СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов " Парус"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов " Парус"»

ОКОУ « Клюквинская школа – интернат»




урок литературного чтения




М. Ю. Лермонтов «Парус»







учитель начальных классов Куликова О. Д.



Тема урока: "Составление сообщения о М. Ю. Лермонтове. Строфа как элемент композиции стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус"


Цель урока: познакомить учащихся с произведением М.Ю. Лермонтова «Парус» формировать навыки анализа стихотворения; расширять словарный запас.



Задачи:

  1. Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность;

  2. Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении;

3. Обучать элементам литературоведческого анализа; развивать навык анализа литературоведческого произведения; продолжить работу над овладением осознанного выразительного чтения; формирование читательской компетентности, осознание себя грамотным читателем; создавать мотивацию успеха.


Планируемые результаты:


  • Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение; получат возможность научиться воспринимать литературу как искусство.


  • Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):


  • Регулятивные: проявляют инициативу при ответе на вопросы; контролируют и оценивают результаты.


  • Познавательные: строят устные высказывания с учетом учебной задачи.


  • Коммуникативные: участвуют в диалоге при обсуждении произведения.


  • Личностные: понимают эстетические ценности стихотворного текста; высказывают собственное суждение.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ресурсное обеспечение:

"Литературное чтение. 4 класс. 1 часть

Портрет М. Ю. Лермонтова.

Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…»

Лист самооценки.

Проектор, презентация.

Ход урока:



  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.

- Я надеюсь, что наш урок получится интересным, полезным. С урока вы вынесете новые знания, хорошее настроение . Пусть работают не только ваша память, ум, но и душа, и сердце.

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.


- Прочтите пословицу: Не мил и свет, когда друга нет.( слайд )

- Прочитаем пословицу хором с вопросительной интонацией.

………с утвердительной интонацией.


- Ребята, эту пословицу я выбрала неслучайно. Как вы думаете, когда человек чувствует себя по - настоящему несчастным? ( Когда болеет; когда получает плохие оценки; когда у него нет друзей; когда одинок)

-  Действительно, человек всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»? (грусть, растерянность, печаль)

- Как вы видите, эмоции самые разнообразные.

И сегодня мы совершим путешествие по небольшой части творчества М. Ю. Лермонтова и попробуем ответить на вопрос:

- Может ли быть одиноким великий человек или нет? Может ли его эмоциональное состояние отразиться на творчестве?



  1. Подготовка к восприятию: введение в тему.

- Перенесёмся в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М. Ю. Лермонтов.

Видеосообщение о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова

-Послушайте внимательно рассказ о важных моментах в биографии поэта, которое подготовили ваши одноклассники.

- Что нового узнали о поэте?

- Жизнь Лермонтова была очень интересной, но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразиться на его творчестве.

-В 18 лет Лермонтов приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к берегу Балтийского моря и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

( аудиозапись шума моря)


-Как вы думаете, что увидел Лермонтов? (слайд: морской пейзаж)


- Закройте глаза, попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

- Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)

- Близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.

- Посмотрите на картины известного всему миру художника- мориниста Ивана Айвазовского.

(слайды: картины Айвазовского)

-Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.

-Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. (слайд: парус)

-Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря, поэт написал стихотворение «Парус».



4. Первичное чтение стихотворения

- Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

( аудиозапись стихотворения)

-Ваше впечатление. Какое настроение вызывает стихотворение?

- Чтобы вы нарисовали? Какими красками?

-Сравните свой воображаемый рисунок с рисунком М. Ю. Лермонтова.( слайд)

Перед вами первый акварельный рисунок Лермонтова

« Парус». Неопытной рукой, юный художник нарисовал одинокий парус. Он создал картину, еще не видя моря. Так сильна была его мечта о нем – одиноком парусе среди безбрежных просторов. Вначале эту картину нарисовал Лермонтов -художник. Несколько лет спустя создал ее Лермонтов – поэт.

-В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё таки хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.

  1. Повторное чтение и анализ стихотворения

-Прочитайте стихотворение самостоятельно.


а)Беседа по тексту стихотворения.

- Подумайте, какой предмет занимает центральное место в стихотворении, а что является фоном?( парус, фон: море, небо, ветер, солнце)

- Какие эпитеты использует поэт, когда говорит о парусе?( одинокой, мятежный)

-Как вы понимаете слово мятежный?

б)Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный.

- Сколько раз употребляется слово парус? (один)

-Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)

- Найдите олицетворения (оставил , кинул родной край, ищет не счастья, а бури, просит бури)

- Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете?

- Как мы начинаем относиться к парусу?

-Парус, как живой человек, оставил родной край, он не боится бури, ищет не покоя, а бури и волнения, так можно говорить про гордых и смелых людей.


Физминутка. 
Волны (поднимаются и опускаются) – поднимаем и опускаем руки.
Парусник качается по волнам (влево – вправо) – качаем руками влево и вправо. 



в) Работа над пониманием прочитанного и выразительностью

- Сколько строф в стихотворении?(3)

- Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.

г)Работа с таблицей фронтально( слайд)



Что читаем?

Что видим?

Как читаем?

1 строфа



2 строфа



3 строфа



1 строфа



-Что видим?( море, небо, паруса, затишье)

- Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова, но сколько в них силы!

- Как читаем 1 строфу?(спокойно, повествовательно)

- А теперь проследим роль глаголов. Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак белый, а признак и движение паруса.

- А есть ли глаголы, относящиеся к морю?( нет)

-Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.

-Значит как мы будем читать 1 строфу?

2 строфа

-Что мы видим?( парус, шторм, волны, ветер, мачта)

-Природа и море оживают.( играют волны, свищет ветер)

-А парус?( парус тоже полон напряжения: мачта гнется и скрипит)

-А где сейчас по отношению к нам находится парус?( близко, мы слышим скрип мачты)

- Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит»

- Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нем, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться , в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой со стихией.

-Обратите внимание на знаки препинания. Перечислите их.( !,?, ….)

- В стихотворении 4 раза стоит знак многоточие. Что он обозначает?( недосказанность, незавершенность мысли, немой вопрос)

- В стихотворении много вопросов, а есть ли ответы?( нет)

И возможны ли они вообще?

- Вопросительная интонация всегда напряженна. Напряжение обычно снимается ответом, а в этом стихотворении нет ответа. Состояние возбужденности, тревоги не рассеивается, а усиливается. Такой прием называется риторическим вопросом( вопросом, не требующим ответа).



- Как будем читать 2 строфу?( взволнованно, тревожно)

3 строфа

- Что видим?( ослепляющий своей красотой морской пейзаж)

-Где нужно находиться, чтобы видеть эту красоту?( на палубе парусника)

-Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: « Будь таким , как парус!»

-Как будем читать 3 строфу?( светло, торжественно)

д)Выразительное чтение стихотворения детьми

- Прочитаем стихотворение вслух по строфам, так как вы его прочувствовали.(3человека по строфе)

е) (слушание романса А. Варламова)



- Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению, но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс Александра Варламова.


  1. Рефлексия. Итог урока.


- Как выдумаете для чего Лермонтов написал это стихотворение?

-Что он хотел передать в своем стихотворении?( одиночество, тяжелую жизнь)

- Через какие образы?( образ паруса и моря)

-Кто скрывается под этими образами?( поэт и его нелегкая жизнь)

7. Домашнее задание :

1. Выучить стихотворение наизусть (можно спеть его как песню)

2. Сделать рисунок к стихотворению( по желанию)


- А теперь оцените свою работу на уроке, отношение к материалу урока, заполняя рефлексивные листы.

1.На уроке я работал (а)

Активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

3. Урок для меня показался

Коротким/длинным

4.Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Интересен/скучен

5.Моё настроение

Стало лучше/хуже


- Прокомментируйте свой выбор. (Выставление отметок за работу на уроке.)