Тема урока: Массивы в Паскале
Цели урока:
Образовательная: обеспечить формирование и использование учащимися знаний о массивах, видах и характеристиках массивов, основных операциях над элементами массива. Показать формат описания одномерного массива на языке программирования Pascal.
Развивающая: развивать алгоритмическое мышление; навыки формализации при решении информационных задач с помощью средств языка программирования; умение выделять в информационных моделях параметры для автоматической обработки на компьютере; навыки самостоятельной работы.
Воспитательная: восприятие компьютера как инструмента обработки информации, воспитание чувства коллективизма и ответственности друг за друга.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: синтетическая.
Место урока в учебной теме: первичный
Методы и методические приемы:
1 Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ - объяснение, описание, беседа,
б) наглядный: иллюстрации, демонстрация, ТСО.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.
3. Визуальный: составление логических цепочек.
4. Суггестивный: применение различных видов искусства.
5. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью):
6. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Межпредметные связи: математика, экономика
Материалы и оборудование: флипчарт, проектор, ноутбук, карточки с заданиями
Основные понятия и термины: массив
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос
Выход на тему урока, целеполагание
Посмотрите внимательно на экран, перед вами лексическое значение одного слова французского происхождения, которое я выписала из большого энциклопедического словаря. (Текст на слайде:)
- (слово французского происхождения, обозначающее мощный или сплошной) совокупность множества однородных по каким-либо признакам объектов, предметов, данных и т.п., например: жилой…, лесной…, горный…, информационный…
Скажите, какое это слово? Оно будет главным в теме нашего урока.
(Массив). Да, действительно это слово - массив, а тема урока – «Массивы в Паскале».
Изучение нового материала
Но давайте ещё раз обратимся к лексическому значению слова массив.
Какие, по – вашему, слова определяют сущность понятия массив? (совокупность, множества, однородные).
А где ещё вы сталкиваетесь с определением «однородные»? (в русском языке - однородные члены предложения.) Подберите синонимы к этому слову. (одинаковые, однотипные).
Другими словами можно сказать, что массив – это множество однотипных объектов, имеющих общее название (имя). В жизни мы часто сталкиваемся с такими множествами. Например (слайд с примерами):
Назовите окружающие вас в кабинете объекты, которые можно объединить в массивы. (окна, столы, компьютеры, члены жюри, ученики класса)
Как правило, массивы содержат большое количество данных, которые необходимо где-то сохранить и обработать. И сделать это может? (компьютер).
В компьютерной программе массив- это набор однотипных данных, хранящихся в памяти и имеющих имя.
Какие характеристики имеет массив?
Массив имеет следующие характеристики:
имя - название массива;
индекс - номер элемента в массиве;
элемент - каждое значение в массиве;
размер - количество элементов в массиве.
Существуют различные виды массивов по размерности, в школьном курсе вы познакомитесь с двумя – одномерными и двумерными (слайд с видами массивов). Перед вами на экране примеры объектов, представляющих такие массивы (на слайде изображения шкафа с одинаковыми ящиками и зрительный зал).
Назовите их характеристики.
Имя массива? (шкаф)
Индексы ? (номера ящика)
Элемент массива? (содержимое ящика)
Размер? (5)
2) Имя массива? (кинозал)
Индексы? (номер ряда, номер места)
Элемент массива? (человек, занимающий место)
Размер? (количество рядов, количество мест в ряду)
Как описать массив на языке Pascal?
Вспомните, в каком разделе программы описываются переменные, константы? (в разделе Var).
Массив также задаётся в разделе Var. Запишите формат описания:
Имя массива: array [размер] of тип данных;
(где array и of – ключевые слова, размер: [начальный индекс . . конечный индекс ])
Пример: spisok:array [1..5] of string; (массив с именем spisok может вместить 5 элементов строкового типа).
Обратитесь к опорному листу. Внимательно изучите таблицу условных обозначений элементов массива в Pascal и попытайтесь самостоятельно описать массивы, выполняя задания 1 и 2. (время выполнения 3-4 минуты).
Сравните свои результаты с образцом, исправьте ошибки (слайд с правильными ответами).
Итак, план урока по всем пунктам выполнен? Но?… Хотели бы вы прямо сейчас проверить свои знания на интересной для вас практической задаче?
Систематизация полученных знаний.
Работа с ПК
Ребята, я знаю, что в школе любят играть в баскетбол и есть сборная команда. Давайте вместе создадим программу, отбирающую кандидатов в её состав из числа учащихся, рост которых превышает 170 см.
Какие данные нам для этого необходимы? (фамилии учащихся и их рост в сантиметрах).
Как вы думаете, эти данные будут храниться в одном массиве или двух? (предлагаются варианты, идёт обсуждение).
Необходимы два массива: строковый для ввода фамилий и числовой для значений роста учеников. И третий массив для хранения результата: фамилий кандидатов в сборную школы.
Обратите внимание, что в предложенном алгоритме решения данной задачи встречается уже известная вам операция «выбор по условию».
Как реализовать на языке Pascal эту операцию, а также ввод данных в массив и вывод из него вы узнаете на последующих уроках, поэтому эту часть программы написала я сама, и ошибок в алгоритмическом разделе нет, тем не менее, программа не работает. В чём тут дело? Я уверена, что знания, полученные вами сегодня, помогут устранить ошибку, и компьютер выведет на экран список учащихся вашего класса, кандидатов в сборную школы.
Займите свои рабочие места за компьютерами. Запустите инструментальную оболочку программы Turbo Pascal 7.0 .
Текст программы на языке Pascal:
program basket;
uses crt;
var
N,i,k:integer;
BEGIN
Clrscr;
writeln('Введите количество учеников');
readln(N);
writeln('Введите фамилию и рост ученика');
for i:=1 to N do
begin
write('fam[',i,']= ');
read(fam[i]);
write('rost[',i,']= ');
readln(rost[i]);
end;
k:=0;
for i:=1 to N do
if rost[i]=170 then begin
k:=k+1;
kom[k]:=fam[i];
end;
if k=0 then
writeln('кандидатов нет')
else
writeln('Список претендентов в сборную школы');
Writeln;
for i:=1 to k do
writeln(kom[i]);
readln
end. )
(ученики, советуясь и помогая друг другу, дописывают недостающие строки программы в раздел var
fam:array[1..10] of string;
rost:array[1..10] of integer;
kom:array[1..10] of string;
вводят данные и получают результат)
Подведение итогов урока.
Давайте подведём итог нашего урока.
Что нового вы сегодня узнали?
Понравился вам урок?
Домашнее задание
§ 17 – 18 стр. 105 – 115, задание в тетради
Задан массив А, состоящий из n чисел. Найти среднее арифметическое его элементов. Элементы вводятся с клавиатуры.
Найти сумму элементов массива с четными номерами, содержащего N элементов. Элементы вводятся с клавиатуры.
Найти наименьший элемент одномерного массива, состоящего из n элементов. Элементы вводятся с клавиатуры.