Выступление на МО «Маршрут выходного дня»
Известно, что семья влияет на воспитание ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Выходные являются для родителей теми самыми днями, которые они могут полностью посвятить своему любимому и дорогому чаду. В эти дни развлечения могут быть самими различными: все будет зависеть от того, что предпочитает ваш ребенок, и каков его возраст. Достижением положительного результата будет являться счастливая радостная улыбка на лице Вашего ребенка, его звонкий громкий неумолкаемый смех!
Разработка "маршрутов выходного дня" - один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. «Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута. А тему маршрута может определять: перспективное, календарное планирование.
Целью разработки «маршрутов выходного дня» является взаимодействие и сотрудничество воспитателей с родителям. Цель может быть реализована через решение следующих задач:
• Обеспечить физическое, эмоциональное, патриотическое, интеллектуальное развитие ребёнка в ДОУ и семье.
• Формировать активную позицию родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе.
Ответ на вопрос: «Куда пойти с ребенком в выходные?» - весьма риторический. Это могут быть как различные парки, так развлекательные центры, детские кафе, зоопарк, театр, аквапарк, каток и многое другое. Все будет зависеть от того, какая на улице погода.
Я предлагаю вашему вниманию 2 маршрута выходного дня: для детей мл. и ст. дошк. возраста.
Оба маршрута разработаны в рамках микрорайона «7 ветров». Начать нашу прогулку я предлагаю у пешеходного перехода, где находится светофор.
На данной остановке необходимо познакомить детей со светофором, пешеходным переходом. Можно задать ребенку вопросы:
- для чего нужны нарисованные на дороге полоски?
-для чего нужен светофор?
-на какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
-на какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу?
-можно ли переходить дорогу без взрослых?
Также можно вспомнить название транспорта, который движется по дороге:
троллейбус, автобус, маршрутное такси, автомобили (словарная работа).
Далее родителям предлагается литературный материал: стихи, загадки по теме «Пешеходный переход»
После этого можно перейти к остановке 2 –палисадник у магазина «Радеж».
На этой остановке можно спросить у детей, знают ли они что такое «палисадник»? ( это участок между домом и дорогой (тротуаром), огороженный забором (палисадом).
Предложите детям рассмотреть деревья и др. растения, растущие здесь.
-какие вы знаете деревья?
-одинаковые ли листочки у всех деревьев?
Наиболее знакомые представители растительного мира, растущие в этом палисаднике – береза, рябина и ель.
Можно прочитать детям стихи и загадки об этих деревьях.
Третья остановка – Парк нашего микрорайона.
В парке можно познакомить детей с разнообразием растительного мира, отличием дерева от кустарника. Помимо деревьев, увиденных на ост. 2, можно рассмотреть и др.деревья: тополь, сосну, клен. Вместе с детьми поиграть в подвижные игры: «С какого дерева листок?», «Обними … дерево».
На этой остановке можно показать детям разнообразные трявянистые растения: одуванчик, подорожник, ромашку. Это лекарственные растения, но собирать их в черте города не рекомендуется.
Вместе с детьми можно отыскать в траве насекомых: кузнечика, «божью» коровку, муравья, бабочку. Рассказать детям о пользе насекомых: пчелы собирают мед, стрекозы, осы, «божьи» коровки поедают вредных насекомых.
Последняя 4-ая остановка – детские аттракционы. Это самая интересная остановка. Прежде, чем отправить ребенка на батуты, надувные горки. Обязательно поговорите с ребенком о соблюдении правил безопасности:
- почему нельзя баловаться на аттракционах?
- если потерял из виду маму или папу к кому нужно обратиться?
-если ты устал или тебе стало плохо, что нужно сделать?
Рекомендации для родителей: количество остановок необходимо выбирать, основываясь на состоянии ребенка и его интересе.
Для детей старшей группы мы разработали др. маршрут, также состоящий из 4-х остановок: библиотека, теннисный корт, парк и также детские аттракционы.
На 1-й ост. детям можно задать вопросы:
-где хранятся книги? (дома в шкафу). А если вы хотите прочитать какую-то книгу, а у вас дома ее нет, где можно взять? (в магазине или библиотеке).
Рассказать детям, что наша библиотека носит имя В.Шукшина. Это известный писатель, наш земляк, который писал о русском народе.
Подойдя к теннисному корту, спросить у детей, знают ли они, что это за площадка?
-каким видом спорта здесь занимаются?
-какой спортивный инвентарь нужен для игры в теннис? (ракетка и мячик)
Рекомендации для родителей: после каждой прогулки предложить детям поделиться своим впечатлениями с родными дома, сверстниками в детском саду и зарисовать свои впечатления в семейном календаре на страничке «Как прекрасен этот мир»
Для того, чтобы родители могли отправиться со своим ребенком на экскурсию по культурным и историческим объектам нашего города, мы создали серию буклетов с методическими рекомендациями.
А сейчас я предлагаю разбиться на группы и разработать по одной остановке своего маршрута выходного дня для родителей определенной возрастной группы.
Алгоритм составления маршрута выходного дня:
выбор маршрута,
определение остановок,
продумывание и составление вопросов для детей,
подбор литературного и информационного материала,
продумывание походного снаряжения (альбом, карандаши, фотоаппарат, видео камера, запас питьевой воды, удобная обувь),
планирование прогнозируемого результата.
(работа по подгруппам)
Ответы участников МО.