Открытый урок литературы в 5 классе
Тема: «Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти . Образ природы в сказке-были» (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»).
Цели урока: 1. Показать единство человека и природы
2. Развивать речь, творческие способности учащихся
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе
Эпиграф к уроку: Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (М.М.Пришвин)
Ход урока
Оргмомент
2. Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем разговор о М.Пришвине - об одном из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож. Возможно, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей. Это неверно. Учитель у Пришвина есть - это русский народ. В повестях и рассказах писателя все объединено человеком - неспокойным, думающим, с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку…
Одно предложение: Я прочитал(а) «Кладовую солнца».
Тема нашего урока звучит так: Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были.
3.Целеполагание
Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения Настя и Митраша. Поставьте для себя цель урока. Чему вы хотите научиться, что выяснить, что узнать?
(Обращаемся к словарю, в конвертиках на столах – лексическое значение слов)
4. Слово учителя: Итак, цели поставлены. Прежде, чем начать работу непосредственно по теме урока, давайте восстановим порядок действий в сказке- были (работа с карточкой, взаимопроверка)
5. Беседа с классом.
1)Какими вы видите главных героев сказки-были?
2)Как автор относится к детям?
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью:“Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)
3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?
( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании - мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)
4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?
( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)
5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?
(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)
Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)
6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?
(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)
Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (“Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).
7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?
(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)
8)Какое событие является завязкой повествования?
(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)
9)Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?
(Обратимся к памятке, как вести спор)
10) Какую роль в развитии событий играет природа?
Комментарий учителя:
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.
11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?
(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.
6) Работа в группах
Кроссворд
ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, роль природы в развитии событий.
Любовь, солнце, Травка
7) Домашнее задание
8) Рефлексия