СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие "Хлеб всему голова"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Очень хорошо дети воспринимают и запоминают рифму, яркие и наглядные образы.  Занятие «Хлеб всему голова» очень информативно в этом смысле и  позволяет решить сразу несколько вопросов. 

Это занятие было опубликовано в журнале Логопед № 5 в 2007 , с. 102.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие "Хлеб всему голова"»


Научно-методический журнал «ЛОГОПЕД» №5, 2008года «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»

Сегодня, во время «тотального переселения народов в поисках лучшей жизни», школа сталкивается с непростой задачей, которая заключается в том, чтобы обучать детей, не владеющих русским языком. Языковой барьер возникает у таких детей ежечасно, ежеминутно. Нависает угроза возникновения дезадаптации со всеми вытекающими последствиями. У детей происходит встреча со вторым языком, и больше половины употребляемых слов не входит в школьный словарь. Возникает совершенно новый вид речевой коммуникации. А в системе этой коммуникации существенная роль принадлежит функциям речи. В такой ситуации логопед выполняет двойную роль – обучает ребенка русскому языку (в нашем случае - русский - иностранный язык) и учит пользоваться языковыми средствами. Очень хорошо дети воспринимают и запоминают рифму, яркие и наглядные образы. Занятие «Хлеб всему голова» очень информативно в этом смысле и позволяет решить сразу несколько вопросов.


Тема: логопедическая - развитие слуховых дифференцировок Ж-Ш в речи

на материале загадок, пословиц, стихотворений;

лексическая - «Хлеб всему голова».

Цели, задачи : 1 раздел- звукопроизношение.

  • работать над дифференциацией шипящих в процессе автоматизации в речи,

2 раздел – работа над слоговой структурой слова.

  • работать над процессом словообразования. Дидактическая игра «Рассели слова по этажам».

3 раздел – общие речевые навыки.

  • продолжать развивать интонационную выразительность речи , совершенствовать четкость дикции ( «Золотая рожь», «Каша»- напевно.)

  • закреплять навык правильного голосоведения.

  • сформировать представление о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря..

  • ввести в активный словарь существительные: хлеб, пшеница, рожь, колос, хлебороб, мельница, мельник, мука , пекарь, тесто, квашня, булка, сдоба; прилагательные – золотой, усатый, тяжелый, свежий , ржаной, сдобный; глаголы- растить, убирать, молоть, месить, печь, лелеять.

  • в процессе обогащения словаря и уточнения семантики слов фиксировать внимание на полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении

4 раздел – развитие грамматического строя речи.

  • продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными.

5 раздел - обучение связной речи.

  • продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи;

  • стимулировать собственные высказывания - реплики, вопросы, ответы

( «Откуда хлеб пришел» - дидактическая игра).

6 раздел – развитие пространственных, временных, математических

представлений

  • упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек и преобразование их в «колосок», «мельничку» ,

  • ассоциативное восприятие геометрических форм.

7 раздел – конструктивный праксис, художественная деятельность.

  • расширять и углублять представление о разных видах, жанрах искусства:

живопись;

  • учить отражать в рисунке усвоенные образы.

8 раздел – логопедические пятиминутки.

  • пальчиковая гимнастика «Каша».

  • развитие координационных способностей, совершенствование двигательных умений и навыков – «Золотая рожь».

Оборудование:

Иллюстративный материал:

  • Зинаида Серебрякова, репродукция с картины «Жатва»,

  • Алексей Венецианов, репродукции с картин «Крестьянские дети в поле», «Жнецы», «Гумно».

  • Плакат с изображением колоса, мешка с мукой и хлебобулочными изделиями.

  • Конструктивное изображение колоса, мельницы.

  • Плакат «Хлеб».

  • Демонстрационный материал к дидактической игре «Рассели слова по этажам».


I. ОРГМОМЕНТ.

Логопед рассказывает детям о том , какое значение для людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся для того, чтобы у нас на столе появился хлеб. О хлебе слагают стихи , песни, пословицы, загадывают загадки.

Например, Дж. Родари рассказал нам о том, что

  • У каждого дела запах особый.

В булочной пахнет хлебом и сдобой.


Пахнет кондитер орехом мускатным.


Рыхлой землей, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

II. ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Почему в народе говорят «хлеб всему голова»? Как вы понимаете эту пословицу?

Послушайте:

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает,

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, наточает?


Логопед вместе с детьми делает вывод.

2. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел?»

Логопед (вопрос) – дети (ответ).

- Откуда хлеб пришел? - Из магазина.

- А в магазин как попал? - Из пекарни.

- Что делают в пекарне? - Пекут хлеб.

- Из чего пекут хлеб? - Из муки.

- Из чего мука получилась? - Из зерна.

- Откуда зерно? - Из колоса.

- Откуда колос? - В поле вырос.

- Кто посеял пшеницу? - Колхозники.


? Вспомните, как одним словом называются люди, которые выращивают хлеб на полях.

Правильно, это хлеборобы.


3. Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

(Колос)

Логопед раздает детям по одному засушенному колоску. Дети рассматривают колоски и слушают маленький рассказ .


« ВСЕ ЗДЕСЬ ».

Надя с бабушкой пошли в поле.

Колосьев там видимо-невидимо.

И все немного усатые. Надя спросила:

    • Бабушка, а что тут растет?

    • Хлеб, внученька.

    • Хлеб? А булки где?

    • И булки здесь, внученька.

    • А баранки?

    • И баранки здесь.

    • А пряники?

    • И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где

пряники.

Я.Тайц.

? Почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду? Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что

не только хлеб растет в поле, но и каша . Активизируя мышление детей, логопед подводит их к выводу о том, что каша рисовая, гречневая, манная, овсяная, пшеничная тоже пришла к нам из поля.


4. Пальчиковая гимнастика «КАША»

Каша в поле росла, - дети «шевелят» пальцами как колосками,

К нам в тарелку пришла - пальчики «идут» по столу,

Всех друзей угостим, - указательным пальцем правой руки крутят

По тарелке дадим по ладошке левой,

Птичке-невеличке - загибают мизинец,

Воробью, синичке - безымянный и средний

Зайцу и матрешке - указательный и большой пальцы,

Всем дадим по ложке - раскрывают ладошку.


5. Отгадайте загадку:


Отгадать легко и быстро –

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб).


Подобрать родственные слова к слову хлеб.

Превратим односложное слово в 2-х и 3-х - сложные слова.

Дидактическая игра «Рассели слова по этажам».

- Как называется посуда, в которую кладут хлеб? - Хлебница.

Сколько слогов в этом слове? Правильно, три, Значит, слово поселим на третий этаж.

Аналогично работаем со словами хлебушек, хлебороб, хлебушко, хлебец.

Работаем со словом хлеб в контексте предложения.


  • Я знаю пословицу о ……… . (хлебе)

  • Мама купила свежий ………. .

  • Дети едят суп с ………. .

  • Вася пошел в булочную за ……. .

  • У нас дома нет……. .

  • Я не люблю есть без …… .


Подобрать к слову хлеб определения, которые сказали бы нам о том, какой он.

Дети дают ответ, а логопед подтверждает их загадкой из п. 5.


6. Логопед вывешивает на доске плакат с изображением колоса, мешка с мукой, хлебобулочными изделиями и предлагает детям самим сделать вывод

откуда хлеб пришел


ПОЛЕ МЕЛЬНИЦА ПЕКАРНЯ

КОЛОС МУКА ХЛЕБ

ХЛЕБОРОБ МЕЛЬНИК ПЕКАРЬ


Вывод: Хлеб пришел из поля.

? На какие геометрические формы похожи хлебобулочные изделия, изображенные на нашем плакате?


7. Логопед предлагает детям выложить у себя на партах колос и мельничку из палочек. Образец схематичного изображения вывешивается на доске. Затем дети заучивают наизусть

Мельница крыльями машет вдали,

Будет мука, чтобы хлеб испекли.


8. Физминутка «Золотая рожь».

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колосья шумят:

«Золотые руки растят».

Е.Серова

9. Отгадайте загадки

Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)



На шпагате кольца к чаю

В магазине покупаю. (Бублики).



  1. Послушайте четверостишие:


Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Я.Аким

? Как вы понимаете слово лелеют?

Логопед помогает детям понять семантику слова.


III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.


- Что мы сегодня узнали о хлебе? Откуда он к нам пришел? Так почему же хлеб всему голова?


Сегодня самые активные, самые сообразительные, самые внимательные будут кормить нашего «Обжору» не клубникой, как обычно, а вот чем:


Маленькое, сдобное, колечко съедобное,

Я одна его не съем,

По кусочку хватит всем. Так чем же? (Баранками)


Дети бросают баранки в игрушку, имитирующую «Обжору».




Использованная литература:

  1. А.Н.Корнев, «Нарушения чтения и письма у детей»,

Санкт-Петербург,2003г..

  1. А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина, «Как преодолеть трудности в обучении детей», Москва, 2000г.

  2. Н.В.Нищева, «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, 2003г..

5