Урок-зачет по окружающему миру для 4 класса. Проводится в форме деловой игры "Аукцион знаний". Такую форму урока можно использовать для уроков обощения на разных предметах. В презентации даны правила проведения урока и материалы самого урока.
Урок ознакомления с окружающим миром.
«Люблю тебя, мой край родной!»
Форма урока: урок – зачет в форме игры «Аукцион знаний».
Цели урока: 1.Обобщить знания уч-ся по родному краю (региональный компонент) по темам: «Растительный мир Мурманской области», «Животный мир Мурманской области», «Водоемы».
2.Учить целенаправленно работать с различными источниками знаний, находить познавательный материал.
3. Показать необъятность человеческих знаний даже о простых, известных всем понятиях и явлениях.
4. Прививать любовь к родному краю.
Для таких целей подошла такая форма проведения урока-зачета, как игра-аукцион. Ее можно подготовить как для внеклассной работы, так и для проведения урока. Групповая работа создает ситуацию успеха. В работе стараются принять участие все дети.
Класс делится на 2 команды.
На продажу выставляются следующие лоты:
Растительный мир;
Животный мир;
Водоемы.
Оборудование: карта Мурманской области, карточки с лотами; лист учета работы в группе; итог подводится по группе и индивидуальный внутри группы.
Ход урока.
Вступительное слово.
Какое время года самое красивое в Заполярье?
На этот вопрос трудно ответить, так как каждое по-своему прекрасно.
Лето - лазурью озер.
Зима – неповторимыми сияниями.
Весна – яркостью солнца.
Осень – щедра на краски, каких только расцветок не встретишь в увядающем заполярном лесу!
Сорокажердьев
Природы удивительная книга!
Такую вы читали или нет:
Весною - прошлогодняя брусника,
А поздним летом – прошлогодний снег.
Лев Ошанин Осенний день.
Осень сегодня дышит теплом
Распахнуто настежь окошко.
Тундру седую желтым ковром
Сплошь устилает морошка.
Воздух течет ароматный, густой
Хочешь – зачерпывай ложкой.
Низко повисло над головой
Солнышко желтой морошкой.
Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Да, ребята, урок будет посвящен нашему Заполярному краю.
Тема урока: «Люблю тебя, мой край родной!» и проведем этот урок-зачет в форме игры «Аукцион знаний».
Правила игры: класс разделяется на команды, у нас их 2. (команда мальчиков под названием «……….» и команда девочек под названием «………..»
Помощники: в команде мальчиков………., в команде девочек……….. Они ведут учет индивидуальных ответов участников игры и подсчитывают кол-во набранных баллов, определяя победителей и внутри команды, а также следят за тем, чтобы отвечали все члены команды.
Аукцион – это публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
На нашу публичную распродажу выставляются 3 темы-лота, команды по очереди рассказывают об этом лоте (по этой теме). За каждый правильный ответ команда набирает 1 балл, а наиболее интересные или оригинальные ответы оцениваются в 2 балла. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее кол-во баллов. Ассистенты помогают отмечать ответы команд, ведут учет. При равном кол-ве баллов команды отвечают на дополнительный вопрос.
Итак, в путь и желаю всем вам успеха!
Выставляется на продажу лот №1 Определить, тему лота.
Имандра. Лев Ошанин
Мы не на море, мы на озере,-
Только озеро в двести верст.
Здесь вода голубая впрозелень.
Горы северные до звезд.
Елки синие от морозов
Подрастают ни для кого.
А на том берегу березы –
Белоствольное баловство.
То все тихо, то может вымотать –
Бьет, не спрашивая в лицо.
Это Имандра, моя Имандра –
Наше Кольское озерцо.
Итак, тема…..
Водоемы нашего края. (открываю карточку). Ваша задача не только назвать, но и показать на карте известные вам водоемы. Дети по очереди пытаются своими ответами приобрести этот лот (в ходе используется карта Кольского полуострова)
Стоп игра.
Ассистенты начинают просчитывать кол-во баллов, заработанных каждой командой.
Беседа (охрана вод.):
вода – это источник жизни на земле. Закройте глаза и представьте, что вода совсем исчезла, что произойдет на земле?
А что мы можем сделать для того, чтобы помочь сохранить наши реки и озера чистыми? (с водой нужно общаться бережно: посмотрите, не течет ли вода из крана, ведь сколько чистой воды может утечь в канализацию, а очистка воды сложна и трудоемка; не засорять водоемы мусором. Недаром в народе говорят «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться»).
Итак, ассистенты готовы? Подводим итог. Продан лот ……команде.
Симонов
Есть просто храм, Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами – тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Выставляется на продажу лот №2 Растения нашего края.
Ваша задача называть растения по группам. Вспомнить особенности растительного мира нашего края
( Справка.)
1.Деревья невысокие, многие стелются по земле.
2.Стволы искривленные.
3.Листики маленькие , покрыты восковым налетом.
4.С внутренней стороны коры пробковый слой более толстый.
К зиме ветки покрываются пробковой тканью, пропитанной жироподобными веществами, подобно прорезиненной шубе. Она прекрасно сохраняет во внутренних живых тканях тепло и влагу.
Травянистые растения – одуванчик, манжетка и маленькие кустарнички под снегом зелены.
Мхи и лишайники высыхают, становятся хрупкими, ломкими.
Стоп игра.
Ассистенты начинают просчитывать кол-во баллов, заработанных каждой командой.
Беседа: вы назвали разнообразные деревья, кустарники, кустарнички, грибы, травянистые растения нашего края. Молодцы! Растения – земли украшение. Растения не только создают красоту вокруг, но защищают почвы, сберегают реки, препятствуют наводнениями, очищают воздух от пыли и вредных газов.
В нашем крае есть сад-заповедник, музей, где собраны редкие растения нашего края. Как называется этот заповедник? А кто может показать на карте или что-нибудь рассказать о нем? Полярно-альпийский ботанический сад основан в 1931 г., расположен близ города Кировска, в 120 км севернее Полярного круга. Это самый северный из всех ботанических садов мира и до открытия в 1994 г. ботанического сада в Тромсё (Норвегия) - единственный в Заполярье.
А что мы можем сделать для сохранения растений нашего края? (не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не вытаптывать тропинки)
Питаясь, растения насыщают воздух кислородом. Растения и животные дышат кислородом, а выделяют углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода больше, чем используют для дыхания. Это создает в воздухе запас кислорода без которого мы с вами не сможем жить.
"Так наклонись,
Вглядись в глаза любому из растений,
Они твою внимательность оценят
И выделят твое из прочих лиц.
Давайте же поучимся у трав
Терпенью, состраданию, упорству
Я понимаю, как это не просто
Для тех, кто ходит голову задрав…"
А.Миланов.
Слово ассистентам. Подводим итог. Продан лот ……команде.
Растения служат кормом для самых разных животных.
Лот №3 Животные нашего края.
Ваша задача, вспомнить не только зверей, птиц, насекомых нашего края, но и назвать, как они приспособились к суровым условиям Севера.
Справка.
Особенности приспособлений.
1.Меняют окраску шерсти.
2. Вырастает подшерсток, мех становится длиннее и гуще.
3.У зайца – беляка широкие лапы. Они позволяют ему легко передвигаться по рыхлому снегу.
4.У куропаток и сов на пальцах лапок отрастают длинные упругие перья. С помощью перьевых лыж они свободно передвигаются по рыхлому снегу.
5.Отрастают когти. Помогают птицам добывать корм, цепляться за ветки.
6.Впадают в спячку.
Стоп игра.
Ассистенты начинают просчитывать кол-во баллов, заработанных каждой командой.
Беседа: любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное на первый взгляд живое существо по-своему красиво и интересно, заслуживает внимания и доброго отношения. Чтобы узнавать тайны живой природы, увидеть птиц и зверей, нужно уметь беречь тишину, научиться бесшумно ходить по лесу. Мы в гостях у природы и должны вести себя прилично.
На лесных опушках год от года становится все меньше бабочек, стрекоз, цветов. На протяжении многих веков люди брали у природы все, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из-за этого исчезло с лица земли, а многие вот-вот исчезнут, многие из них занесены в «Красную книгу».
Такая книга есть и у нас. Она называется «Красная книга Мурманской области». В нее занесены редкие или вымирающие растения и животные.
Кто может назвать животных, занесенных в «Красную книгу Мурманской области»?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Каждый человек должен понять, что природу надо беречь. А что мы можем сделать для сохранения природы? Какие заповедники созданы на территории Мурманской области? (А кто может показать их на карте?)
Слово ассистентам. Подводим итог. Продан лот ……команде.
И в заключение урока, давайте мы прочитаем наше любимое стихотворение, посвященное жизни на Земле:
1. Мы хотим, чтоб птицы пели,
2. Чтоб вокруг леса шумели,
3. Чтобы были голубыми небеса,
4. Чтобы речка серебрилась,
5. Чтобы бабочка резвилась
6. И была на ягодах роса!
7. Мы хотим, чтоб солнце грело,
8. И березка зеленела
9. И под елкой жил смешной колючий еж.
10. Чтобы белочка скакала
11. Чтобы радуга сверкала
12. Чтобы летом лил веселый дождь!
Итоги игры: Мы поздравляем команду-победительницу, хотя ребята и другой команды тоже молодцы. Вы старались, подбирали материал в различных источниках, много подобрали дополнительного материала, что и помогло вам сегодня во время урока. А теперь я попрошу своих помощников в группах представить самых активных ребят, т.е. тех детей, кто набрал наибольшее количество баллов в индивидуальном зачете……(Выходите, ребята. Вы молодцы и получаете оценку «5» за урок.). Сегодня вы показали, что знаете много о своем крае. Тем самым вы доказали, что любите свой край, свою малую родину, а значит и свою страну и всем вам я на память об этом уроке дарю маленькие календарики с эмблемой нашего города.
ЛИСТ УЧЕТА РАБОТЫ В ГРУППЕ.
№ п/п
Фамилия, имя
Кол-во баллов
Итого:
1.
2.
3.
Сорокажердьев
Природы удивительная книга!
Такую вы читали или нет:
Весною- прошлогодняя брусника,
А поздним летом – прошлогодний снег.
Лев Ошанин Осенний день.
Осень сегодня дышит теплом
Распахнуто настежь окошко.
Тундру седую желтым ковром
Сплошь устилает морошка.
Воздух течет ароматный, густой
Хочешь – зачерпывай ложкой.
Низко повисло над головой
Солнышко желтой морошкой.
Имандра. Лев Ошанин
Мы не на море, мы на озере,-
Только озеро в двести верст.
Здесь вода голубая впрозелень.
Горы северные до звезд.
Елки синие от морозов
Подрастают ни для кого.
А на том берегу березы –
Белоствольное баловство.
То все тихо, то может вымотать –
Бьет, не спрашивая в лицо.
Это Имандра, моя Имандра –
Наше Кольское озерцо.
Симонов
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами – тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
"Так наклонись,
Вглядись в глаза любому из растений,
Они твою внимательность оценят
И выделят твое из прочих лиц.
Давайте же поучимся у трав
Терпенью, состраданию, упорству
Я понимаю, как это не просто
Для тех, кто ходит голову задрав…"
А.Миланов.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
1. Мы хотим, чтоб птицы пели,
2. Чтоб вокруг леса шумели,
3. Чтобы были голубыми небеса,
4. Чтобы речка серебрилась,
5. Чтобы бабочка резвилась
6. И была на ягодах роса!
7. Мы хотим, чтоб солнце грело,
8. И березка зеленела
9. И под елкой жил смешной колючий еж.
10. Чтобы белочка скакала
11. Чтобы радуга сверкала
12. Чтобы летом лил веселый дождь!