СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [с], [з], [с'], [з'] и букв С-З".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие для обучающихся 2 класса (нарушение чтения и письма, обусловленные ФФН) c презентацией. Тема: "Дифференциация звуков [с], [з], [с], [з] и букв С-З". 

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [с], [з], [с'], [з'] и букв С-З".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»

города Рыльска Курской области


















Открытое логопедическое занятие

Тема: «Дифференциация звуков [с], [з], [с'], [з'] и букв С – З».








Барановская Е.С.,

учитель-логопед

первой квалификационной

категории
















2014-2015 учебный год

Тема: Дифференциация звуков [с], [з], [с'], [з'] и букв С - З.

Класс: 2 класс (нарушение чтения и письма, обусловленные ФФН)

Цель: Активизировать знания о звуках [с-с’], [з-з’], буквах С-З; учить различать данные звуки и буквы в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний об артикуляторных и акустических особенностях звуков [с], [с'], [з], [з']; закрепление зрительного образа букв "с", "з".

Коррекционно-развивающие: развитие артикуляторной моторики; закрепление правильного произношения звуков [с], [с'], [з], [з']; развитие слухоречевого восприятия звукового анализа; активизация и обогащение словаря детей словами насыщенными звуками и буквами занятия; развитие мышления.

Воспитательные: формирование навыков совместной деятельности, самоконтроля, анализа собственной деятельности; воспитание любви к сказкам.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация по теме занятия; цветные мелки; схема и карточки для характеристики звука; символы согласных и гласных звуков; дидактические карточки с речевым материалом и предметными картинками; картинки героев сказки «Снежная королева»; тетради, ручки; цветные фишки по количеству обучающихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Речевой материал

Примечание

  1. Самоопределение к деятельности. (Коммуникативные, регулятивные УУД).

- Утром солнышко проснулось

Нам ребята, улыбнулось,

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

-Вы почувствовали тепло зимнего солнышка?

- Подарите это тепло своему соседу и гостям. Пусть сегодня благоприятствует теплая дружеская атмосфера. А мы продолжим наше путешествие в удивительную страну звуков.


Учитель-логопед привлекает внимание детей, приветствует их.

Слайд 1.








Слайд 2.




  1. Актуализация знаний.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные, логические УУД)






а) Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Снежинки».


- Посмотрите на экран. Кто это?

Логопед:

- Произошло большое несчастье! Снежная Королева заколдовала мальчика Кая и увезла в своё снежное царство. И маленькая Герда отправилась на поиски своего названного брата.

- Ребята, чтобы помочь Герде попасть в замок Снежной королевы, нам предстоит пройти трудный и долгий путь. Вы не боитесь трудностей? Тогда в путь! Закройте глаза, чтобы попасть в сказку.

- Разыгралась метель, подул холодный ветер. Зимняя сказка принесла с собой множество кружевных снежинок. Какие зимой снежинки?

- Заставим эти снежинки кружится.

- А теперь отправляемся в путь к Снежной Королеве.


Слайд 3.

На экране появляется Герда из сказки Г.Х. Андерсана «Снежная королева».







Упражнение повторить 3-5 раз.


III. Постановка учебной задачи.

а) Целеполагание.

(Коммуникативные, познавательные, логические УУД)



б) Определение темы занятия. Сравнение звуков, соотнесение с символами, буквами. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные,логические УУД)



- Белая звездочка с неба упала

Мне на ладошку, но не пропала,

А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на занятии.

- Какие желания вы бы хотели исполнить на нашем занятии? Выберите желания, которые подходят к нашему занятию?

-Это наши желания. А каковы наши возможности? Можем ли сразу выполнить свои желания и почему? (Не знаем тему занятия).

Логопед:

- Послушайте загадки:

1.Всё лето стояли, зимы ожидали,
Дождались поры - помчались с горы. (Сани.)

2. На кормушку к нам зимой,
Прилетает птица,
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая (Синица).

3. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубка серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц.)

4.Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима.)

Логопед:

- Выделите первый звук в названиях предметов: сани, синица; заяц, зима. Чем звуки обозначаются на письме?

- А какой буквой на письме обозначаются звуки [с-с’]? Какой буквой на письме обозначаются звуки [з-з’]?

Ученик:

- Звуки на письме обозначаются буквами С и З.

Логопед:

- Вы догадались, с какими звуками мы будем работать? А с какими буквами?

- Ребята, предположите, как сегодня будет звучать тема нашего занятия?

Ученик:

- Звуки [с-с’], [з-з’], буквы С – З.

- Какие парные согласные вы научились различать?

Логопед:

- Правильно, сегодня на занятии вы будете сравнивать, различать парные согласные звуки [с-с’] и [з-з’] и буквы С и З между собой, находить их сходства и отличия.

- Какова наша цель?

- Научиться безошибочно, определять звуки [з-з’], [с-с’] в слогах, словах, предложениях и правильно записывать их.

- Произнесите звуки, наблюдая за собой в зеркало. Обратите внимание на положение губ.

- Что вы скажите об этих звуках? Дайте характеристику звукам.

- Что общего у этих звуков?

- Чем отличается один звук от другого?


Слайд 4.







Слайд 5.





Слайд 6.






















Учитель-логопед называет предметы, выделяя голосом первый звук в слове.







Слайд 7.











Обучающиеся отвечают на вопросы, дают характеристику каждому звуку. Делают вывод: звуки [с], [с’] - согласный, глухой, твердый (мягкий); звуки [з], [з’] - согласный, звонкий, твердый (мягкий).

Слайд 8.

Слайд 9.

IV.Пальчиковая гимнастика. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД).


Логопед:

- Друзья, продолжим наше путешествие. Посмотрите вокруг: мы в чудесном саду – здесь лето продолжается круглый год. А сколько цветов вокруг!
Наши красные цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.

Слайд 10.

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

V. Работа по теме занятия

1) Дидактическая игра «Найди буквы». (Регулятивные, коммуникативные, познавательные, логические УУД)























2) Игра «Непослушные звуки».




- А вот и сама хозяйка прекрасного сада.
- Садовница приготовила вам карточки с заданиями, выполнив которые мы сможем продолжить наше путешествие.

Логопед:

-Рассмотрите их. Какое задание содержит эта карточка?

Ученик:

- Среди разных букв найти буквы С и З.

Логопед:

-Нужно не только правильно произносить звуки [с], [с’], [з], [з’], а также правильно писать буквы, которыми они обозначаются на письме.

- Вспомните стихотворение про букву «С»:

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?
-Буква «С» похожа на месяц.

-Посмотрите на букву «З» и послушайте про нее стихотворение И. Блюмкина:
Буква «З» как змея извивается,
Потому буквой «З» называется.

-Чем отличается буква от звука?
-Букву мы видим и пишем.

В тетрадях запишите дату, день недели.

Логопед:

- Запишите в тетрадь заглавных и строчных букв столько, сколько их в карточке.

-Ребята, Садовница сейчас проверит, как хорошо слышат ваши уши, как вы умеете читать. Прочитайте слог на том горшочке, на который сядет бабочка.

Слайд 11.

На экране появляется Садовница




















Слайд 12 .


Слайд 13.









Слайд 14.


VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1) Дидактическая игра «Закодируй слова». (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД).

2)Гимнастика для глаз.

(Регулятивные УУД).

3) Дидактическая игра «Чудесная шкатулка». (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД).




















Физминутка.

(Регулятивные, коммуникативные УУД).

4)Д/игра «Измени слово».

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД).




















5)Д/игра «Подбери по смыслу».

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД).








6) Д/игра «Доскажи слово». (Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД).


- Выполните звукобуквенный анализ слов: ваза, зебра, сито, осы.

- Все ли согласны с товарищем? Кто думает по-другому? Докажите свой выбор!

Логопед:

- Молодцы, ребята! Вы быстро и правильно справились с заданием. Садовница осталась очень довольной! А нас, друзья, ждут новые испытания!









Логопед:

-Подойдите к столу. Принц и принцесса дарит вам шкатулку, в ней спрятаны картинки. А какие, вы сейчас узнаете. Вам нужно разбить их на группы. Как мы это сделаем?

Картинки: сок, сумка, коляска, автобус, кактус; лось, семь, беседка, гусеница; зонт, заколка; пазлы; зефир; зеркало, корзина, газета.

Логопед:

- Как можно распределить слова внутри каждой группы, объединенной одним общим звуком? Ученик:

- По месту расположения звука в слове.

















-Молодцы! Нам удалось удивить принца и принцессу! Мне, кажется, нас ждёт новая встреча!
Логопед:

-Ребята, да это же Маленькая Разбойница. Друзья, мы сможем продолжить наше путешествие только после того, как выполним еще одно трудное, но интересное задание.

-Поиграем со словами. Самостоятельно измените одну букву и получится новое слово. Запишите слова в тетрадь.

Коса – коза

Роса – роза

Слой – злой.

Логопед:

- Что получилось? Прочитайте вслух слова парами. Какие слова вызвали у вас трудности? Почему? Чем эти слова похожи, а чем – отличаются? Устно составьте словосочетания только с теми словами, которые вы изменили.


Обучающийся:

- Коза белая (упрямая, молодая…), роза садовая (колючая, красная…), злой мороз (волк, ветер…).
Логопед:

-Откройте тетради, запишите эти слова в тетради.   Подчеркните в словах букву «с» - одной чертой, а «з» – двумя чертами.

-Возьмите карточку с номером 2. На ней записаны слова с пропущенными буквами «з» и «с».

Зимняя ли.а

Морозный .пячка

Пушистая во.дух

-Вставьте пропущенные буквы. Составьте и запишите словосочетания, используя данные слова.

-Прочитайте. Назовите слова со звуком [з].

-А есть слово со звуком [с]? Со звуком [з’]? …[с’] .

-А теперь снова в путь!
Логопед:

-Как стало холодно! Руки озябли. Ребята, да мы пришли к Королевству.
А вот и сама Снежная королева.

Логопед:

- Снежная Королева заколдовала все вокруг замка. Чтобы снять волшебные чары, нужно выполнить задание. Ребята давайте покажем ей, как мы умеем справляться с трудностями.

Зимой стоят сильные …(морозы).

Землю покрыл пушистый …(снег).

- Как вы будете действовать?

Закончите предложения, вставляя подходящее по смыслу слово, в котором есть буква с или з. 













Слайд 15.






На экране появляется принц с принцессой.




Ученики работают в группах, самостоятельно разбирают картинки на две группы: 1 – со звуками [с], [с’]; 2 - [з], [з’].

Слайд 16.

Ученики объясняют свой выбор, уточняя, где находятся данные звуки: в начале, середине, конце слова. Расставляют картинки на наборном полотне.

Дети выполняют соответствующие движения.





Слайд 17.




Обучающиеся выполняют работу в тетради.







































Слайд 18.



Работа в парах.

Слайд 19.

При  ответе один обучающийся зачитывает правильное предложение, другой проверяет. Встреча Герды с Каем.

Слайд 20.

VII. Рефлексия деятельности. (Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД).


Логопед:

- С благополучным возвращением! Мы прошли долгий путь. С какими трудностями вы столкнулись на пути? Какое задание вам понравилось? Чему вы научились сами и научили сказочных героев?

Обучающийся:

- Мы научили героев сказки сравнивать, находить сходства и отличие согласных звуков [с-с’], [з-з’], букв С и З, отличать звук от буквы.

Логопед:

- Ребята, зимняя сказка оставила нам много кружевных снежинок, и я предлагаю украсить ими открытку (оценить свою работу на занятии).

- Вы молодцы! Спасибо вам за отличную работу на занятии.




















Слайд 21.

























Список используемой литературы

  1. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. М.: «Вако», 2004 г.

3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. С.-П., «Союз», 2004 г.

4. Исаева С.А. Методика «Организации переменок и динамических пауз в начальной школе. Москва «Айрис-пресс», 2004 г.

5. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «Каро», 2004 г.

6. Волкова Г.А.Серия коррекционной педагогики. Логопедическая ритмика. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003 г.