Научно-методический журнал «ЛОГОПЕД» №5, 2008года «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»
Сегодня, во время «тотального переселения народов в поисках лучшей жизни», школа сталкивается с непростой задачей, которая заключается в том, чтобы обучать детей, не владеющих русским языком. Языковой барьер возникает у таких детей ежечасно, ежеминутно. Нависает угроза возникновения дезадаптации со всеми вытекающими последствиями. У детей происходит встреча со вторым языком, и больше половины употребляемых слов не входит в школьный словарь. Возникает совершенно новый вид речевой коммуникации. А в системе этой коммуникации существенная роль принадлежит функциям речи. В такой ситуации логопед выполняет двойную роль – обучает ребенка русскому языку (в нашем случае - русский - иностранный язык) и учит пользоваться языковыми средствами. Очень хорошо дети воспринимают и запоминают рифму, яркие и наглядные образы. Занятие «Хлеб всему голова» очень информативно в этом смысле и позволяет решить сразу несколько вопросов.
Тема: логопедическая - развитие слуховых дифференцировок Ж-Ш в речи
на материале загадок, пословиц, стихотворений;
лексическая - «Хлеб всему голова».
Цели, задачи : 1 раздел- звукопроизношение.
работать над дифференциацией шипящих в процессе автоматизации в речи,
2 раздел – работа над слоговой структурой слова.
3 раздел – общие речевые навыки.
продолжать развивать интонационную выразительность речи , совершенствовать четкость дикции ( «Золотая рожь», «Каша»- напевно.)
закреплять навык правильного голосоведения.
сформировать представление о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря..
ввести в активный словарь существительные: хлеб, пшеница, рожь, колос, хлебороб, мельница, мельник, мука , пекарь, тесто, квашня, булка, сдоба; прилагательные – золотой, усатый, тяжелый, свежий , ржаной, сдобный; глаголы- растить, убирать, молоть, месить, печь, лелеять.
в процессе обогащения словаря и уточнения семантики слов фиксировать внимание на полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении
4 раздел – развитие грамматического строя речи.
5 раздел - обучение связной речи.
продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи;
стимулировать собственные высказывания - реплики, вопросы, ответы
( «Откуда хлеб пришел» - дидактическая игра).
6 раздел – развитие пространственных, временных, математических
представлений
упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек и преобразование их в «колосок», «мельничку» ,
ассоциативное восприятие геометрических форм.
7 раздел – конструктивный праксис, художественная деятельность.
расширять и углублять представление о разных видах, жанрах искусства:
живопись;
8 раздел – логопедические пятиминутки.
пальчиковая гимнастика «Каша».
развитие координационных способностей, совершенствование двигательных умений и навыков – «Золотая рожь».
Оборудование:
Иллюстративный материал:
Зинаида Серебрякова, репродукция с картины «Жатва»,
Алексей Венецианов, репродукции с картин «Крестьянские дети в поле», «Жнецы», «Гумно».
Плакат с изображением колоса, мешка с мукой и хлебобулочными изделиями.
Конструктивное изображение колоса, мельницы.
Плакат «Хлеб».
Демонстрационный материал к дидактической игре «Рассели слова по этажам».
I. ОРГМОМЕНТ.
Логопед рассказывает детям о том , какое значение для людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся для того, чтобы у нас на столе появился хлеб. О хлебе слагают стихи , песни, пословицы, загадывают загадки.
Например, Дж. Родари рассказал нам о том, что
В булочной пахнет хлебом и сдобой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Рыхлой землей, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
II. ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Почему в народе говорят «хлеб всему голова»? Как вы понимаете эту пословицу?
Послушайте:
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает,
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, наточает?
Логопед вместе с детьми делает вывод.
2. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел?»
Логопед (вопрос) – дети (ответ).
- Откуда хлеб пришел? - Из магазина.
- А в магазин как попал? - Из пекарни.
- Что делают в пекарне? - Пекут хлеб.
- Из чего пекут хлеб? - Из муки.
- Из чего мука получилась? - Из зерна.
- Откуда зерно? - Из колоса.
- Откуда колос? - В поле вырос.
- Кто посеял пшеницу? - Колхозники.
? Вспомните, как одним словом называются люди, которые выращивают хлеб на полях.
Правильно, это хлеборобы.
3. Логопед предлагает детям отгадать загадку:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
(Колос)
Логопед раздает детям по одному засушенному колоску. Дети рассматривают колоски и слушают маленький рассказ .
« ВСЕ ЗДЕСЬ ».
Надя с бабушкой пошли в поле.
Колосьев там видимо-невидимо.
И все немного усатые. Надя спросила:
Бабушка, а что тут растет?
Хлеб, внученька.
Хлеб? А булки где?
И булки здесь, внученька.
А баранки?
И баранки здесь.
А пряники?
И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где
пряники.
Я.Тайц.
? Почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду? Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что
не только хлеб растет в поле, но и каша . Активизируя мышление детей, логопед подводит их к выводу о том, что каша рисовая, гречневая, манная, овсяная, пшеничная тоже пришла к нам из поля.
4. Пальчиковая гимнастика «КАША»
Каша в поле росла, - дети «шевелят» пальцами как колосками,
К нам в тарелку пришла - пальчики «идут» по столу,
Всех друзей угостим, - указательным пальцем правой руки крутят
По тарелке дадим по ладошке левой,
Птичке-невеличке - загибают мизинец,
Воробью, синичке - безымянный и средний
Зайцу и матрешке - указательный и большой пальцы,
Всем дадим по ложке - раскрывают ладошку.
5. Отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро –
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб).
Подобрать родственные слова к слову хлеб.
Превратим односложное слово в 2-х и 3-х - сложные слова.
Дидактическая игра «Рассели слова по этажам».
- Как называется посуда, в которую кладут хлеб? - Хлебница.
Сколько слогов в этом слове? Правильно, три, Значит, слово поселим на третий этаж.
Аналогично работаем со словами хлебушек, хлебороб, хлебушко, хлебец.
Работаем со словом хлеб в контексте предложения.
Я знаю пословицу о ……… . (хлебе)
Мама купила свежий ………. .
Дети едят суп с ………. .
Вася пошел в булочную за ……. .
У нас дома нет……. .
Я не люблю есть без …… .
Подобрать к слову хлеб определения, которые сказали бы нам о том, какой он.
Дети дают ответ, а логопед подтверждает их загадкой из п. 5.
6. Логопед вывешивает на доске плакат с изображением колоса, мешка с мукой, хлебобулочными изделиями и предлагает детям самим сделать вывод
откуда хлеб пришел
ПОЛЕ МЕЛЬНИЦА ПЕКАРНЯ
КОЛОС МУКА ХЛЕБ
ХЛЕБОРОБ МЕЛЬНИК ПЕКАРЬ
Вывод: Хлеб пришел из поля.
? На какие геометрические формы похожи хлебобулочные изделия, изображенные на нашем плакате?
7. Логопед предлагает детям выложить у себя на партах колос и мельничку из палочек. Образец схематичного изображения вывешивается на доске. Затем дети заучивают наизусть
Мельница крыльями машет вдали,
Будет мука, чтобы хлеб испекли.
8. Физминутка «Золотая рожь».
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колосья шумят:
«Золотые руки растят».
Е.Серова
9. Отгадайте загадки
Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю. (Бублики).
Послушайте четверостишие:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я.Аким
? Как вы понимаете слово лелеют?
Логопед помогает детям понять семантику слова.
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Что мы сегодня узнали о хлебе? Откуда он к нам пришел? Так почему же хлеб всему голова?
Сегодня самые активные, самые сообразительные, самые внимательные будут кормить нашего «Обжору» не клубникой, как обычно, а вот чем:
Маленькое, сдобное, колечко съедобное,
Я одна его не съем,
По кусочку хватит всем. Так чем же? (Баранками)
Дети бросают баранки в игрушку, имитирующую «Обжору».
Использованная литература:
А.Н.Корнев, «Нарушения чтения и письма у детей»,
Санкт-Петербург,2003г..
А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина, «Как преодолеть трудности в обучении детей», Москва, 2000г.
Н.В.Нищева, «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, 2003г..
5