Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Чехов-2 Московской области
| «Утверждаю» Директор ФКОУ СОШ г.Чехов-2 МО __________________ М.И. Десятниченко « ____ » ________________ 2020 г. |
Рабочая учебная программа
Литературное чтение на родном русском языке
(наименование учебного предмета)
2 – е класс
Начальное общее образование
(ступень образования)
Базовый
(уровень образования)
2020 – 2021 учебный год
(срок реализации программы)
Нестерова Е.В.
(ФИО учителя, составившего
учебную программу)
г.Чехов-2
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 2–е класса ФКОУ СОШ г. Чехова-2 МО по литературному чтению на родном русском языке составлена в соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);
с Федеральным законом от 03.08.2018г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
с Законом РФ от 25.10.1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576);
с Основной Образовательной Программой начального общего образования ФКОУ СОШ г.Чехов-2, утверждённой приказом № 95 от 01.09.2016 г.;
с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2020-2021 учебный год, утверждённым приказом № 152 от 31.08.2020 г.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
На изучение курса отводится 17 ч из расчёта 0,5ч в неделю (34 учебные недели).
Изучение предмета во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
развивать у обучающихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научно – познавательным.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Количество учебных часов (17 часов) обусловлено учебным графиком школы на 2020 - 2021 учебный год.
| Название раздела | Количество часов по рабочей программе | Контроль |
1 | Устное народное творчество | 5 | |
2 | Русские писатели | 3 | |
3 | О братьях наших меньших | 9 | 1 |
| ИТОГО | 17 | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты обучения
Личностные
Обучающиеся научатся:
с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);
отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
сознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.
Обучающиеся получат возможность научиться:
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь т уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей – классиков, известных во всём мире;
осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
осваивать с помощью учителя позитивные установки типа «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и пр.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини - группе или паре;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результатов в ходе выполнения учебных задач;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини – группе или паре;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
сравнивать художественные и научно – познавательные тексты; находить сходства и различия;
сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, пословицей (поговоркой);
определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2 – 4 предложений;
отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5 – 6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника;
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
отвечать на вопросы учителя по теме урока;
создавать связное высказывание из 3 – 4 простых предложений с помощью учителя;
слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
находить нужную информацию с помощью взрослых в учебных книгах, словарях;
готовить небольшую презентацию (3 – 4 слайда) с помощью взрослых по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Обучающиеся получат возможность научиться:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5 – 6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1 – 2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5 – 6 слайдов) с помощью взрослых по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно – познавательные, учебные, справочные);
осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;
отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно – познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в художественной книге;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.
Литературная пропедевтика
Обучающиеся научатся:
различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
отличать прозаический текст от поэтического;
находить различия между научно – познавательным и художественным текстами;
называть героев произведения, давать характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
использовать знания о рифме, об особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п / п | Содержание и тип урока | Дата | Коррек- тировка |
год | тр | | |
I триместр (10 ч) |
Устное народное творчество(5 ч) |
1 | 1 | Пословицы, поговорки, загадки о труде (урок открытия нового знания) | 01.09 | |
2 | 2 | Русские народные потешки, прибаутки, считалки, небылицы (урок открытия нового знания) | 08.09 | |
3 | 3 | Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» (урок открытия нового знания) | 15.09 | |
4 | 4 | Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» (урок отработки умений и рефлексии) | 22.09 | |
5 | 5 | Русская народная сказка «Белая уточка» (урок открытия нового знания) | 29.09 | |
Русские писатели (3 ч) |
6 | 6 | А.С.Пушкин «Птичка божия не знает», «Октябрь уж наступил...» (урок открытия нового знания) | 13.10 | |
7 | 7 | Л.Н.Толстой «Птичка» (урок открытия нового знания) | 20.10 | |
8 | 8 | И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Чиж и голубь» (урок открытия нового знания) | 27.10 | |
О братьях наших меньших (9 ч) |
9 | 9 | М. Пришвин« Гости» (урок открытия нового знания) | 03.11 | |
10 | 10 | М. Пришвин «Журка» (урок открытия нового знания) | 10.11 | |
II триместр (7 ч) |
11 | 1 | Е. Чарушин «Перепелка» (урок открытия нового знания) | 24.11 | |
12 | 2 | В.Бианки «Мастера без топора», «Хвосты» (урок открытия нового знания) | 01.12 | |
13 | 3 | В.Бианки «Небесный слон» (урок открытия нового знания) | 08.12 | |
14 | 4 | Контрольная работа «Итоги I полугодия» (урок развивающего контроля) | 15.12 | |
15 | 5 | Анализ контрольной работы. К. Паустовский «Барсучий нос» (урок открытия нового знания) | 22.12 | |
16 | 6 | Б.Житков «Про слона» (урок открытия нового знания) | 29.12 | |
17 | 7 | Итоговый урок. КВН. | 12.01 | |
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дополнительная литература
Внеклассное чтение. 2 класс. « Омега», 2019.
Рассказы о природе. Внеклассное чтение. Москва «Росмен»,2019.
Интернет-ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //http://school-collection.edu.ru
Учитель // http://new.teacher.fio.ru/15
Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru
Открытый класс Сообщество учителей //http://www.openclass.ru
Объединение педагогических изданий "Первое сентября" // http://www.1september.ru
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей начальных классов
№____от «____»______________2020 г.
Председатель ШМО ____________ В.Е. Агаркова
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ________________ С.Ю. Совина
«____»______________2020 г.