ЛОВУШКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Нина и Заряна Некрасовы авторы книги «Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти» предлагают отбросить стереотипы и начать наконец жить счастливой жизнью, наслаждаясь общением со своими детьми. В пользу их метода говорит опыт, ведь Нина и Заряна – мама и дочь, так что могут проанализировать взгляды с обеих сторон баррикад.
Авторы описывают основные ловушки, которые заставляют родителей действовать под влиянием стереотипов, то есть неэффективно.
Ловушка 1: Терпение закончилось
Виноват не ребенок. У вас ровно столько терпения, сколько вы веделили себе на восприятие определенного действия. Если вам его не хватило, значит, вы недооценили ситуацию. Не верите? Сравните.
Допустим, вы не можете уложить ребенка спать в течение часа и ваше терпение иссякло. Представили? А теперь представьте себе, что он заболел и вы вынуждены носить его на руках, следить за его состоянием сутки. Во втором случае вам понадобится гораздо больше терпения. Просто во время болезни ребенка вы не устанавливаете предел своего терпения, не ожидаете от него прекращения болезни ради того, чтобы дать вам отдохнуть. Отсюда вывод: важно не устанавливать рамок и ожиданий, уметь видеть комическое в раздражающем, помнить, что ребенок в любом случае хороший и любимый, даже если поступок — плохой.
Ловушка 2: Опасные фразы
Формулируйте фразы таким образом, чтобы минимизировать негативный эмоциональный окрас. Не «Как ты надоел со своими играми!», а «Давай сначала сделаем уроки, а потом будешь играть». Негативно окрашенные фразы способны поселить в душе ребенка сомнения в своей ценности и в том, что его любят. Со всеми вытекающими.
Ловушка 3: Провокация обмана
Дети лгут тогда, когда мы не принимаем их правду, когда ставим их в ситуацию, вынуждающую изворачиваться и сочинять небылицы. Кроме того, дети хорошо чувствуют ложь взрослых и берут пример. Дети честны с близкими только тогда, когда доверяют, не боятся их осуждения, унижения, а также знают, что в любом случае будут поняты и найдут поддержку.
Возможные признаки того, что ребенок врет, помогут понять, что во взаимоотношениях с ребенком не все гладко. Если маленький человек старается не смотреть вам в глаза, прикладывает руку к губам, трет глаза, виски, ухо, шею или подбородок, покашливает, держит руки в карманах, у вас есть повод насторожиться.
Ловушка 4: Неуважение к занятиям ребенка
У многих родителей принято считать детские занятиями развлечениями, которые запросто можно прервать. Таким образом родители проявляют неуважение к малышу (что влияет на самооценку) и гасим его инициативу. Во-вторых, чрезмерная активность родителей, которые стремятся развивать своих детей каждую свободную минуту, может привести к тому, что ребенок отучится думать сам, «поглощая» информацию, предоставляемую родителями. Лучше не поучать ребенка, а побуждать что-то сделать, это и эффективней, и не вызывает желания противоречить. Прежде, чем помочь в чем-то ребенку, выдержите паузу. Если не справляется, постарайтесь наводящими вопросами и ассоциациями подвести его к правильному решению, но не предлагать готовый вариант. Предлагайте варианты игр, но выбор пускай будет за ребенком.
Ловушка 5: Страх на всякий случай
Все родители так или иначе испытывают иррациональный страх за своего ребенка. Если этот страх не контролировать, он постоянно вытесняет любовь и ребенок из источника радости превращается в источник постоянного беспокойства. В своем стремлении опекать, контролировать и учить, родители лишают детей возможности развиваться естественным образом, проявлять инициативу, вовремя осваивать навыки, чувствовать себя самостоятельной личностью. На самом деле, лучший способ защитить ребенка от опасностей – это привить ему соответствующие навыки. Во-первых, подавайте пример. Во-вторых, используйте ситуации на улице, сцены в кино и мультиках для того, чтобы ненавязчиво подчеркнуть важность соблюдения определенных правил для сохранения своей безопасности. Если повода поговорить нет, создайте повод в игре или в сказке. В-третьих, не разрешайте незнакомцам брать ребенка на руки, и уж тем более не заставляйте детей идти на руки к чужим людям. Потом будет сложно объяснить, что незнакомые люди могут предствалять опасность. Для хорошей запоминаемости материала соблюдайте несколько условий: не морализаторствуйте, дозируйте информацию, преподносите информацию разными способами, повторяйте и закрепляйте, проверяйте, хорошо ли усвоен материал. От опасностей мира вашего ребенка обезопасит не постоянный контроль, а опыт, который он получит под вашим чутким руководством).
Если вы увидели свою ситуацию в одной или нескольких из вышеописанных ловушек, лучшее, что вы можете сделать – осознанно подойти к вопросу и методично искоренять недостаток. На борьбу с вредной привычкой уходит 20 дней. Чтобы продержаться этот срок, развесьте по дому напоминалки, посвятите близких в свои планы и попросите их критиковать вас каждый раз, когда вы отклонитесь от выбранного пути, обсуждайте этот вопрос с подругами, ведите дневник, сделайте «узелок на память». Помните, что в конце этого пути вы узнаете на собственном примере, как воспитывать ребенка без крика.