СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение В. В. Бианки «Музыкант» 2 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с рассказом В.В.Бианки "Музыкант".

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение В. В. Бианки «Музыкант» 2 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» имени Сушкина Т.Г.

с.Белое, Красногвардейский район Республика Адыгея





Литературное чтение

В. В. Бианки «Музыкант»

2класс

УМК «Школа России»

Учитель: Трошина Н.А.















Сценарий урока литературы

Знакомство с рассказом В.Бианки «Музыкант».

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока


Знакомство с рассказом В.Бианки «Музыкант».


Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)


Цель

Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Бианки, развить воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, прививать интерес к чтению. Создать условия для ознакомления учащихся с рассказом В. Бианки «Музыкант »


Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)


Познакомиться с рассказом В.Бианки « Музыкант». Со страницами жизни и творчества В. Бианки. Совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения. Учиться отвечать на вопросы и высказывать свое мнение о прочитанном. Развивать речь и мышление.

Личностные:

осознание алгоритма учебного действия;

способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;


Основные понятия

Научно-художественный рассказ


Межпредметные связи

литературное чтение – развитие речи – окружающий мир - музыка


Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Горецкий В. П. Литературное чтение. Учебник для 2 класса.

Мультимедийное сопровождение урока литературного чтения «Урок литературного чтения во 2 классе, В. Бианки
«Музыкант»».

Карточки «Рефлексия урока»

Интернетресурсы.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые универсальные учебные действия.

1.Организационный момент.

И так друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.


- К какому уроку приготовились?

- Чему учимся на уроках чтения?

- Зачем нужно уметь читать?

(Каждая книга - чья-то жизнь. Прочитав множество книг, вы проживаете множество жизней, а не одну. Вы можете представлять себя в роли какого-то героя или стороннего наблюдателя, вы фантазируете, придумываете какие-то детали, развиваетесь. Расширяете запас слов, учитесь, представляете. Живете! Вы можете побывать в Средних веках, а можете побывать и в будущем. Все это дают нам книги. Мы анализируем поступки героев, как хорошие, так и плохие. Книги - частичка наших жизней.)


Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И внимательно читать.




Здравствуйте.

Готовятся к работе.



Ответы детей





















Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


2. Актуализация знаний и умений

Вспомним изученные произведения.


Раздаю карточки для работы в парах. Определите, из какого произведения отрывок?

Кто автор данных отрывков? Соедини линией. Игра «Соответствие».


Работа в парах. Читают отрывки из текста на карточках, соединяют с фамилией автора

-Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей. (М.Пришвин)

-Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол.(Е.Чарушин)

-С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утятя каждый день наедались досыта.(Б.Жит ов)




Регулятивные: целепологания.

Коммуникативные: постановка вопроса.

Познавательные

3.Постановка целей урока.

Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших».

-Ребята, отгадайте фамилию автора, с которым вы познакомитесь на этом уроке. Я буду читать загадку, первую букву отгадки запишите на карточке. Давайте, почитаем, что за слова получились ? ( Бианки)

Проворная зверюшка

Живет в дупле-избушке.

Целый день скок-поскок,

Отыскала грибок,

Нанизала на сучок,

Заготовила впрок.

(Белка)


Он себя, хоть не летает,
Важной птицею считает,
Но красавцу все вокруг 
Говорят, что он … ндюк)!


Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(аист)


На носу зверь носит рог
И зовётся...носорог


В нашем доме кто живет?

Молоко из миски пьет.

По ночам мышей гоняет.

Днем на лавке отдыхает.

Больше никаких забот.

Ну, конечно, это...(кот) !!!


Как это скучно-

Сто лет без движения

В воду глядеть на свое отражение.

Свесила ветки с обрыва

Нежная, грустная … (ива)

-И так, какая тема сегодняшнего урока? (Бианки) Поднимите руку, кто слышал фамилию этого писателя. Ребята, а зовут его Виталий Валентинович.(слайд1)

Бианки



-Ребята, а что вы знаете об этом авторе?



Ответы учащихся.

Познавательные


5.Работа по теме урока.

1. Рассказ об авторе.

- Я расскажу вам о Бианки, а вы слушайте внимательно, потом вас ждёт интересная работа.


Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) – известный писатель, автор произведений для детей. Он вырос в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в музее и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи. Летом, отдыхая в деревне, Бианки выкармливал птенцов, зайчат, ежей, белок…

Много путешествовал.

Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – звери, птицы, растения. Он написал около трехсот произведений. Все они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить ее. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Все, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

Задания6

  1. О каких увлечениях В. В. Бианки вы услышали? (Выкармливал птенцов, зайчат, ежей, белок.)

  2. Чему учат книги В.В. Бианки? (Любить природу, бережно к ней относиться.



2.Работа с выставкой книг.(слайд2)


Я хотела бы обратить ваше внимание на выставку книг. Прочитав их, вы сможете познакомиться с новыми произведениями этого писателя.

Учащиеся слушают.































Регулятивные: целепологания как постановка учебной задачи, планирования, прогнозирования.


6.Реализация построенного проекта.

Слово учителя.

































7.Физкультминутка








На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз, 
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

- Перед тем как начать читать произведение, предлагаю вам узнать побольше о его герое.

Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, там . где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоемами. Длина тела бурого медведя более двух метров, а вес может переваливать за 200 килограмм. Медведи отлично плавают, а благодаря крепким когтям и огромной силе искусно лазают по деревьям.

Мишки питаются грибами, лесными ягодами, желудями. Очень любят мед. Когда мишки чувствуют приближение зимы, то готовят себе берлогу, выстилая ложе мхом, листьями и ветками. При наступлении морозов бурые медведи забираются в свою берлогу и погружаются в зимнюю спячку.

У нас в Адыгее бурые медведи встречаются редко, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу.

- Что же нового вы узнали о медведе?

Молодцы, это произведение будет про медведя. Откройте учебник на с. 142, и давайте прочтем название произведения. (Музыкант)

-А кто такой музыкант?

(Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще человек, занимающийся музыкой. Словарь Ожегова)

- На каких инструментах играют музыканты?


Если я произнесу название музыкального инструмента, вы изображаете игру на нем.

-Если я назову дерево, то вы поднимете руки вверх.

( Скрипка, береза, пианино, сосна, гитара, ель, баян, осина, барабан, рябина).













Рассказывают заранее подготовленные ученики.

























Выполняют физкультминутку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные


8.Первичное знакомство с текстом. Постановка проблемного вопроса.




9.Словарная работа









8. Обобщающая беседа






























9.Работа с учебником













Слово учителя.

Первичное чтение учителем с постановкой проблемного вопроса.

-Послушайте внимательно рассказ и ответьте на вопрос: «Почему автор назвал свое произведение «Музыкант»»


- Кому понравился рассказ?

- Ответьте на вопрос, который я задала перед чтением текста.


-Прочитайте 1 слово. Что оно обозначает?

Медвежатник – охотник на медведей

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы

Опушка – край леса

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.

-А сейчас ребята мы с вами еще раз прочитаем рассказ.

Начинает читать…. (первый, второй и третий абзац)




Вопросы к 1 части:

  1. Что делал старик, когда встретил колхозника?

  2. – Как сказать по другому «пиликал на скрипке», «немного погодя»

  3. Что сказал колхозник старику?

  4. Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту?


Вопросы ко 2 части


  1. Как поступил старик? (Работа со словами, действия старика).

Расспросил – пошел

Искал – не нашел

Присел - услышал

  1. Что он услышал, когда отдыхал в лесу?

  2. Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?




Вопросы к 3 части:

  1. Кого увидел старик в лесу?

  2. На чём играл медведь?

  3. Как медведь слушал музыку?

  4. С чем сравнивает автор звук «Дзенн!» (Со струной)

  5. Как поступит старик с медведем?

- Вопросы к последней части:

- Почему старик не убил медведя?



- Откройте стр. 144

Что изображено?

- Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий этой иллюстрации.

- Мы прочитали сказку или рассказ?

- Могло ли такое произойти в жизни?

-Кто главный герой рассказа?

- Чему учит этот рассказ? ( Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека –беречь природу, не губить ее понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на полянке – это травма для природы.


Красив тот, кто красиво поступает.

- К какому герою рассказа может подойти эта пословица?

- Как вы относитесь к поступку охотника?

- Как бы вы поступили на его месте?

Так почему же автор назвал рассказ «Музыкант».

(Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своем инструменте.)


Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя. Оказывается медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.

Минутка творчества. Синквейн к слову

  1. Медведь.

  2. Бурый, белый.

  3. Рычит, спит, бежит.

  4. Большой опасный хищник.

  5. Зверь.


Ответы учащихся.




Ответы учащихся















Чтение «Эстафетой».

Ответы уч-ся







Жужжащее чтение







Выборочное чтение






Чтение по ролям




Выборочное чтение










10.Рефлексия.

- А что бы вы взяли для себя из этого рассказа?

1. Животных будем беречь

2. Относиться к природе бережно

3. Приумножать запасы природы

На доске изображены два медведя: улыбающийся, грустный. Поднимите ручку кому, понравился улыбающийся медведь…это значит, что вам понравился урок.

Теперь поднимите ручку кому понравился грустный медведь…это значит урок не очень вам понравился.

Ответы учащихся.

Коммуникативные


11.Заключительная часть.

-И так ребята наш урок подошёл к концу.

-До свидания.

До свидания