СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логика. Определение понятий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать на уроках логики или на внеурочных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Логика. Определение понятий.»

Конспект урока логики

в 4-ом классе

Тема: Определение понятий

Цель: на основе знаний, полученных по теме «Понятие», сформулировать основные правила конструирования определений, формировать доказательную, точную, логически верную монологическую речь учащихся, умение применять полученные знания в процессе обучения; воспитывать целеустремленность в работе, терпимость к другим точкам зрения.

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Тест по ранее изученному материалу (перед началом выполнения теста учитель с детьми договаривается о времени работы и о нормах оценивания)

3. Актуализация изученного материала

На экране появляется данный слайд. Учитель предлагает детям на основании данных суждений выполнить умозаключение. (Возникает проблемная ситуация: умозаключение получить нельзя, т.к. понятие «мышь компьютерная» и «мышь» не тождественны.)

Учащиеся делают вывод о том, что каждое понятие должно иметь четкое определение.

4. Целеполагание

- Попробуем сформулировать тему и цель нашего урока.

(учащиеся самостоятельно формулируют тему и определяют цели урока)




На экране появляется слайд





5. Изучение нового материала


На экране появляется данный слайд.

- На какие две части разбивается данное определение понятия «квадрат»?

(Учащиеся самостоятельно приходят к выводу о том, что определение разбивается на две части: 1.определяемое, 2. определяющее)



На следующем слайде между определяемой и определяющей частями появляется знак равно.

- Ребята, как вы думаете, какую роль на нашей схеме будет выполнять знак равно?

(учащиеся путем рассуждений приходят к выводу о том, что определяемая и определяющая части по объему должны быть равны)

- В логике это называется «соразмерность».

- Попробуем объяснить, почему выбрано именно это слово.

(учащиеся наблюдают за смысловой ролью корня и приставок этого слова)



- Если мы внимательно рассмотрим определяющую часть, то увидим, что в ней можно выделить два компонента. Какие?

(учащиеся выделяют широкое (родовое) понятие «прямоугольник» и узкие (видовые) отличия «все стороны равны»)





На основе сделанных ранее выводов учащимися строится конструкция определения, которая затем появляется на слайде.









Выключение проектора

Физкультминутка (комплекс упражнений для снятия зрительного утомления)



- Часто в построении определений допускаются ошибки. Перед вами определение с ошибкой. Попробуем найти ее.

( учащиеся делают вывод о том, что в данном определении отсутствует родовое понятие и придумывают пиктограмму к данному виду ошибок)



На слайде добавляется информация.













Аналогичная работа проводится по следующим видам ошибок в построении определений.







































Физкультминутка (комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения)

Открытая детьми информация собирается в единую схему.

- Перед нами определение. Проверим правильность его составления. (учащиеся находят в данном определении все ошибки)

6. Закрепление нового материала

Далее следует групповая работа. Каждой группе необходимо составить одно определение понятия. Учащиеся анализируют правильность составления понятий.







Каждому ученику выдается лист «блок-конспект» урока. В нем присутствует только графическая информация, отсутствует текстовая. Учащиеся самостоятельно заполняют блок-конспект.



На экране появляется слайд с заполненной схемой. Учащиеся проверяют правильность заполнения блок-конспекта.







7. Итог урока

- Что нового мы узнали на уроке?

- Достигли ли мы целей нашего урока?

- Как вы оцениваете свою работу?

8. Домашнее задание













В подготовке данного урока была использована следующая литература:

  1. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: управленческий и методический аспекты / С.Г. Воровщиков, Е. В. Орлова, Г.П. Каюда, Н.В. Гладик. – М.: 5 за знания, 2009.

  2. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников: Ч.1. – М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.

  3. Гин С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита – Пресс, 2001г.

  4. К. Чуковский, Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: - От двух до пяти, М., Терра - Книжный клуб, 2001