Информационная логистика
- Информационная логистика изучает построение и функционирование информационных систем, обеспечивающих функционирование логистических систем.
Цель информационной логистики является наличие:
- нужной информации (для управления материальным потоком);
- в нужном месте;
- в нужное время;
- необходимого содержания (для лица принимающего решение);
- с минимальными затратами.
Основные задачи информационной логистики
- планирование логистических потребностей;
- анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков;
- управленческий контроль логистических процессов;
- интеграция участников логистической цепочки.
— это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.
может существовать в виде бумажных и электронных документов
Виды информационных потоков
- в зависимости от вида связываемых потоком систем — горизонтальный и вертикальный ;
- в зависимости от места прохождения — внешний и внутренний ;
- в зависимости от направления по отношению к логистической системе — входной и выходной ;
- в зависимости от вида носителя информации — бумажные, электронные, смешанные ;
- в зависимости от плотности — малоинтенсивные (до :1 Мбит/с), среднеинтенсивные (1—2 Мбит/с), высокоинтенсивные (свыше 2 Мбит/с);
- в зависимости от периодичности — регулярные, оперативные, случайные.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него.
Информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
♦ опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
♦ опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
♦ одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
♦ вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения
Информационный поток характеризуется следующими показателями:
- источник возникновения;
- направление движения потока;
- скорость передачи и приема;
- интенсивность потока и др.
Управлять информационным потоком можно:
- изменяя направление потока;
- ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
- ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Информационный поток измеряется количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени (бит, байт).
В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:
♦ количеством обрабатываемых или передаваемых документов;
♦ суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.
Информационная система состоит из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладает некоторой совокупностью интегративных качеств.
Составными частями информационных логистических систем являются различные виды обеспечения:
- техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
- информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
- математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач.
Виды информационных систем в логистике
На уровне отдельного предприятия информационные системы подразделяют на три группы:
- плановые;
- диспозитивные (или диспетчерские);
- исполнительные (или оперативные).
Плановые информационные системы
Создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера.
Решают следующие задачи:
♦ создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
♦ управление условно-постоянными, т. е. мало изменяющимися данными;
♦ планирование производства;
♦ общее управление запасами;
♦ управление резервами и другие задачи
Диспозитивные информационные системы
Создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем.
Решают следующие задачи:
♦ детальное управление запасами (местами складирования);
♦ распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
♦ отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные информационные системы
Создаются на уровне административного или оперативного управления
Решают задачи , связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.
Экономическая выгода от внедрения логистических информационных систем
♦ сокращение времени прохождения процесса;
♦ снижение запасов в результате снижения рисков;
♦ рациональное использование ресурсов;
♦ повышение качества логистического процесса;
♦ сокращение потребления бумаги;
♦ сокращение ошибок;
♦ сокращение затрат на актуализацию данных.