Конспект классного часа по теме:
«Лучше по Совести…»
Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
Задачи:
на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
Оборудование: листочки, ручки, тетради, стикеры, изображения «Дерева мудрости», мудреца.
Ожидаемые результаты:
• Дети смогут составить представление о таком понятии как «совесть».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
• Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Ход урока.
І. Оргмомент. Этический заряд.
Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем классный час в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя.
Какой я?
Каким я себя чувствую?
Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
ІІ. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой
ТРИ мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? - Конечно, разум- первый мне ответил.
(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево) С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути,
(прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу.
- Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
-Как вы думаете, что считал главным качеством в человеке третий мудрец? Это качество запишите на листочке и прикрепите к дереву.
Работа в группах.
Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют стикер к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем стикеры с одинаковыми качествами, оставляя один , слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Остаётся слово совесть. Ответ сравниваем с ответом мудреца:
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!)
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку)
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о Совести). Тема кл.часа : «Лучше по совести….». (переворачиваю лисы на доске)
- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?
- Прочитайте эпиграф урока.
Самое главное украшение человека – чистая совесть. (Цицерон).
Какой вопрос возникает?
Совесть украшает человека?
Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?
1. Что такое совесть?
2. Нужна ли человеку совесть?
3. Что значит поступать по совести?
4. Какая совесть бывает чиста?
Моделирование понятия “совесть”.
Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова,
которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «СОВЕСТЬ»
Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы; весть - совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет ^совесть -это свет внутри нас; вес - совесть - это то, что имеет вес (значимость): сое (кое) - то, что подает сигнал бедствия; вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.
Работа в парах.
Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на доску.
Афоризмы:
Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.
(Паскаль Блез)
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.
(Кант И.)
Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.
(Суворов А. В.)
Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.
(Гольбах П.)
Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.
(Пушкин А. С.)
Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
(Д. С. Лихачев)
Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
(С. Моэм)
Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
(Генри Луис Менкен)
Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:
Совесть-это
1.Обратимся к словарю В.Н. Даля.
«Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
-Схожи ли наши определения?
IV. «Я – позиция».
Причина «я – позиция».
(в кругу)
- Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)
- Какой надежный щит вы поставите на пути зла?
Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.
Какой вывод можно сделать? (Если мы буде чаще использовать эти качества, то зло не впустим в себя).
«Я – позиция» и общественно-значимая норма.
(в группах)
Задание 1. Ситуации
- Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы, а ради правды, ради долга перед самим собой. Поэтому решению люди и будут судить о человеке.
Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
А) Ситуация первая
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как нужно поступить??
б) Ситуация вторая
На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в зоопарк. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил стекло в классе. Учитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что это сделал ваш друг. Как можно тут поступить по совести?
* После каждой ситуации проводится общая дискуссия.
«Я-Позиция»
Дети садятся в круг.
Как бы вы поступили?
Были ли у вас в жизни похожие ситуации? Как вы поступили?
- Что значит поступать по совести?
- Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).
V. Творческое применение знаний.
- А как вы считаете, можно ли услышать голос совести?
Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?
Когда перед нами встает вопрос, как поступить в той или иной ситуации.
-А если совершил дурной поступок?
Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком.
Для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Но совесть не молчит, Возникает беспокойство. Человек и сам еще не понимает, почему ему так нехорошо. А это уже тихонько заговорила в его душе совесть. Надо принимать решение в такой ситуации. Предлагаю вам расположить ступени решения проблемы.
(Работают в группах.)
Ступени решения проблемы.
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой (разбросать по полу, они должны собрать).
Вывод:
Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой. Совесть – это наш внутренний судья.
-Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
-Было ли стыдно за свои поступки?
-Всегда ли вы поступали по совести?
Свободный выбор.
Портрет совестливого человека
-А вы считаете себя совестливым человеком?
Составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный.)
Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
Отвращает его от… (дурных поступков и действий).
VІ. Рефлексия.
Вернемся к названию темы.
Какой знак поставим? Почему?
-Какую цель мы ставили?
-Смогли мы её достичь?
- Кому удалось понять, что такое совесть?
Изменилось ли у вас мнение о себе, как о совестливом человеке? Если да прошу подойти к дереву мудрости. Если хотите, озвучьте.
Значит, вам есть к чему стремиться!
VІІ. Итог занятия.
На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!