Урок литературного чтения для 4 класса
Тема: Цветаева М. И. «Бежит тропинка с бугорка»
Цели:
познакомить с произведениями М. И. Цветаевой, с её биографией;
развивать внимание к авторскому слову, к употреблению образных выражений;
развивать творческое воображение; формировать умение переводить словесную информацию в зрительную и обратно (словесное рисование).
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки».
Знакомство с биографией М. И. Цветаевой.
Я считаю, что Цветаева – первый
поэт XX века. Конечно, Цветаева.
И. Бродский
Красный цвет, праздничный, жизнерадостный и вместе с тем драматически напряженный, избирает Цветаева в качестве знака своего рождения. Рябина станет символом Цветаевских стихов и самой её жизни – яркая и горькая.
Просмотр видеоролика
Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в московской профессорской семье: отец И.В. Цветаев – основатель Музея Изящных Искусств в Москве, мать М.А. Мейн – пианистка, ученица А.Г. Рубинштейна (умерла в 1906 году). Из-за болезни матери Цветаева в детские годы подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии.
Первыми книгами стихов стали «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912).
В 1918–1922 годах Цветаева вместе с детьми находится в революционной Москве, муж С. Эфрон сражается в белой армии. С 1922 по 1939 год Цветаева находится в эмиграции (за границей), куда отправилась вслед за мужем. Эти годы были отмечены бытовой неустроенностью, сложными отношениями с русской эмиграцией, враждебным отношением критики.
Летом 1939 года, вслед за мужем и дочерью Ариадной, Цветаева с сыном Георгием возвращается на родину. В том же году муж и дочь были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941 году, Ариадна в 1955 году реабилитирована - оправдана). Стихи М. Цветаевой не печатались, работы и жилья не было. В начале войны (31 августа 1941 года), оказавшись в эвакуации в Елабуге (ныне Татарстан), в свою рябиновую пору М. Цветаева покончила жизнь самоубийством.
В начале жизни М. Цветаева писала:
Моим стихам. Написанным так рано,
Что и не знала я что я – поэт…
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Их черёд настал. Теперь Марина Цветаева – классик русской поэзии, одна из её вершин.
Знакомство со стихотворением М. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка» (читает учитель или подготовленный ученик).
Обмен впечатлениями.
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Грустью по ушедшему детству, грустными, но добрыми воспоминаниями)
Самостоятельное чтение стихотворения.
- Перечитать стихотворение и найти доказательство тому, что детство у Цветаевой было счастливым.
Анализ стихотворения.
- В каких строках чувствуется, что детство у Цветаевой было замечательным?
(3 строфа, 2 строки)
- О каких играх вспоминает поэтесса?
(О романтических играх в принцесс, принцев, мушкетёров, так как сарай был замком, а лопаты – шпагами)
- В каждом виде искусств имеются свои средства выражения мыслей, чувств. С помощью чего выражают свои чувства писатели и поэты?
(Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)
- Объясните, что обозначает каждое из этих средств.
(Ответы детей)
- Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении?
(Олицетворение – бежит тропинка, лениво движется Ока, спешат удары, поют колокола, ушли дни. Эпитеты – сонные луга. Метафора – сарай – царственный замок…)
- Поэт рисует картину словами, а художник красками. Какими красками вы бы нарисовали картину к этому стихотворению?
- Какие же чувства вы передали этими красками, а М. Цветаева словами?
- Как бы вы читали это стихотворение?
Подготовка к выразительному чтению.
- Что значит читать выразительно?
Выбрать правильный тон.
Выбрать правильный темп.
Правильно расставлять логическое ударение, паузы.
Представить в своём воображении то, о чём читаешь.
Выразить своё отношение к читаемому.
Читаем самостоятельно.
Работаем над каждой строфой: читаем строфу, вместе объясняем незнакомые слова, рисуем словесную картину.
Ещё раз читаем стихотворение вместе.
Читаем, отстукивая ритм.
Читаем стихотворение друг другу.
Физкультминутка.
Из глубокого колодца (руки буквой «О»).
Солнце медленно встаёт (руки поднимаются над головой).
Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой ладошками вверх).
Луч его нам улыбнётся (руки параллельно ладошками вниз).
Новый день оно начнёт (руки вниз)
Выразительное чтения стихотворения учащимися.
- Чьё чтение вам понравилось больше всего и почему?
Подведение итогов. Оценивание.
Рефлексия.
Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение стихотворения М. Цветаевой «Наши царства», ответить на вопросы по содержанию.
- С другими произведениями Цветаевой вы можете познакомиться на странице моего сайта «Для вас, ребята» - «Читальный зал».