалуйста, что вам сейчас необходимо сделать? (прочитать биографию и ответить на вопросы) - Верно. Есть вопросы по заданию? - Тогда давайте приступим на выполнение у вас есть 3 минут. - Ребята, вижу, что уже справились с заданием. Также Тургенев написал много детских рассказов, которые вы видите на слайде. (На слайде представлены популярные книги) Каждая книга по –своему интересна, поэтому рекомендую прочитать вам. На выбор любой рассказ. - Ксюша, прочитай пожалуйста первый пункт плана. (1. Вспомнить биографию И.В. Тургенева) - Мы выполнили этот пункт плана? - Ребята, мы выполнили с вами первый пункт плана и теперь может идти дальше. Но для начала я предлагаю вам размяться. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
4.Физминутка Задача: снять мышечное напряжение детей. | Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль). | - Но разминка у нас будет необычная. (физический интеллект, телесно-кинестетический интеллект) Давайте поиграем. Зимующие птицы все разные. Продолжите фразу, начатую мною, но не только словами, но и мимикой и жестами. У дятла клюв толстый, а у воробушка... (тонкий) - Ворона большая, а воробьишко (маленький). Снегирь малоподвижный, а воробьенок... (шустрый). Игра «Кто самый внимательный?» - Какие однокоренные слова к слову «воробей» вы услышали? (Воробушек, воробьишко, воробьенок.) - Какие прилагательные можно подобрать к этим словам? (Какой?) маленький, шустрый, серый, молодой, старый, пугливый, проворный, драчливый, нарядный, невзрачный. - Покажите этих воробьев. -Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. - Присаживайтесь на свои места. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать). |
5. Первичное закрепление Задача: способствовать умению воспринимать на слух художественный текст, умению рассказывать о героях произведения «Воробей», отражая собственное отношение к ним, умению выразительно читать эпизоды из произведения. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответствии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, работа с книгой; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа); Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; | - Ребята, мы с вами отдохнули и можем приступать к выполнению второго пункта плана. - Даша, прочитай пожалуйста второй пункт плана. (2. Познакомиться с рассказом И.С. Тургенева «Воробей») - Спасибо. - Для того, чтобы выполнить данный пункт плана предлагаю вам открыть учебник на странице… - Прочитайте название рассказа. - Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ? - Ваши предположения очень интересны, но для того, чтобы узнать кто из вас был ближе. Для этого необходимо прочитать рассказ. - Но для того, чтобы приступить к прочтению для начала нам необходимо с вами изучить слова, которые встретятся нам в рассказе. - у вас на столе лежат карточки со словами. Ваша задача стрелочками соединить слово и его определение. (логико-математический интеллект) - У вас есть вопросы? - Тогда давайте приступим. На сладе показаны слова и их значение. Словарная работа Благоговение - глубочайшее почтение Зачуяв – услышав, унюхав, почувствовав. Упасть камнем – рухнуть. Взъерошенный – лохматый. Искаженный – сильно изменить. Ринулся – бросился. Трепетать – дрожать. Громадное – большое. Героический – стойкий. - Ребята, мы разобрали с вами значение слов и теперь вам будет проще читать и понимать смысл данных слов. (лингвистический интеллект) - Ребята, сейчас я буду читать вам текст по частям, ваша задача следить за мной и внимательно слушать. Чтение текста с остановками: А) Чтение первой части: «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться». - Как вы думаете, кого и что увидела собака? Б) Чтение второй части. «Я глянул вдаль аллеи – и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему…» - Представьте, что будет дальше? В) Чтение третьей части. «… как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти». - Что заставило слететь с дерева старого воробья? Озаглавьте третью часть. Г) Чтение четвертой части. «… он ринулся спасть, он заслонил собою свое детище… Он жертвовал собою. Каким громадным чудовищем должны была казаться ему собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея. Да, не смейтесь. Я благовел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». - Согласны ли вы с автором? - Понравился ли вам этот рассказ? Чем? - Что вас особенно поразило? - Слушая рассказ, менялось ли ваше настроение? Почему? - Какой эпизод в рассказе вас заставил переживать? - Какое впечатление произвёл на автора поступок воробья? - Почему автора восхитил поступок птицы? - Так с какой же целью автор рассказал нам эту историю? (Высказывают свое мнение) - Спасибо за ваши ответы. - Ребята, сейчас мы с вами будем читать по цепочке данный рассказ. Сейчас Семен начнет читать, все остальные внимательно следят. -Какая сила бросила воробья на защиту своего детеныша? - Опишите чувства, которые испытывали герои. - Почему автора восхитил поступок птицы? (Потому, что старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел, хотя ему самому было очень страшно) - Как вы думаете, испытал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Какие слова это доказывает? (со слов «... и весь взъерошенный... » до слов «... он жертвовал собою!») - Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой? Какая сила, сильнее его воли, сбросила воробья с дерева? (Любовь, которая сильнее смерти и страха смерти.) - Максим, прочитай пожалуйста второй пункт плана (2. Познакомиться с рассказом И.С. Тургенева «Воробей») - Смогли ли мы выполнить данный пункт? - Мы с вами познакомились с рассказом «Воробей» и теперь можем приступить к следующему пункту плана. - Рита, прочитай пожалуйста последний пункт плана. (3. Составить синквейн по рассказу «Воробей») (визуально- пространственный интеллект) - Сейчас вам дается задание на выбор: составить синквейн о собаке, старом воробье, молодом воробье. - Давайте вспомним как мы составляем синквейн. - Приступайте к работе. У вас есть 3 минуты и будем проверять. - Кто хочет представить? - Спасибо, ребята. У вас получились интересные синквейны. - Ребята, в начале урока у нас с вами стоял главный вопрос – что же такое любовь? - Теперь мы сможем с вами ответить на данный вопрос. - Верно, любовь- это такое чувство, которое прячется в сердце и распускается, как прекрасный цветок, когда чувствуешь привязанность, красоту, когда тебя тянет к чему-либо, к кому-либо, когда тебе очень-очень хочется заниматься каким-нибудь делом. - Мы смогли ответить на главный вопрос. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответствии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений),коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). |
7. Подведение итогов. Рефлексия Задача: подвести итог урока, способствовать осуществлению у обучающихся оценки своей деятельности на уроке. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы стимулирования (поощрение); Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль); Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа). | - Ребята наш урок подходит к концу, и я предлагаю подвести итог урока. - Как называется произведение, которое мы сегодня с вами изучали? (лингвистический интеллект) - Чему учит нас данное произведение? - Передайте свое отношение к поступку взрослого воробья? - Правильно ли он поступил и почему? - Можно ли придумать другое название данному произведению, которое бы выражало главную мысль? - вас на партах лежат сердечки, как в -У вас на партах лежат сердечки, как вы думаете почему? - Любовь – это чувство, идущее из самой глубины сердца. - Это чувство присуще и птицам, и животным, но в высшей степени- человеку. Сердце ликует от радости любви, от того что может дарить эту любовь людям. Сердце болит от горя, от скорби, от тревог. - Пусть эти сердечки послужат любви ко всему, что вас окружает, а вы наполните их словами, которые вы бы хотели сказать своим родителям. Это чувство, присуще и птицам и животным, но в высшей степени - Мне бы хотелось похвалить ... за активность, внимательность на уроке. Надеюсь, что остальные будут также активно работать в следующий раз. - Спасибо вам за урок. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |