Конспект классного часа
Класс, возраст воспитанников: 4 класс.
Организационная форма мероприятия: Путешествие.
Тема (название) мероприятия: «Нравственная беседа. Ложь, последствия обмана»
Цель: Создать условия для расширения знаний у учащихся о понятиях правда и ложь
Задачи:
1.Образовательная: показать значимость честности; выяснить, каковы могут быть последствия лжи для человека, говорящего неправду;
2. Развивающая: совершенствовать навыки культуры общения, развивать у учащихся мышление, речь, память, внимание;
3. Воспитывающая: воспитывать такие нравственные качества личности, как честность, порядочность и справедливость.
Ожидаемые результаты:
личностные УУД:
- сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей;
- воспитывать нравственные качества личности такие как: честность, справедливость;
регулятивные УУД:
- рассуждать на тему ложь, правда, последствия обмана;
- сформировать умения определять и формировать тему и цель урока;
познавательные УУД:
- научиться различать понятия правда и ложь;
- строить речевое высказывание в устной форме;
коммуникативные УУД:
- научиться внимательно слушать и понимать других;
- научиться строить ответ в соответствии с поставленными вопросами;
- научиться формулировать своё мнение, свою позицию;
Оборудование, оформление и реквизит: презентация, видеофрагменты, раздаточный материал, волшебный цветок.
Ход мероприятия.
Этап мероприятия, время | Деятельность классного руководителя | Деятельность учащихся |
1.Организационное начало | -Здравствуйте, наши друзья! Снова вместе вы и я. Вы настройтесь на работу И послушайте меня. Дам сейчас я вам заданье, Чтобы цель определить И в течение занятия Все задачи нам раскрыть. | Приветствуют учителя |
2. Определение темы мероприятия | -Чтобы определить тему нашего занятия предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Пиноккио». Дети, кто знает, кто такой Пиноккио? - Посмотрите и ответьте на вопрос «Что случилось с Пиноккио и почему?» (Просмотр фрагмента мультфильма) - Ложь это положительное или отрицательное качество? - А есть ли противоположное понятие лжи? - Теперь скажите, о чем мы с вами будем говорить? -Мы сегодня с вами будем говорить о правде и лжи. | Отвечают на вопросы Просмотр мультфильма |
2. Основная часть Задание от феи. Словарная работа 3. Физкультминутка От совести 4. Работа с пословицами. 5. | -На свете так бывает, Порой не разберешь: С тобою правда рядом Иль вкрадчивая ложь. Как в этом разобраться? Как научиться жить, Чтоб только с правдой рядом, А с ложью не дружить? - Вот и Пиноккио просит нас помочь ему разобраться. - Поможем? - Отправимся вместе с Пиноккио в поисках Правды. -В помощь Фея дала нам вопросы-подсказки, чтобы Пиноккио ничего не забыл. Но так как он в школу не ходил Пинокио все перепутал. Все слова в предложениях слились. Нужно слова разделить, чтобы узнать какие вопросы-подсказки дала Фея. (у каждого на парте) Что такое правда ? Что такое ложь? Почему люди лгут? Как ложь влияет на человека ? - Вот на эти вопросы мы и попробуем ответить в нашем путешествии «В поисках Правды». Дейтвительно это так Сегодня два понятия Подробно разберем, Правда и неправда Мы в жизни их зовем Лис и Кот нам задали следующие задание. - Попробуем дать определение этим понятиям. - На ваших столах набор слов. Обсудите в парах и подберите к каждому понятию «правда» и «ложь», близкие по значению слова. правда ложь истина неправда действительность обман честность вранье справедливость -Что у вас получилось? Встретились ли непонятные, незнакомые слова? - Попробуйте при помощи этих слов дать полное определение что такое, правда? Ложь? - В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение: * Правда – это то, что соответствует действительности, истина. * Ложь – это намеренное искажение истины, неправда. - Если обман это плохо, то зачем люди лгут и говорят неправду? -Что значит быть честным? -Что бы вы выбрали: горькую правду или сладкую ложь? - Приходилось ли вам лгать ради пользы? Правда или ложь?» *На березе растут яблоки. *Волк может сидеть на дереве. *Зимой идет снег. *Если у рыбы хорошее настроение, она поет. *ЖИ, ШИ пиши с буквой И. *ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю. *Завтра будет суббота. *Наша земля плоская. *Петух играет на рояле. *На елке растут яблоки. *Наша Земля круглая. *Летом идет дождь. *Собака ловит мышей. *Если у слона хорошее настроение, то он летает. Предлагаю из слов составить пословицы и объяснить их смысл. Честность всего | тот добро наживет. | Кто правдой живет | дороже. | Правду в мешке | не красит. | Ложь человека | не утаишь. | Честность всего дороже. Кто правдой живет, тот добро наживет. Ложь человека не красит. Правду в мешке не утаишь. Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения. 1) Сказал – сделай. 2) Не уверен – не обещай. 3) Ошибся – признайся. 4) Говори только то, что думаешь. 5) Не можешь сказать правду – объясни почему. 6) Поступай только честно. -Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами. | Слушают учителя Отвечают на вопросы Выполняют работу На доске Выходим по одному. В словаре Объяснение понятий совместно с детьми, опираясь на их знания Слушают рассказ Отвечают на вопросы Соединить слова взаимопроверка (Проверка на слайде) Отвечают на вопросы устно |
6. Рефлексия Подведение итогов Задание от папы (Шифр) | - Давайте подумаем, а на все ли вопросы мы помогли ответить Пиноккио? Предполагаемые ответы детей: (Да) - Давайте вспомним их. (Что такое правда? Что такое ложь? Почему люди лгут? Как ложь влияет на человека? ) - Мы ответили на все вопросы-подсказки, которые дала нам фея, но чтобы вернуть Пиноккио прежний облик нужно произнести волшебные слова, а т. к. эти слова волшебные – они зашифрованы. Ваша задача собрать их по букве. Перед вами алфавит, каждая буква пронумерована , ваша задача составить в порядке возрастания чисел слова. - «Говори всегда правду» - хором. - Вот и вернулся к Пиноккио его прежний облик, я надеюсь, это будет для него хорошим уроком. -Давайте оценим нашу сегодняшнюю работу. На ваших партах лежат карточки. Зеленая и красная. Зеленая – я буду говорить всегда правду! Красная – я сомневаюсь и может где - то буду лгать! - Необычное наше занятие. Это всё запомни вы, В жизни это примени. Вы истину мне расскажите, Себя ложью не черните. | Отвечают на вопросы Вспоминают пройденное на уроке Выполнение задания |
«Правда или ложь? Что же лучше?- не поймёшь.»
(слайд 1)- Занятие учащейся 9 «В» класса МБОУ «СОШ № 2 ст. Архонская»
Савкуевой Саиды.
Цели: - познакомить учащихся с понятиями «правда» и «ложь»;
Задачи: - способствовать профилактике асоциального поведения; - воспитание таких нравственных качеств, как честность, справедливость.
Ход занятия:
1. Самоопределение.
Здравствуйте! Садитесь. Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, я предлагаю послушать стихотворение.
Никого не красит ложь!
Если хоть разок соврешь,
Друга можешь потерять,
Будешь врать опять, опять.
Знают взрослые и дети:
Ложь затягивает в сети.
Нелегко их разорвать
Лучше никогда не врать!
2.Постановка учебной задачи и определение темы.
Кто догадался, о чём мы будем говорить? (О лжи)
У лжи есть антоним. Это-….(правда) и тема нашего занятия звучит так: «Правда или ложь? Что же лучше?- не поймёшь.»
(слайд 2) «Правда или ложь? Что же лучше?- не поймёшь.»
Как вы думаете, чему вы можете научиться на занятии с такой темой? (слайд 3)
3. Открытие нового знания.
(слайд 4) «За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры: одну звали Правда, другую – Ложь. Правда была красивой, сильной, гордой; а Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сеять зерно, чтобы урожай вырастить, а ложь тут как тут: «Что вам тут трудиться, да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет». Честный народ ее не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву; ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это – голод для народа. Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Правда и корила, и стыдила, а ей хоть бы что, знай себе, врет и обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее избавиться».
- Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя от Лжи?
(Слайд 5) Перед вами слова. (Истина, честность, неправда, обман).
Одни из них являются синонимами к слову «правда», а другие к слову «ложь». Распределите их на группы.
- Ребята, скажите, а что значит быть честным? (никогда никого не обманывать, говорить только правду, не лгать, не врать).
(слайд 6) С древних времен все народы были уверены в силе честности и посвятили этой теме много пословиц и поговорок. Рядом с честностью всегда стоят справедливость, любовь и дружба. Честным может стать каждый из нас, важно развивать в себе это стремление. А помогут нам в этом пословицы про честность
Работа в группах (по 2 пословицы)
Работа с пословицами.
Предлагаю из слов составить пословицы и объяснить их смысл.
Честность всего | тот добро наживет. |
Кто правдой живет | дороже. |
Правду в мешке | не красит. |
Ложь человека | не утаишь. |
(слайд 7) Честность всего дороже. Кто правдой живет, тот добро наживет. Ложь человека не красит. Правду в мешке не утаишь. (А вашей группе я предлагаю
пословицу показать без слов. Пусть товарищи угадают)Думаю, что вам не трудно будет составить правила честного поведения. (добавить слова в предложения из слов для справок)
(слайд 8) Правила честного поведения (использование документ-камеры)
1.Сказал – __________. 2) Не уверен – __________.
3) Ошибся – __________. 4) Говори только то, что _________.
6) Поступай только __________.
Слова для справок: сделай, не обещай, думаешь, признайся, честно.
Давайте проверим вашу работу. (самопроверка)
(документ-камера) Правила честного поведения
1.Сказал – сделай. 2) Не уверен – не обещай. 3) Ошибся – признайся. 4) Говори только то, что думаешь. 5) Поступай только честно.
Если вы будете соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, то вас, действительно, можно считать честными.
(слайд 9) фото своей семьи или любой дружной семьи.
Наставляя своих детей, родители желают им «жить по совести, честно, без обмана. Ведь семья — это самое важное, что есть в мире. Благодаря тому, что в нашей семье царит всегда мир и покой, взаимопонимание, уважение и почет к каждому — мы стоим твердо на ногах и уверены в завтрашнем дне. Надо любить и уважать своих родителей — не причинять им боли и стыда своим поведением. Семья – это моя опора. Семья – это моя крепость. Честность очень нужна в каждой семье, так как делает ее крепкой и счастливой.
Рефлексия : Ребята, если наш сегодняшний разговор помог вам разобраться в понятиях честность и лживость, то поднимите солнышко, если не всё было понятно, то прикройте солнышко тучкой, если вам было не комфортно и неинтересно, то покажите только тучку. Спасибо вам за искренность. Пусть честность станет вашим спутником по жизни, даст возможность получить уважение и понимание окружающих. Пусть ведет вас к успеху!
ТЕМА: «ОБМАН И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ».
ЦЕЛЬ:
1)познакомить учащихся с понятиями «правда» и «ложь»;
2)содействовать совершенствованию навыков культуры общения через речевые упражнения, поговорки, пословицы;
3)способствовать формированию таких нравственных качеств, как «честность», «справедливость»;
4)убедить учеников в том, что человек, умеющий нести
ответственность за свои поступки, достоин уважения.
ЗАДАЧИ:
Учить детей говорить правду.
Развивать речь, мышление.
Воспитывать такие нравственные качества как честность,
справедливость.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня на классном часе мы
поговорим о таких понятиях, как «правда» и «ложь».
-На доске записаны мудрые высказывания великих людей.
Прочтите и объясните их значение.
*«Тля ест траву, ржа — железо, а ложь — душу»
*«Ложь подобна тяжкому удару: если рана и заживет, рубец останется»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Обсуждение понятий «правда», «ложь».
\На доске вспомогательные таблички. \
– Ребята, давайте посмотрим, что такое «правда»?
ПРАВДА – это высказывание соответствующее действительности.
-Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»? (Истина, честность).
-А что значит быть честным? (Ответы детей)
(Никогда никого не обманывать, говорить только правду, не лгать,
не врать).
Нас с детства учили, что обманывать это плохо. Абсолютно все религии, не смотря на различные разногласия, также против лжи. И при этом все люди продолжают бесстыдно врать. Почему?
– Когда человек прибегает ко лжи?
ЛОЖЬ – это намеренное искажение истины, с определённой целью и намерениями.
-Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»? (неправда, вранье, обман, фантазия).
– Как вы понимаете значение слова «фантазия»?
ФАНТАЗИЯ – это продукт воображения, мечта.
Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»? (Нет).
Кто из сказочных героев часто прибегает ко лжи и обману?
(Лиса, Баба Яга и др.).
Как в сказках наказывается ложь?
(Ответы детей)
ВИДЕОРОЛИК
(К.Коллоди «Приключения Пиноккио» – растёт нос;
Н.Носов «Приключения Незнайки …»- мальчики превращались в
ослов).
– К чему может привести ложь?
1.К потери доверия.
К плохой репутации.
3.К пристрастию (привычке).
-А вы часто лжете? (Часто, Редко, Никогда).
-Сейчас мы это проверим.
Обсуждение ситуации.
Как вы поступите, если:
– получите двойку;
– потеряете сменную обувь;
– опоздаете на урок;
Работа с пословицами.
– О правде и лжи есть много пословиц и поговорок. Думаю, вы их
знаете.
Правда дороже (золота).
Кто правдой живет, (тот добро наживет).
Ложь человека (не красит).
Правду, что шило, (в мешке не утаишь)
Лучше горькая правда, чем (сладкая ложь).
Правду, как ни прячь, (все равно наружу выйдет).
Один раз солгал – (другой раз не поверят)
Одна ложь родит (другую).
Правда в огне не горит и …..’… .(в воде не тонет).
-В чём же убеждает нас народная мудрость?
(Пословицы и поговорки убеждают, что во все времена ценили в людях честность и правдивость.)
Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:
-Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу.
Испугается отец и не будет браниться.
Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется
мать и не будет бранить меня.
А я правду скажу, – говорит третий.- Правду всегда легче сказать,
потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.
-Нет, – говорит, – в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости
идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился.
Поворчала на него тетка, да и простила.
-Какая пословица подходит к этому рассказу?
(Правду, что шило, в мешке не утаишь.
Правду, как ни прячь, все равно наружу выйдет.)
-Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами говорили
о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят
рядом.
\Игра на закрепление материала. \
«Правда или ложь?»
*На березе растут яблоки.
*Волк может сидеть на дереве.
*Зимой идет снег.
*Если у рыбы хорошее настроение, она поет.
*ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
*ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.
*Завтра будет суббота.
*Наша земля плоская.
*Петух играет на рояле.
*На елке растут яблоки.
*Наша Земля круглая.
*Летом идет дождь.
*Собака ловит мышей.
*Если у слона хорошее настроение, то он летает.
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-Надеюсь, ребята, этот урок помог вам стать честнее и добрее.
Человек, который избавляется ото лжи в сердце, всегда счастлив и
радостен.
Составление правил честного поведения.
-Сказал – сделай.
-Не уверен – не обещай.
– Ошибся – признайся.
-Говори только то, что думаешь.
-Поступай только честно.
Все сказали:
-Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
-Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
-Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что
в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то
через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
-Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
-Почему Ваня сказал неправду?
-Когда люди чаще всего врут?
-О чем говорится в пословице «У лжи короткие ноги»
Заучивание пословиц о правде и лжи.
-Прочитайте пословицы, выберите ту, которая больше всего понравилась,
запомните её.
* На обмане далеко не уедешь.
* Ложь белой ниткой шита.
* Ложь дружбу губит.
* Лжи много, а правда одна.
* Маленькая ложь за собою большую ведёт.
* Что лживо, то и гнило.
* Ври, да знай меру.
* Кто вчера соврал, тому сегодня не поверят.
* Правда с ложью не дружат.
*Сила слова- в правде.
Практическая работа.
-Представьте, что к нам в гости пришли две девочки, которых зовут Правда и
Ложь. Обе они рассказывают нам о сегодняшней погоде.
-Что скажет девочка Правда, а что девочка Ложь?
-Дружат ли эти девочки?
-Нарисуйте этих девочек. Как вы их себе представляете?
Итог занятия.
-Что чувствует человек, который говорит неправду?
-Что чувствует человек, когда его обманывают?
-Почему человеку просто необходимо обладать такими качествами, как
правдивость и честность?
-Трудно ли признаться в своих ошибках?
-Нужно ли держать обещанное слово?
Работая над собой, нужно помнить слова великого русского писателя Антона
Павловича Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно-и лицо, и душа, и
одежда, и мысли».