Муниципальное автономное дошкольное учреждение
Полевского городского округа «Центр развития ребенка –
Детский сад № 70 «Радуга»
Мастер – класс для педагогов « Использование технологии проблемного обучения в организации образовательного процесса в ДОО»
Подготовил воспитатель
средней группы № 10:
Вахрамеева Наталья Леонидовна, 1 К.К.
1
Появление технологии проблемного обучения
Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью… способные к сотрудничеству… Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию? Внедряйте технологию проблемного обучения в образовательный процесс.
Основателем Технологии проблемного обучения в дошкольной педагогике принято считать американского педагога и психолога Джона Дьюи , который в 1894 году
Джон Дьюи (1859-1952)
основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали « обучение путем делания ». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
1
Проблемное обучение
« Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» (словарь С.И.Ожегова).
Проблемное обучение - обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теорет. и практич. проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Суть проблемного обучения- постановка перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создание условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.
Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески его решить,т.е. формировать у детей самостоятельное активное творческое мышление.
Этапы проблемного обучения :
1) постановка проблемы ;
2) актуализация знаний ;
3) выдвижение гипотез, предположений
4) логическая проверка решения
5) введение в систему знаний, проверка гипотезы практикой
Формы организации проблемного обучения в ДОУ.
1.Проблемный вопрос
2.Проблемная задача
3.Проблемная ситуация
1.Проблемный вопрос : (почему, зачем)
это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
2.Проблемная задача:
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
3. Проблемная ситуация :
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками:
- Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
- Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
- Создание противоречия, проблемной ситуации.
- Организация противоречия в практической деятельности детей
Рекомендации по стилю общения с детьми:
- Выслушивайте каждого желающего.
- Давайте только положительные оценки: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
- Не навязывайте своего мнения.
- Учите детей возражать Вам и друг другу – аргументировано.
- Используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.
Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:
- Не раскрывайте истину, а научите ее находить
- Постоянно открывайте перед детьми «Тайну двойного»
(положительные и отрицательные характеристики рассматриваемого предмета)
- Учите детей разрешать противоречия
Вывод:
При использование технологии проблемного обучения в ДОУ воспитанники сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения.
У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
Применение в образовательном процессе методов и приемов проблемного обучения поможет педагогам сформировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.
Список литературы:
- Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь / УрГПУ. Екатеринбург, 1995.
Спасибо
за внимание!