Логопедическое занятие в 1 классе.
Тема: Звуки В - Вь. Буква В.
Цели:
коррекционно - образовательные:
- учить детей давать характеристику звуков В, Вь в сравнительном плане;
- формировать навыки словоизменения и словообразования;
коррекционно - развивающие:
- учить дифференцировать звуки В, Вь в слогах, словах, предложениях и тексте;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- развивать дыхание и голос;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- учить координировать речь и движения;
- уточнять и расширять словарь;
коррекционно - воспитательная:
- воспитывать самоконтроль за речью, трудолюбие, коллективизм, гуманное отношение к деревьям.
Оборудование: картинки со звуками В, Вь, зеркала, тетради, цветные ручки, профили звуков, картинки девочки и мальчика или куклы, карточки, мешочек, искусственная елка, елочные игрушки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии которых есть звуки С, З из предыдущего занятия.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.
Шел по лесу Дед Мороз, Мимо кленов и берез, Мимо просек, мимо пней, Шел по лесу восемь дней. | Энергично шагают. |
Шел и притомился, | Спокойно садятся на свой места. |
К елочке зелёной прислонился. | Прислоняются к стенке стула. |
2. Развитие общей моторики.
С Новым годом! С Новым годом! Здравствуй, Дедушка Мороз! | Дети стоят лицом в круг, кланяются. |
Он из леса мимоходом Ёлку нам уже принёс. | Идут по кругу, изображают, как несут елку на плече. |
На верхушке выше веток | Поднимают руки вверх. |
Загорелась как всегда, | Опускают руки. |
Самым ярким, жарким светом Пятикрылая звезда. | Снова поднимают руки и скрещивают их над головой. |
3. Развитие мелкой моторики. "На ёлке."
Мы на ёлке веселились,
И плясали и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс.
Дал большу - у - щие пакеты,
В них же вкусные предметы,
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоки, один
Золотистый мандарин.
4. Массаж лица.
Принарядимся - ка к празднику! Вытрем слезы, | |
Намыливаем лицо. Смываем водичкой. Нарумяним щечки. Лоб Глаза Щеки Подбородок Шея | Растирающие движения. Поглаживающие движения. Кругообразные движения. Гладим легкими движениями от середины лба к вискам. Нарисуем очки. Гладим от носа к ушам. Движения вверх по щекам к вискам. "Согреем шейку"(поглаживание). |
Лицо щиплет нам мороз! | Пощиплем щечки. |
5. Развитие мимических мышц.
- легко сомкнули веки;
- плотно сомкнули веки;
- закрыть правый глаз, затем левый;
- подмигнуть.
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
- для челюсти: движение челюстью вправо - влево;
- для губ: в "трубочку" и расслабить; "улыбочка" и расслабить; пошлепать губами;
- для языка: "маляр" (широким кончиком языка "красим" твердое небо вперед - назад); "качели".
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
- Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).
- Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
ауио_____
ауио___________
ауио___________________
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
- К нам в гости пришли Витя и Варя, потому что в их именах есть звуки Вь и В, с которыми мы сегодня познакомимся.
- Откройте тетради, запишите число и тему занятия.
2. Акустико - артикуляционный образ звуков.
Произнесение звуков В, Вь хором, индивидуально. Характеристика звуков с подключением различных видов контроля (зеркало, профиль звуков).
- Звук В - согласный, твёрдый, звонкий, губно - зубной.
- Звук Вь - согласный, мягкий, звонкий, губно - зубной.
3. Развитие фонематического слуха.
Игра "Чудесный мешочек"
Дети берут из мешочка предметную картинку, называют ее и определяют местоположение звуков В, Вь в слове.
4. Связь звуков и букв.
Палочка,
Рядом две ровные дужки-
Вот и готовы
Очки...для лягушки.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
а) в слогах:
- Игра "Скажи наоборот".
- Я называю слоги со звуком В, а вы слоги со звуком Вь.
Например: ва - вя, вы - ви, во - вё, вэ - ве, ву - вю.
б) в словах:
- Игра "Доскажи слово". В конце слова слог ВА, в начале слова слог ВЕ.
Коро ...(ва), со ...(ва), дро ...(ва), крапи ...(ва).
(Ве) ...тер, (ве) ...нок, (ве)... точка.
- Звуковой анализ слов Витя, Варя. Запись слов в тетрадь, выкладывание схемы на доске и обозначение цветными ручками в тетрадях.
- Игра "Подарки". К нам в гости пришли Витя и Варя, а так как скоро Новый год, то надо обязательно подарить им подарки: Варе - картинки со звуком В, а Вите - картинки со звуком Вь" (работа по карточкам).
- Игра "Дом, замок, избушка".
Поселить слова в зависимости от количества слогов. Слова со звуками В, Вь.
в) в предложениях:
- Дополни предложение.
На елке горит ... (звезда).
- В каком слове есть звук В?
- Звезда.
- Деление предложения на слова. Запись графической схемы в тетрадях.
- Сколько в предложении слов?
- 4.





- Схема:
- Почему первое слово обозначили уголочком?
- Потому что это начало предложения.
- В конце предложения какой знак ставим?
- Точку.
- Назовите самое маленькое слово в этом предложении.
- Первое слово "на".
г) в текстах:
- Работа со стихотворением.
Говорит великан великану:
- Головой я до неба достану!
Великану в ответ великан:
Выпивать я могу океан!
- Найдите в этом стихотворении слова со звуками В и Вь.
- Великан, ответ - слова со звуком Вь.
- Говорит, головой, выпивать - слова со звуком В.
IV. Физкультминутка. Выполнение действий по тексту. Проводиться вокруг елки.
Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа друг и слева друг!
Вместе все в весёлый круг!
Под весёлые напевы
Повернемся вправо, влево.
Покружились, потолкались.
Повернулись...
Разбежались!!!
V. Упражнения по развитию лексико - грамматической стороны речи.
Игра "Чем мы украсим елочку?"
- Ребята, скоро наступит какой праздник?
- Новый год.
- Кто знает, год какого зверя наступает?
- Тигра.
- На Новый год все украшают елочку. Елочку можно самим рубить в лесу?
- Нет.
- Почему?
- Потому что, так мы губим лес. Для того чтобы выросла маленькая елочка нужно очень много времени.
- А где можно купить елочку?
- В питомнике. Там специально выращивают елочки к Новому году, а потом продают. Или можно наряжать искусственную елочку.
- Мы тоже сегодня на занятии будем украшать елочку гирляндой, игрушками, дождиком, мишурой.
Закрепление употребления существительных в творительном падеже. Дети украшают елочку и комментируют свои действия: "Я украшаю елочку шарами. Я украшаю елочку дождиком. Я украшаю елочку снежинками. Я украшаю елочку звездочками. Я украшаю елочку гирляндами" и т.д.
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
- Дайте характеристику звукам В, Вь.
- Чем мы сегодня украшали елочку?
- Мишурой, гирляндами, шарами, снежинками, дождиком.