СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии проблемного обучения в организации образовательного процесса в ДОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» (словарь С.И.Ожегова).

Проблемное обучение- обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теорет. и практич. проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Суть проблемного обучения- постановка перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создание условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески его решить,т.е. формировать у детей самостоятельное активное творческое мышление. 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс для педагогов «Использование технологии проблемного обучения в организации образовательного процесса в ДОО»»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Полевского городского округа «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» Мастер – класс для педагогов  « Использование технологии проблемного обучения в организации образовательного процесса в ДОО»   Подготовил воспитатель средней группы № 10: Вахрамеева Наталья Леонидовна, 1 К.К. 1

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

Полевского городского округа «Центр развития ребенка –

Детский сад № 70 «Радуга»

Мастер – класс для педагогов « Использование технологии проблемного обучения в организации образовательного процесса в ДОО»

Подготовил воспитатель

средней группы № 10:

Вахрамеева Наталья Леонидовна, 1 К.К.

1

Появление технологии проблемного обучения Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью… способные к сотрудничеству… Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию? Внедряйте технологию проблемного обучения в образовательный процесс. Основателем Технологии  проблемного обучения в дошкольной педагогике принято считать американского педагога и психолога Джона Дьюи , который в 1894 году Джон Дьюи (1859-1952) основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали « обучение путем делания ». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. 1

Появление технологии проблемного обучения

Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью… способные к сотрудничеству… Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию? Внедряйте технологию проблемного обучения в образовательный процесс.

Основателем Технологии проблемного обучения в дошкольной педагогике принято считать американского педагога и психолога Джона Дьюи , который в 1894 году

Джон Дьюи (1859-1952)

основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали « обучение путем делания ». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

1

Проблемное обучение « Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» (словарь С.И.Ожегова). Проблемное обучение - обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теорет. и практич. проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Суть проблемного обучения- постановка перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создание условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески его решить,т.е. формировать у детей самостоятельное активное творческое мышление.  Этапы проблемного обучения : 1) постановка проблемы ; 2) актуализация знаний ; 3) выдвижение гипотез, предположений 4) логическая проверка решения 5) введение в систему знаний, проверка гипотезы практикой

Проблемное обучение

« Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» (словарь С.И.Ожегова).

Проблемное обучение - обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теорет. и практич. проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Суть проблемного обучения- постановка перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создание условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески его решить,т.е. формировать у детей самостоятельное активное творческое мышление.

Этапы проблемного обучения :

1) постановка проблемы ;

2) актуализация знаний ;

3) выдвижение гипотез, предположений

4) логическая проверка решения

5) введение в систему знаний, проверка гипотезы практикой

  Формы организации проблемного обучения в ДОУ.   1.Проблемный вопрос 2.Проблемная задача 3.Проблемная ситуация 1.Проблемный вопрос :  (почему, зачем) это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. 2.Проблемная задача: Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос? 3. Проблемная ситуация : Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

Формы организации проблемного обучения в ДОУ.

1.Проблемный вопрос

2.Проблемная задача

3.Проблемная ситуация

1.Проблемный вопрос : (почему, зачем)

это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

2.Проблемная задача:

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

3. Проблемная ситуация :

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

  Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками:   Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. Создание противоречия, проблемной ситуации. Организация противоречия в практической деятельности детей Рекомендации по стилю общения с детьми: Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу – аргументировано. Используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач. Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников: Не раскрывайте истину, а научите ее находить Постоянно открывайте перед детьми «Тайну двойного» (положительные и отрицательные характеристики рассматриваемого предмета) Учите детей разрешать противоречия

Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками:

  • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
  • Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
  • Создание противоречия, проблемной ситуации.
  • Организация противоречия в практической деятельности детей

Рекомендации по стилю общения с детьми:

  • Выслушивайте каждого желающего.
  • Давайте только положительные оценки: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
  • Не навязывайте своего мнения.
  • Учите детей возражать Вам и друг другу – аргументировано.
  • Используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:

  • Не раскрывайте истину, а научите ее находить
  • Постоянно открывайте перед детьми «Тайну двойного»

(положительные и отрицательные характеристики рассматриваемого предмета)

  • Учите детей разрешать противоречия
Вывод:  При использование технологии проблемного обучения в ДОУ воспитанники сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать. Применение в образовательном процессе методов и приемов проблемного обучения поможет педагогам сформировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.

Вывод:

При использование технологии проблемного обучения в ДОУ воспитанники сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения.

У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Применение в образовательном процессе методов и приемов проблемного обучения поможет педагогам сформировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.

Список литературы: Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь / УрГПУ. Екатеринбург, 1995.

Список литературы:

  • Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  • Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь / УрГПУ. Екатеринбург, 1995.
Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!