СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие в 1 классе. Тема: Звуки В - Вь. Буква В.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие для 1 класса "Звуки В - Вь. Буква В". Лексическая тема "Новый год".

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие в 1 классе. Тема: Звуки В - Вь. Буква В.»

Логопедическое занятие в 1 классе.

Тема: Звуки В - Вь. Буква В.

Цели:

коррекционно - образовательные:

- учить детей давать характеристику звуков В, Вь в сравнительном плане;

- формировать навыки словоизменения и словообразования;

коррекционно - развивающие:

- учить дифференцировать звуки В, Вь в слогах, словах, предложениях и тексте;

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

- развивать дыхание и голос;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- учить координировать речь и движения;

- уточнять и расширять словарь;

коррекционно - воспитательная:

- воспитывать самоконтроль за речью, трудолюбие, коллективизм, гуманное отношение к деревьям.

Оборудование: картинки со звуками В, Вь, зеркала, тетради, цветные ручки, профили звуков, картинки девочки и мальчика или куклы, карточки, мешочек, искусственная елка, елочные игрушки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии которых есть звуки С, З из предыдущего занятия.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление.



Шел по лесу Дед Мороз,

Мимо кленов и берез,

Мимо просек, мимо пней,

Шел по лесу восемь дней.

Энергично шагают.

Шел и притомился,

Спокойно садятся на свой места.

К елочке зелёной прислонился.

Прислоняются к стенке стула.



2. Развитие общей моторики.



С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Дети стоят лицом в круг, кланяются.

Он из леса мимоходом

Ёлку нам уже принёс.

Идут по кругу, изображают, как несут елку на плече.

На верхушке выше веток

Поднимают руки вверх.

Загорелась как всегда,

Опускают руки.

Самым ярким, жарким светом

Пятикрылая звезда.

Снова поднимают руки и скрещивают их над головой.



3. Развитие мелкой моторики. "На ёлке."

Мы на ёлке веселились,

И плясали и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

Дал большу - у - щие пакеты,

В них же вкусные предметы,

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоки, один

Золотистый мандарин.

4. Массаж лица.

Принарядимся - ка к празднику!

Вытрем слезы,


Намыливаем лицо.

Смываем водичкой.

Нарумяним щечки.

Лоб


Глаза

Щеки

Подбородок


Шея

Растирающие движения.

Поглаживающие движения.

Кругообразные движения.

Гладим легкими движениями от середины лба к вискам.

Нарисуем очки.

Гладим от носа к ушам.

Движения вверх по щекам к вискам.

"Согреем шейку"(поглаживание).

Лицо щиплет нам мороз!

Пощиплем щечки.

5. Развитие мимических мышц.

- легко сомкнули веки;

- плотно сомкнули веки;

- закрыть правый глаз, затем левый;

- подмигнуть.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

- для челюсти: движение челюстью вправо - влево;

- для губ: в "трубочку" и расслабить; "улыбочка" и расслабить; пошлепать губами;

- для языка: "маляр" (широким кончиком языка "красим" твердое небо вперед - назад); "качели".

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

- Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).

- Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.

ауио_____

ауио___________

ауио___________________

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

- К нам в гости пришли Витя и Варя, потому что в их именах есть звуки Вь и В, с которыми мы сегодня познакомимся.

- Откройте тетради, запишите число и тему занятия.

2. Акустико - артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков В, Вь хором, индивидуально. Характеристика звуков с подключением различных видов контроля (зеркало, профиль звуков).

- Звук В - согласный, твёрдый, звонкий, губно - зубной.

- Звук Вь - согласный, мягкий, звонкий, губно - зубной.

3. Развитие фонематического слуха.

Игра "Чудесный мешочек"

Дети берут из мешочка предметную картинку, называют ее и определяют местоположение звуков В, Вь в слове.

4. Связь звуков и букв.

Палочка,

Рядом две ровные дужки-

Вот и готовы

Очки...для лягушки.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

а) в слогах:

- Игра "Скажи наоборот".

- Я называю слоги со звуком В, а вы слоги со звуком Вь.

Например: ва - вя, вы - ви, во - вё, вэ - ве, ву - вю.

б) в словах:

- Игра "Доскажи слово". В конце слова слог ВА, в начале слова слог ВЕ.

Коро ...(ва), со ...(ва), дро ...(ва), крапи ...(ва).

(Ве) ...тер, (ве) ...нок, (ве)... точка.

- Звуковой анализ слов Витя, Варя. Запись слов в тетрадь, выкладывание схемы на доске и обозначение цветными ручками в тетрадях.

- Игра "Подарки". К нам в гости пришли Витя и Варя, а так как скоро Новый год, то надо обязательно подарить им подарки: Варе - картинки со звуком В, а Вите - картинки со звуком Вь" (работа по карточкам).

- Игра "Дом, замок, избушка".

Поселить слова в зависимости от количества слогов. Слова со звуками В, Вь.

в) в предложениях:

- Дополни предложение.

На елке горит ... (звезда).

- В каком слове есть звук В?

- Звезда.

- Деление предложения на слова. Запись графической схемы в тетрадях.

- Сколько в предложении слов?

- 4.

- Схема:



- Почему первое слово обозначили уголочком?

- Потому что это начало предложения.

- В конце предложения какой знак ставим?

- Точку.

- Назовите самое маленькое слово в этом предложении.

- Первое слово "на".

г) в текстах:

- Работа со стихотворением.



Говорит великан великану:

- Головой я до неба достану!

Великану в ответ великан:

Выпивать я могу океан!



- Найдите в этом стихотворении слова со звуками В и Вь.

- Великан, ответ - слова со звуком Вь.

- Говорит, головой, выпивать - слова со звуком В.

IV. Физкультминутка. Выполнение действий по тексту. Проводиться вокруг елки.

Эй, ребята, не ленитесь!

На зарядку становитесь!

Справа друг и слева друг!

Вместе все в весёлый круг!

Под весёлые напевы

Повернемся вправо, влево.

Покружились, потолкались.

Повернулись...

Разбежались!!!

V. Упражнения по развитию лексико - грамматической стороны речи.

Игра "Чем мы украсим елочку?"

- Ребята, скоро наступит какой праздник?

- Новый год.

- Кто знает, год какого зверя наступает?

- Тигра.

- На Новый год все украшают елочку. Елочку можно самим рубить в лесу?

- Нет.

- Почему?

- Потому что, так мы губим лес. Для того чтобы выросла маленькая елочка нужно очень много времени.

- А где можно купить елочку?

- В питомнике. Там специально выращивают елочки к Новому году, а потом продают. Или можно наряжать искусственную елочку.

- Мы тоже сегодня на занятии будем украшать елочку гирляндой, игрушками, дождиком, мишурой.

Закрепление употребления существительных в творительном падеже. Дети украшают елочку и комментируют свои действия: "Я украшаю елочку шарами. Я украшаю елочку дождиком. Я украшаю елочку снежинками. Я украшаю елочку звездочками. Я украшаю елочку гирляндами" и т.д.

VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.

- Дайте характеристику звукам В, Вь.

- Чем мы сегодня украшали елочку?

- Мишурой, гирляндами, шарами, снежинками, дождиком.