ОКОУ « Клюквинская школа – интернат»
урок литературного чтения
М. Ю. Лермонтов «Парус»
учитель начальных классов Куликова О. Д.
Тема урока: "Составление сообщения о М. Ю. Лермонтове. Строфа как элемент композиции стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус"
Цель урока: познакомить учащихся с произведением М.Ю. Лермонтова «Парус» формировать навыки анализа стихотворения; расширять словарный запас.
Задачи:
Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность;
Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении;
3. Обучать элементам литературоведческого анализа; развивать навык анализа литературоведческого произведения; продолжить работу над овладением осознанного выразительного чтения; формирование читательской компетентности, осознание себя грамотным читателем; создавать мотивацию успеха.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение; получат возможность научиться воспринимать литературу как искусство.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ресурсное обеспечение:
"Литературное чтение. 4 класс. 1 часть
Портрет М. Ю. Лермонтова.
Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…»
Лист самооценки.
Проектор, презентация.
Ход урока:
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.
- Я надеюсь, что наш урок получится интересным, полезным. С урока вы вынесете новые знания, хорошее настроение . Пусть работают не только ваша память, ум, но и душа, и сердце.
Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.
- Прочтите пословицу: Не мил и свет, когда друга нет.( слайд )
- Прочитаем пословицу хором с вопросительной интонацией.
………с утвердительной интонацией.
- Ребята, эту пословицу я выбрала неслучайно. Как вы думаете, когда человек чувствует себя по - настоящему несчастным? ( Когда болеет; когда получает плохие оценки; когда у него нет друзей; когда одинок)
- Действительно, человек всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»? (грусть, растерянность, печаль)
- Как вы видите, эмоции самые разнообразные.
И сегодня мы совершим путешествие по небольшой части творчества М. Ю. Лермонтова и попробуем ответить на вопрос:
- Может ли быть одиноким великий человек или нет? Может ли его эмоциональное состояние отразиться на творчестве?
Подготовка к восприятию: введение в тему.
- Перенесёмся в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М. Ю. Лермонтов.
Видеосообщение о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова
-Послушайте внимательно рассказ о важных моментах в биографии поэта, которое подготовили ваши одноклассники.
- Что нового узнали о поэте?
- Жизнь Лермонтова была очень интересной, но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразиться на его творчестве.
-В 18 лет Лермонтов приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к берегу Балтийского моря и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.
( аудиозапись шума моря)
-Как вы думаете, что увидел Лермонтов? (слайд: морской пейзаж)
- Закройте глаза, попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.
- Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)
- Близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.
- Посмотрите на картины известного всему миру художника- мориниста Ивана Айвазовского.
(слайды: картины Айвазовского)
-Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.
-Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. (слайд: парус)
-Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря, поэт написал стихотворение «Парус».
4. Первичное чтение стихотворения
- Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
( аудиозапись стихотворения)
-Ваше впечатление. Какое настроение вызывает стихотворение?
- Чтобы вы нарисовали? Какими красками?
-Сравните свой воображаемый рисунок с рисунком М. Ю. Лермонтова.( слайд)
Перед вами первый акварельный рисунок Лермонтова
« Парус». Неопытной рукой, юный художник нарисовал одинокий парус. Он создал картину, еще не видя моря. Так сильна была его мечта о нем – одиноком парусе среди безбрежных просторов. Вначале эту картину нарисовал Лермонтов -художник. Несколько лет спустя создал ее Лермонтов – поэт.
-В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё таки хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.
Повторное чтение и анализ стихотворения
-Прочитайте стихотворение самостоятельно.
а)Беседа по тексту стихотворения.
- Подумайте, какой предмет занимает центральное место в стихотворении, а что является фоном?( парус, фон: море, небо, ветер, солнце)
- Какие эпитеты использует поэт, когда говорит о парусе?( одинокой, мятежный)
-Как вы понимаете слово мятежный?
б)Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный.
- Сколько раз употребляется слово парус? (один)
-Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)
- Найдите олицетворения (оставил , кинул родной край, ищет не счастья, а бури, просит бури)
- Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете?
- Как мы начинаем относиться к парусу?
-Парус, как живой человек, оставил родной край, он не боится бури, ищет не покоя, а бури и волнения, так можно говорить про гордых и смелых людей.
Физминутка.
Волны (поднимаются и опускаются) – поднимаем и опускаем руки.
Парусник качается по волнам (влево – вправо) – качаем руками влево и вправо.
в) Работа над пониманием прочитанного и выразительностью
- Сколько строф в стихотворении?(3)
- Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.
г)Работа с таблицей фронтально( слайд)
Что читаем? | Что видим? | Как читаем? |
1 строфа | | |
2 строфа | | |
3 строфа | | |
1 строфа
-Что видим?( море, небо, паруса, затишье)
- Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова, но сколько в них силы!
- Как читаем 1 строфу?(спокойно, повествовательно)
- А теперь проследим роль глаголов. Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак белый, а признак и движение паруса.
- А есть ли глаголы, относящиеся к морю?( нет)
-Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.
-Значит как мы будем читать 1 строфу?
2 строфа
-Что мы видим?( парус, шторм, волны, ветер, мачта)
-Природа и море оживают.( играют волны, свищет ветер)
-А парус?( парус тоже полон напряжения: мачта гнется и скрипит)
-А где сейчас по отношению к нам находится парус?( близко, мы слышим скрип мачты)
- Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит»
- Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нем, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться , в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой со стихией.
-Обратите внимание на знаки препинания. Перечислите их.( !,?, ….)
- В стихотворении 4 раза стоит знак многоточие. Что он обозначает?( недосказанность, незавершенность мысли, немой вопрос)
- В стихотворении много вопросов, а есть ли ответы?( нет)
И возможны ли они вообще?
- Вопросительная интонация всегда напряженна. Напряжение обычно снимается ответом, а в этом стихотворении нет ответа. Состояние возбужденности, тревоги не рассеивается, а усиливается. Такой прием называется риторическим вопросом( вопросом, не требующим ответа).
- Как будем читать 2 строфу?( взволнованно, тревожно)
3 строфа
- Что видим?( ослепляющий своей красотой морской пейзаж)
-Где нужно находиться, чтобы видеть эту красоту?( на палубе парусника)
-Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: « Будь таким , как парус!»
-Как будем читать 3 строфу?( светло, торжественно)
д)Выразительное чтение стихотворения детьми
- Прочитаем стихотворение вслух по строфам, так как вы его прочувствовали.(3человека по строфе)
е) (слушание романса А. Варламова)
- Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению, но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс Александра Варламова.
Рефлексия. Итог урока.
- Как выдумаете для чего Лермонтов написал это стихотворение?
-Что он хотел передать в своем стихотворении?( одиночество, тяжелую жизнь)
- Через какие образы?( образ паруса и моря)
-Кто скрывается под этими образами?( поэт и его нелегкая жизнь)
7. Домашнее задание :
1. Выучить стихотворение наизусть (можно спеть его как песню)
2. Сделать рисунок к стихотворению( по желанию)
- А теперь оцените свою работу на уроке, отношение к материалу урока, заполняя рефлексивные листы.
1.На уроке я работал (а) | Активно/пассивно |
2.Своей работой на уроке я | Доволен/не доволен |
3. Урок для меня показался | Коротким/длинным |
4.Материал урока мне был | Понятен/не понятен Интересен/скучен |
5.Моё настроение | Стало лучше/хуже |
- Прокомментируйте свой выбор. (Выставление отметок за работу на уроке.)